Пурюшина Елена Николаевна
НОД по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по сюжетной картине «Путешествие в зимний лес».
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Учить детей составлять небольшой рассказ по сюжетной картине, используя имеющиеся знания и представления. Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Зима».
Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи.
Воспитывать дружелюбие, внимательное отношение к ответам товарищей.
Предварительная работа:
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе, Рассказывание по сюжетной картине „Путешествие в зимний лес“,» размещена в разделах
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Ежедневные наблюдения за изменением в природе с приходом зимы. Словесная игра «Подбери признак», дидактическая игра «Скажи: какая? Какой? Какие?», чтение русской народной сказки «Снегурочка», беседа по рассмотренному мультфильму «Маугли».
Материал к занятию: «Посылка», письмо, бананы, рисунок Маугли, сюжетная картина (нарисованная на ватмане) «Снегурочка в зимнем лесу», фрагмент Relax (ветер, П. Чайковский 1-я симфония, 2-я часть – «Зимние грозы», С. Прокофьев «Фея – Зимы» из балета «Золушка».
Ход НОД:
Организационный момент:
- Дети, сейчас я открою вам секрет. Нам пришла посылка. По до-роге в детский сад я зашла на почту и получила ее. Посмотрим, что в ней?
(одному из детей предлагается на ошупь определить, что находится в посылке. Он определяет в посылке – бананы).
- А я еще, что-то вижу. Это письмо. Интересно от кого посылка и письмо в ней? Послушайте письмо внимательно, я его прочту, а по-сле прослушивания задам вам вопросы.
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Маугли. Я живу в далекой стране
Лимпопо, где круглый год лето. Недавно у нас
Был новогодний праздник. К Новому году мы
наряжали ветвистую зеленую пальму. Мы по-
весили на ветки ананасы, лимоны, апельсины
бананы. Пальма у нас получилась красивая и
нарядная. Потом мы пели песни и танцевали
настроение у всех было веселое, просто
замечательное. Я слышал, что в вашей стране
сейчас время года Зима и скоро наступит
новый год и на праздник приходят Дед Мороз
и Снегурочка. Дед Мороз к нам тоже приходит
на праздник, а вот кто такая Снегурочка я не
знаю. Расскажите, пожалуйста, мне кто такая
снегурочка, какая у вас бывает Зима?
Пришлите мне, пожалуйста, рисунки.
До свидания!
Ответы на вопросы по прослушанному письму.
- Дети, от кого пришло письмо? (показ рисунка Маугли)
- Где живет Маугли?
- О каком празднике рассказал Маугли?
- Какое дерево наряжают к новогоднему празднику в Лимпо-по?
- Чем украсили пальму? (показ рисунка)
- Что делали возле пальмы ребята?
- Какое у всех было настроение?
- О чем нас просит рассказать Маугли? (ответы детей)
- Дети, давайте расскажем Маугли, какая у нас бывает зима.
Посмотрите в окно, все кругом стало белым-бело. Что изме-нилось в природе? (ответы)
- Скажите, какая зимой бывает погода? (морозная, снежная, холодная, метельная, вьюжная).
- Что произошло с деревьями? (ответы)
- Куда делись грачи, журавли, ласточки? (ответы).
- А какие птицы остались у нас зимовать? (ответы).
- Что произошло с водоемами? (ответы).
- Молодцы. Все заметили. А теперь поглядим вокруг глазами художника.
- Какие краски ушли вместе с осенью, а какие пришли с зимой? ( Ушли осенние краски: желтая, зеленая, оранжевая, красная. С зимой пришла белая краска)
- Да, белого цвета зимой больше всего.
- А какие еще цвета любит зима? (Зима любит голубой цвет, сиреневый, серый, синий).
- Правильно, поэтому их называют холодными цветами.
- Это цвета снега, льда, зимнего неба.
- Что можно сказать о снеге? Какой он? (белый, чистый, мяг-кий, воздушный, пушистый.)
- Какими красивыми словами можно сказать о зиме? (морозная, сказочная, снежная, волшебная.)
- Вот сколько красочных слов вы придумали.
- А теперь скажите, какой бывает лес зимой? (спящий, дрему-чий, неподвижный, суровый, волшебный, сказочный).
- А сейчас я вас приглашаю поехать со мной в сказочный зим-ний лес. Хотите?
- Но для этого надо выбрать самый быстрый транспорт.
- На чем мы поедем?
- Можно поехать на поезде? (нет, поезда не могут передвигать-ся там, где нет рельсов, а в лесу их нет).
