Астафьева Вера Леонидовна
НОД по развитию речи в старшей группе «Новые приключения Белоснежки и семи гномов»
Тема: «Новые приключения Белоснежки и семи гномов».
Задачи:
1. Упражнять в подборе антонимов к словосочетаниям, слов-действий; развивать умение догадываться о значении незнакомого слова; учить различать смысловые оттенки существительных и глаголов.
2. Упражнять в разных способах словообразования (с помощью суффиксов и приставок, в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; упражнять в подборе родственных слов, учить образовывать сложные слова.
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „Новые приключения Белоснежки и семи гномов“» размещена в разделах
3. Закрепить знания об особенностях сказочного жанра; учить составлять сказки, используя разные зачины и концовки; формировать умение строить рассуждение, соблюдая структуру и используя различные типы связей между предложениями.
Материал: игрушки - 7 гномов, снегирь, снеговик; зеркало, схемы; запись Белоснежки; елка.
Ход нод:
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад и мне встретилась одна птица, отгадайте какая?
Загадка: Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Кто это? (сорока)
Почему ее называют непоседой? Как вы понимаете слово длиннохвостая? Что значит болтливая? Почему ее называют пестрой?
Сорока то не простая, она прилетела из сказочного леса, ее прислала Белоснежка, которая попросила помочь ей найти гномов. Они ушли гулять в лес и очень долго не возвращаются, а Белоснежка очень беспокоится за них. Если вы поможете отыскать и собрать гномов, вас ждет сюрприз. Поможем Белоснежке?
Речевка:
Вставайте в круг, кладите руки на плечи друг друга
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз: «Один за всех и все за одного»
А чтобы нам быстрее в лес попасть, нужно сказать волшебные слова:
«Глаза закрой, улыбнись, вокруг себя повернись. Раз, два, три - в сказочном лесу окажись».
Вот мы и в сказочном лесу. Смотрите, а вот и два гнома на полянке, они нашли разрушенного снеговика. Как вы думаете, кто мог разрушить снеговика – ветер, ветерок или ветрище?
Почему ветрище? Что делает ветрище? (дует, рвет, срывает) А что делает ветерок? (Веет, ласкает) Покажите, как дует ветерок? А как ветрище?
Давайте поможем гномам собрать снеговика. Из чего сделан снеговик? Если он из снега, значит он какой? (снежный) Туловище какое? (снежное) Ноги у него какие? (снежные) Голова какая? (снежная) Руки какие? (снежные) И даже лицо у него какое? (снежное) Ну вот и готов снеговик. Идемте, гномы, с нами, вас Белоснежка ждет.
Прислушайтесь, ребята… Мне, кажется, там на полянке кто-то смеется. Подойдем поближе. Да это же гномы. Спросите их, почему они так веселятся?
Гномы говорят, что они нашли зеркало. Но оно непростое, оно показывает все наоборот.
В этом зеркале толстый человек становится каким? (худым) Низкий человек кажется (высоким, злой волк -(добрым, грустный гном -(веселым, трусливый заяц - (смелым, старый человек -(молодым, толстое дерево -(тонким, старый дом -… (новым, холодные руки -(горячими, теплыми).
А что еще бывает горячим? (чай, вода, огонь, печка, сердце) Горячее сердце – это какое сердце, как сказать по – другому? (доброе, ласковое)
Чудесное зеркало, не правда ли? Но нас ждет Белоснежка. Идемте, гномы, с нами.
Ребята, мне кажется, что около елки я вижу еще одного гнома, он что-то там собирает. Подойдем поближе. Смотрите, в его корзине сухие грибы и орехи. Он говорит, что нашел грибы на веточках, а орехи в дупле. Как вы думаете, кто сделал эти запасы?
Если их сделала белка, значит, они чьи? А если бы их сделал волк – чьи бы они были? А если лиса? А если бы медведь? А если бы заяц?
Дети отвечают.
Возьмите по одному ореху, пожалуйста, поиграем с ним.
Пальчиковая игра «Орешки для белочки» (с орехом).
