Анастасия Пинчук
НОД по развитию речи в средней группе «Вернем Буратино хорошее настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Вернем Буратино хорошее настроение!2015 год
Программные задачи:
-упражнять детей в чётком произнесении звуков «л» и «р» (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи);
-развивать слуховое восприятие, внимание, память;
-воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи;
-воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию.
Публикация «НОД по развитию речи в средней группе „Вернем Буратино хорошее настроение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- «Буратино»
- Темочки
Материалы: игрушка Буратино, предметная картинка с изображением индюка, картина «Дикие животные», игрушки - кукла, юла, лодка, реальные предметы - лимон, лук, яблоко, ложка, вилка, половник
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята! К нам в гости пришёл Буратино. Почему-то он очень грустный. Что же с ним случилось?
Буратино : - Здравствуйте, я грустный оттого, что меня не приняли в школу. Сказали, что я неправильно произношу звуки. Что же мне делать, ребята?
В. - Бедный Буратино. Ребята, давайте поможем Буратино, научим его правильно говорить. Вспомните, пожалуйста, какие песенки умеют петь наши язычки?
Дети: - Песенку водички: с- с- с. Песенку комара: з- з- з. Песенку синички: ц- ц-ц. Песенку листьев: ш- ш ш. Песенку жука: ж- ж- ж. Песенку паровозика: ч- ч-ч. В. - Ребята, мой язычок научился сегодня петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка (показывает картинку с изображением индюка). Индюк бегал по двору и сердито бормотал: бл- бл- бл. Как бормотал индюк? (бл- бл- бл).
Чтобы получилась песня индюка, надо надуть щё ки и заставить язычок бегать быстро-быстро: бл-бл-бл. Попробуйте: выпустите язычок погреться на солнышке, сделайте его широким, поднимите его кверху и прижмите к верхним зубам. Надуйте щё ки и звонко пойте: л-л-л. Отдохните.
Послушаем, как эта песня получается у Кати (Называю еще 3-4х детей).
У индюка песня сердитая. Когда её поёшь, губы ударяются друг о друга. Проверьте, так ли это (дети повторяют упражнение «Индюк»). Зато у колокольчика песня поётся легко, нежно: ли-ли-ли. Помогайте мне, колокольчики (дети). Сначала девочки, потом мальчики.
Сейчас мы будем петь разные песни. Одни похожи на песню индюка, а другие – на песню колокольчика: ла- ла- ла -- ля-ля-ля, лы- лы- лы --ли-ли-ли, лу- лу-лу—лю- лю- лю.
А теперь я предлагаю вам поиграть в интересные игры.
Д и «Кто кем был»
Цель: автоматизировать звук «л» во фразовой речи
Воспитатель показывает картину с изображениями диких животных. Дети называют животных. Затем воспитатель просит детей рассказать об изображенных здесь животных - кто кем был, когда был маленьким. (Лиса была лисёнком, лось был лосёнком, волк был волчонком и т. д)
Игра «Что где находится?»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, упражнять в чётком произнесении звука «л» в словах
Воспитатель подводит детей к стеллажу и показывает им предметы, находящиеся на полках:
на верхней полке – юла, кукла, лодка;
на средней – яблоко, лук, лимон;
на нижней – ложка, вилка, половник.
Сначала дети называют то, что находится на верхней полке, затем – на нижней, затем – на средней.
Потом дети отвечают на следующие вопросы:
-что находится справа от куклы?
-что находится слева от вилки?
-что находится между яблоком и лимоном?
-что находится под лодкой? и т. д.
Физкульминутка
В. – А сейчас давайте вспомним, как звонко цокают копыта лошадей на мостовой (Дети цокают). Девочки будут лошадками. Пусть они ходят по всей комнате, высоко поднимая ноги. А мальчики, сидя на стульях, будут звонко цокать. Потом я вместе с мальчиками скажу лошадкам: «Тпру!» Они остановятся и вернутся на свои конюшни.
Затем, то же самое проделают мальчики.
В. – В слове тпру живет новая песенка. Это песенка р- р- р – песня мотора самолёта. Хотите научиться её петь? (Да). Поднимите кончик языка кверху, за верхние зубы. Тихонько говорите «р- р- р», так, чтобы у вас дрожал кончик языка. Послушаем, как работает мотор Сашиного самолёта, Катиного самолёта (называем ещё 2-3х детей).
На песенку мотора очень похоже рычание собаки. Порычите негромко. Пусть Никита порычит, Ваня и т. д.
Сейчас я возьму со стола тонкую и узкую полоску бумаги и буду произносить «р» (дыхательное упражнение, а полоска будет убегать.
(Показываю, вызываю 2-3 детей, которые произносят звук «р», выдыхая на полоску)
А теперь мы поиграем с вами в рифму.
ДИ «Доскажи словечко»
Цель: учить подбирать рифмующиеся слова, автоматизировать свистящие, шипящие, и сонорные звуки
В:- Отгадайте и доскажите последнее слово в стишках.
(с) Это лось, его рога
Защищают от (врага).
(з) Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался (зайка)
(ш) Если ты в лесу шумишь,
Не увидишь крошку (мышь)
(ж) Жук, жук, пожужжи
Где ты прячешься, скажи?
-Жу, жу, жу, жу,
Я на дереве (сижу).