- Можно полететь на самолете? (самолет не может приземлить-ся в лесу).
- Можно поехать на такси (нас много и мы все в одно такси не поместимся).
- Ну, что ж я вижу, что вы готовы отправиться в путь.
- И предлагаю вам поехать на сказочном транспорте. Пусть это будут наши стульчики. Возьмите стульчики и парами поставьте их друг за другом. Садитесь. Все уселись, давайте скажем волшеб-ные слова, и наши стульчики полетят в зимний лес.
РАЗ-ДВА-ТРИ
СТУЛЬЧИК МОЙ ЛЕТИ
- Закройте глазки и представляйте все, о чем я буду рассказы-вать. (Включается запись фрагмент Relax (ветер, П. Чайковский 1-я симфония, 2-я часть – «Зимние грозы»)
Завертелась вьюга
Словно карусель.
Медленно сначала,
А потом быстрей
Ничего не видно,
Все белым – бело.
Наконец-то стихло,
Землю замело.
- Вот мы и прилетели в сказочный зимний лес.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
- Посмотрите, лес стоит неподвижно.
Физкультминутка «В лесу»
В лесу было тихо, деревья дремали (руки поднять вверх, под-няться на носки)
Вот ветер подул, и они застонали (движения кистями рук из стороны в сторону)
Безжалостно ветер ломал их порой (руки вытянуть, наклоны влево-вправо)
Под дерево сели ребята гурьбой (приседания)
Дождались, чтоб стихло ненастье
И снова как прежде стоит тишина.
Дружно встаем мы в кружок (образуют круг)
Получается – снежок,
Но подул вдруг ветерок
Закружился наш снежок, (плавными движениями покачивают руки из стороны в сторону, кружатся, дуют, изображают ветерок).
Кружатся снежинки, белые пушинки.
Кружились, кружились и на полянке очутились.
- Ой, какие пенечки, давайте потихонечку сядем на них и послу-шаем в лесу тишину.
Рассматривание картины.
- Посмотрите, кто-то сюда к нам приближается (раскрывает воспитатель картину).
- Дети, давайте внимательно рассмотрим картину.
- Какое время года изображено на картине? (Зима)
- Почему вы считаете, что это зима? (ответы)
- Какие стоят вдали деревья в лесу? (голые, замороженные, неподвижные.)
- Узнаете эту девочку? (Снегурочка).
- Как вы думаете, где она гуляет? Почему? (ответы)
- Скажите, Снегурочка боится мороза? Почему? (ответы)
- Опишите, пожалуйста, как одета Снегурочка? (ответы).
- Кого вы видите на весной полянке рядом со Снегурочкой? (ответы).
- Молодцы!
- Какое настроение у вас вызывает эта картина? (ответы).
- Как бы вы назвали эту картину? (из всех предложенных деть-ми вариантов выбирается наиболее удачный).
- А теперь дети послушайте мой небольшой рассказ по этой картине, который я составила с помощью ваших ответов.
Рассказ воспитателя.
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Зимний лес стоит неподвижно. По лесу гуляет Снегурочка. Она одета в нарядную си-нюю шубку. На голове у нее меховая шапочка, на руках рукавички. Вместе с ней гуляют зверята: рыжая белочка и зайчата. Все звери ра-ды поиграть со Снегурочкой, потому что она добрая девочка!
- Понравился вам мой рассказ по картине?
- А сейчас еще раз внимательно посмотрите на эту картину. По-старайтесь вспомнить мой рассказ и то, о чем говорили вы.
- кто из вас хотел бы нам рассказать о том, что нарисовано на картине. Подумайте, с каких слов начнете рассказывать? Какое время года? Кто находится на лесной полянке? Чем все закончилось?
(Рассказ 2х-3х детей по желанию)
- Молодцы!
- Пора нам возвращаться в детских сад, о то мороз щиплет ще-ки, нос.
Стульчики поверните в обратную сторону. Садитесь. За-кройте глазки и скажем волшебные слова:
РАЗ-ДВА-ТРИ
СТУЛЬЧИК МОЙ ЛЕТИ
. (Включается запись фрагмента С. Прокофьев «Фея – Зимы» из балета «Золушка»).
- Вот мы снова очутились в нашей группе.
Итог:
Подойдите, пожалуйста ко мне.
- Что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии? (ответы).
- Молодцы, дети! Я думаю, что мы ответили на все вопросы Маугли, а на следующем занятии мы нарисуем Снегурочку и отправим рисунки в далекое Лимпопо.