Описание: Движения выполняются в соответствии с текстом.
В руки я орех возьму,
И немного покручу.
Так, так и вот так.
Я орешек покручу.
Между пальцев положу,
И вот так его держу.
Так, так, и вот так
Между пальцев положу.
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму.
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.
Как вы считаете, можно ли брать беличьи запасы? А гном говорит, что можно.
Убедите гнома, что нельзя брать беличьи запасы. (Я считаю, что… Во – первых… Во- вторых… Поэтому)
Давайте положим орехи в корзинку к грибам и поставим ее под елку, чтобы белочка не голодала, и пойдем искать остальных гномов. Только где же они? Их нигде не видно. Смотрите, снегирь сидит на елке. Давайте у него спросим.
Снегирь, ты не видел гномов? Снегирь говорит, что гномов он не видел, но сможет нам помочь отыскать их, если вы его похвалите.
Как же мы его похвалим? Посмотрите, у него красная грудь – скажите одним словом какой он? (красногрудый) У него черная голова – какой он? У него острый клюв – снегирь какой? У него короткий хвост – какой он?
Дети отвечают.
А еще снегирь хочет, чтобы вы, ребята, назвали слова, родственные слову снегирь и он обязательно поможет нам. Вспоминайте слова, родственные к слову снегирь (снегирек, снегиренок, снегириный, снегириха).
Дети называют.
Раз вы мои задания выполнили, то полетаю я вокруг, посмотрю, не видно ли гномов.
Смотрите, снегирь к Алине подлетел. На елку (перелетел). За елку (залетел). Из – за елки… (вылетел). И высоко – высоко… (взлетел).
Взлетел снегирь и увидел гномов за сугробом, они там в прятки играют.
Спасибо, тебе снегирь. Идемте, гномы, с нами, вас Белоснежка ждет.
Собрали мы всех гномов, а теперь давайте поиграем. Становитесь в колонну по одному, на вытянутые руки разомкнись.
Игра «Тень». Дети выстраиваются в колонну на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Ребенок, стоящий первым (он гном, по сигналу ведущего выполняет различные движения, а другие участники (тень) повторяют за ним. По сигналу: «Тень, знай, свое место!» гном прекращает движение и встает прямо, а игроки, изображающие тень, должны быстро присесть.
Поиграли, а теперь немного отдохнем.
Ребята, нам кто – то звонит. Да это же Белоснежка (запись на разговора Белоснежки) :
Белоснежка : Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что нашли и привели гномов, я очень беспокоилась за них. А познакомиться вы успели? Этого гнома зовут Ворчун. Как вы думаете, почему? (он ворчит) А как сказать по – другому? (брюзга, воркун, воркотун, шипун) Этого гнома зовут Озорник (шалун, проказник, сорванец, баловник). Догадались, почему?
Дети знакомятся и с другими гномами : Весельчак (шутник, забавник, балагур, остряк, Добряк (симпатяга, добрячок, миляга, душка, Смельчак (храбрец, удалец, молодец, герой, сорвиголова, Соня (растяпа, мямля, сонный, ленивец, лежебока, Художник (рисовальщик, живописец, ваятель).
Белоснежка : Ребята, а вы знаете, почему меня называют Белоснежкой? (Бела, как снег) Я очень люблю сказки, и если вы придумаете и расскажите их для меня, вас ждет сюрприз.
Давайте вспомним, что такое сказка, чем она отличается от рассказа.
Рассказ, как правило, — это цепочка правдивых событий. Сказка – это вымысел, выдумка, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказку сказывают особым языком, с особой сказочной интонацией.
В сказке бывает зачин и концовка. Зачин – это начало сказки. Н-р: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…». Концовка - это завершение сказки. Н-р: «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок…»; «Тут и сказке конец, а ктослушал молодец…».
Не забудьте придумать название своей сказки, и постарайтесь использовать слова, которые помогали нам в наших приключениях.
Рассказывание сказок детьми, после рассказывания сюрприз - книги.
Что вам понравилось больше всего сегодня?