(ч) Ай, качи- качи- качи,
Глянь, баранки (калачи).
(л) Гам лесной внезапно смолк,
На охоту вышел (волк)
(р) Удивительно добры
Работящие (бобры).
Затем воспитатель подводит итоги, просит детей назвать звуки, которые мы уже знаем и те, которые сегодня учились правильно произносить.
В. – Ну что, Буратино, ты теперь понял, как правильно произносить звуки. Теперь тебя обязательно возьмут в школу. Молодцы, ребята, вы были хорошими учителями.
Фиксики
Задачи: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание;
- формировать правильное звукопроизношение;
- воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются, включается фонограмма детского плача).
Воспитатель: Ой, вы слышите? Кажется, в приёмной кто-то плачет (выходит в приёмную). Посмотрите, кто это?
Дети: Это фиксик Нолик, а почему ты плачешь?
Нолик: Сегодня Симка вместе со Шпулей, Файером и Вертой отправились в лабораторию к профессору Чудакову, он обещал на своём занятии научить нас составлять рассказ, а меня с собой не взяли, говорят, я маленький, да и звуки произношу не правильно, что же мне теперь делать?
Воспитатель: Не переживай, Нолик, мы с ребятами тебе поможем, правда ребята?
Для начала давайте поиграем с нашим язычком. Жил – был язычок в своём домике, проснулся он рано утром, открыл окошко посмотрел какая погода, а потом опять в домик спрятался. (улыбнуться, открыть рот сильно высунуть язык а затем спрятать его, рот не закрывать 3-4 раза) Потом посмотрел язычок налево, затем направо: гуляют ли дети на улице? (тянуть язычком то к левому углу рта, то к правому) После этого посмотрел язычок вниз, нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? (улыбнуться опустить язык вниз к подбородку, а затем поднять язык к носу). Вышел язычок из дома и увидел красивые цветы на поляне очень ему их хотелось понюхать. Понюхал он один цветочек и воскликнул: «Ах как пахнет», понюхал другой и опять воскликнул «Ах как пахнет» (вдох через нос «нюхаем цветочек», на выдохе произнести «Ах как пахнет» 2-3 раза). Захотелось язычку на качелях покататься: вверх, вниз, вверх, вниз (улыбнуться, открыть широко рот, на слова «вверх» поднять язык за верхние зубы, «вниз» опустить кончик языка за нижние зубы). Покачался язычок на качелях и подумал а не пора ли ему возвращаться домой, нужно узнать который час. Покажем как работают часики (улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком попеременно, то к левому углу рта, то к правому, узнал язычок который час, к сожалению, было уже поздно, пора возвращаться домой).
Воспитатель: А мы с вами продолжаем играть.
Игра противоположные по значению слова.
День -, утро -, радость -, жара -, вверх -, медленно –, длинный -, высокий -, глупый -, толстый -, горячий - широкий -, добрый -, холодный -, большой -, слабый -, умный - …
Молодцы, а теперь давайте вспомним с вами дни недели
Физкминутка
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас с вами лежит на столах? Давайте присядем и поиграем с этими игрушками.
(Воспитатель предлагает ребёнку назвать предметы, которые слоят (лежат) перед ним, назвать, какой звук их объединяет, какой предмет в этой группе лишний и почему. Все дети за столом произносят этот звук, звук закрепляется с помощью чистоговорки (скороговорки, очередь переходит к другому ребёнку игра повторяется с другим звуком).
Игра «Четвёртый лишний».
1. Лампа – лошадь –ложка- мяч
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Но не ныла Мила.
Мила - молодчина!
1. Солнышко- машина- матрёшка- кукла
Ши — ши- ши — что-то шепчут камыши. Ше — ше — ше — это утка в камыше. Ша — ша — ша — выходи из камыша! Ше — ше — ше — нет уж утки в камыше. Ши — ши — ши — что же шепчут камыши?
1. Ракета- рыба- робот- книга
Ехал Грека через реку,
Видит грека - в речке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак его за руку - цап!
1. Собака- солнышко- сковорода-флажок
Сорока скакала.
Сплетни собирала.
Сплетни собирала –
Сказки сочиняла.
1. Зонт -зеркало –зайка- жираф
Из кузова в кузов
бросают арбузы.
В грозу, в грязи от груза
развалился кузов
1. Жук- жираф- уж-белка
Жу-жу-жу, жа-жа. жа,
Стрекоза и два ежа.
Воспитатель: Хорошо, а теперь я предлагаю вам послушать начало фразы и закончить её подходящими словами
Упражнение «Рифма».
Оль – оль – оль, оль – оль – оль покупаем с мамой ….
Ель – ель – ель, ель – ель – ель Коля постелил …
Оль – оль – оль, оль – оль – оль в супе варится …
Ель – ель – ель, ель – ель – ель полосатый, толстый….
Ля – ля – ля, ля – ля – ля это круглая …
Ель – ель – ель, ель – ель – ель пью я клюквенный…
Воспитатель: Ребята, какие вы все молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями, думаю теперь, Нолик смело может возвращаться в лабораторию к профессору Чудакову, теперь не послушные звуки станут его друзьями, а мы в свою очередь давайте ещё раз напомним ему звуки которые учились произносить правильно.