Ольга Грибова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе (беседа по сюжетной картинке). Тема: «Зимний пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
-закрепление у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы,
-пополнение, уточнение и активизация словарного запаса,
-развитие памяти и внимания,
-совершенствование словесно-логического мышления,
-формирование фонетической стороны речи,
-приобретения умения устанавливать взаимосвязи между предметами,
-развитие понимания смысла и содержания картины,
-формирование объяснительной и доказательной речи,
-конкретизация знаний о явлениях природы и об окружающих предметах,
-закрепление умения ориентироваться в пространстве и т. д.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе (беседа по сюжетной картинке), Тема: „Зимний пейзаж“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Пояснительная записка: Вначале картинка даётся для ознакомления и первичного рассматривания, воспитатель направляет внимание детей на определение главных предметов, их свойств, признаков, на установление
связей между изображёнными предметами. При повторном использовании картинки проводится развивающая беседа, которая расширяет возможности речевого общения ребёнка со взрослым. Это такая вопросно-ответная система разговора, в результате которой у ребёнка формируется умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию. Цель развития диалогической речи детей при проведении развивающей беседы является доминирующей.
Ход занятия.
-Какое время года нарисовал художник? -Почему ты так считаешь?
-Сколько в году зимних месяцев?-Назови их по порядку.
-Как ты думаешь, какой месяц здесь изображён?-Почему?
- Какого цвета больше всего на картинке? –Почему больше всего белого?
-Тебе нравится, когда зимой выпадает много снега? –Хорошо, когда зима снежная? -Почему?
-А для кого это может быть плохо? (Для зверей, птиц).
-Почему птицам зимой голодно?
-Есть птицы зимующие, а есть перелётные. Объясни, почему они так называются.
-Каких зимующих птиц ты знаешь?
-Как называется эта птица (указываю на снегиря? Мне кажется, это воробей.
-Чем отличается снегирь от воробья?
-А что это за птица (указываю на дятла? Это не ворона?
-Похож дятел на снегиря? –Какого цвета дятел? Как можно сказать о его цвете одним словом? (Пёстрый).
-Почему у этих птиц разные клювы? Может ты знаешь чем эти птицы питаются? (Заранее подготовленный ребёнок рассказывает о снегире и дятле, их среде обитания, образе жизни).
-Ты слышал когда-нибудь стук дятла? Как он стучит? –А как чирикает воробей? –Как каркает ворона? –Как воет вьюга? (продемонстрировать всё аудиозаписями).
-Как ты думаешь, на каком дереве сидят птицы: на лиственном или хвойном?-Какие деревья называются хвойными, а какие лиственными?
-А какое дерево мы украшаем на Новый год? Споём песенку про это дерево.
-Что ещё изображено на этой картинке? (Снеговик).
-Какие слова-родственники слова снеговик вы можете назвать? (Снег, снежный, снегопад, снежинка, снегирь, заснеженный и т. д.). Найди в этих словах одинаковый звук (С).
-Из чего сделан снеговик?
-Из скольких комков снега он сделан? -А что ещё понадобилось?
-Почему комки разной величины? –Почему внизу самый большой комок? –На какую игрушку похож снеговик? -Какой снег лучше подходит для лепки снеговиков: сырой или сухой? -Как узнать, сырой снег или сухой?
-Зачем дети лепят снеговиков? -Вы это любите делать?
-А как можно по -другому назвать снеговика? (Снежная баба).
Загадки: Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
Руки – сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (Снежная баба)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири).
Ходит в красной тюбетейке,
И сидит не на скамейке,
А на дереве в лесу,
И почти что навесу.
Постучит, букашку схватит
Знаменитый "доктор" … (Дятел).
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель).
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
Чистоговорка: Ри –ри -ри-на ветках снегири.
-Давай поиграем в слова. Вспомни и назови слова-«наоборот»:
Голодный-сытый, белый-чёрный, земля-небо, маленький-большой, холод-тепло, зима-лето и т. д.
-А теперь почитаем стихи про зиму, которые мы знаем. (Заслушать 2-3 человека).
(Иллюстрация к занятию:автор-И. Ф. Дукк).