Наталия Шевченко
НОД по развитию речи «Транспорт»
НОД по развитию речи тема : «Транспорт»
Составила Шевченко Н. Ю.
Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”.
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять словарь и знания детей по теме “Транспорт”.
2. Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный)
3. Закрепить знания детей о деталях транспорта.
Публикация «НОД по развитию речи „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
4. Совершенствовать грамматический строй речи (существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, используя игровые упражнения.
5. Закрепить усвоение глагола «ехать» с различными приставками;
Коррекционно-развивающие :
1. Продолжать развивать словесно-логическое мышление, внимание, используя игровые приемы (разгадывание загадок, “четвёртый лишний”, “летим, плывём, едем”, “кто чем управляет?”)
2. Развивать речь с движением. развитие графических умений и навыков
3. Развивать умение строить полные ответы.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества;
2. Формировать навыки инициативности и ответственности;
3. воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение.
Предварительная работа:
На занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме);
Методы:
Наглядные (слайды, картинка с изображением разных видов транспорта).
Словесные (беседа, вопросы, загадки);
Практические (подвижные игры “едем-летим-плывем””).
Оборудование: мультимедийное оборудование, столы стулья по количеству детей, картинки с разными видами транспорта, раскраски,маленькие машинки,ковер.
Ход занятия:
В. :- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и подарим им хорошее настроение.
А сделаем это мы с помощью нашего волшебного путешествия
в Страну игр,и куда я вас с удовольствием приглашаю.
А на чем можно отправиться в путешествие? Вы узнаете если угадаете загадку:
Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились,
И помчались-путь далёк,
Лишь оставили дымок.
Дети:Это поезд. слайд 2)
В. : Посмотрите, пожалуйста, на наш чудесный поезд
(демонстрация слайда поезд с вагончиками).
Вставайте друг за другом и покажем как идет поезд:
Ребенок:
Паровоз кричит : «Ту-ту
Я иду,иду,иду.
А колеса стучат,
А колеса говорят
Так,так,так!
Итак ребята занимайте свои места (дети садятся на стульчики) и давайте повторим главное правило игры:
“внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят, тогда отвечай”.
В. : поезд уже готов к отправлению, а вы готовы?
Д. : да, готовы!
В. : отлично! Тогда наш поезд отправляется в путь!
В. : внимание! Поезд прибывает на первую станцию "Загадай-ка"
В: на этой станции мы будем отгадывать загадки.
(дети по отгадывают загадку и получают картинку).
Загадки:
1. По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. (Корабль)
2. Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведет ее пилот.
Что за птица? (Самолет)
3. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд.
(Ракета)
4. Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус.)
5. Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой.
(поезд)
6. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный.
(Вертолет)
7. На шипованой резине,
Этот транспорт на бензине,
Двухколёсный, шустрый очень,
Быстро мчится даже ночью,
Впереди горит недаром
Очень мощный свет от фары!
(Мотоцикл)
8. Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Грузовики.)
9. Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём!
Только лучше правь рулём!
(Велосипед.)
10. Всю деревню будоражит,
В поле земли быстро пашет.
Сам трясётся, как вибратор…
Как зовут его все?.
(Трактор)
В. : верно, молодцы! Справились с заданиями на этой станции.
В. : внимание! Наш поезд движется дальше,следующая станция “Управляй-ка”
Ребенок:
Мы в вагончиках сидим,
Мы сидим,мы сидим
И в окошко мы глядим
Весело глядим. (повороты головы вправо,влево)
В. : И вот мы прибыли на станцию «Управляй-ка»(слайд 3)
В. : Я буду называть транспорт и тот у кого окажется картинка с этим транспортом встает и называет кто управляет этим транспортом.
В. : самолетом?
Д. : летчик.
В. : машиной?
Д. : шофер
В. : ракетой?
Д. : космонавт.
В. : кораблем?
Д. : капитан.
В. : автобусом?
Д. : водитель.
В. : поездом?
Д. : машинист.
В. :велосипедом?
Д. :велосипедист
В. :мотоциклом?
Д. :мотоциклист
В:вертолетом?
Д:пилот
В. : автобусом?
Д. : водитель.
В. : Справились с заданиями и на этой станции.
В. : Наше путешествие продолжается,посмотрите налево,следующая остановка “Называй-ка” ,где нас ждет игра «Небо,земля,вода».
Но сначало мы вспомним на какие виды делится транспорт.
Посмотрите внимательно на экран и скажите, как называется транспорт, на котором:-- едут по земле? (слайд 4)
Д. : наземный транспорт.
как называется транспорт, на котором:- плывут по воде (слайд 5)
Д. : водный транспорт.
как называется транспорт, на котором:летают по воздуху?
Д. : воздушный транспорт. (слайд 6)
В. : как называется транспорт, на котором:- едут по земле?
В. :а под землей (слайд 7)
Д. : подземный транспорт.
А теперь приступим к игре «Небо,земля,вода».
На магнитной доске расположены символы:земля,небо,вода.
Ребята вы выходите по одному и говорите нам к какому виду транспорта относится ваш транспорт. После чего вешаете его под соответствующим символом.
В. :И с этим заданием вы справились.
Наше путешествие продолжается и мы следуем на станцию “Отдыхай- ка”(Слайд 8)
Ребята, выходите из поезда поиграть на полянке.
Я предлагаю вам игру “Летим-плывем-едем ”.Под музыку вы гуляете,как только музыка затихает я показываю картинку с любым видом транспорта и в зависимости от передвижения этого транспорта вы выполняете соответствующие движения.
Давайте потренируемся,и покажем как летит воздушный транспорт? (“летят”, машут крыльями,
Как плывёт водный транспорт? (“плывут”,
Как движется наземный транспорт? (“едут”, крутят руль).
(дети танцуют по кругу под музыку, когда музыка останавливается, воспитатель показывает картинку с любым видом транспорта. Дети определяют какой вид транспорта изображен на картинке – воздушный, водный или наземный и выполняют соответствующие движения).
В. : отдохнули?
Д. : да.
В. : молодцы! Тогда садимся в вагончики, едем дальше.
Ребенок:
А колесики стучат
Так –так- так,так- так- так
Будто с нами говорят
Так –так-так,так- так -так.
И вот мы прибыли на станцию,которая называется “Исключай-ка”
В. : все жители этой станции очень любят играть в “Четвертый лишний”, а вы хотите в нее поиграть (слайд 9,10)
Д. : да.
В. : посмотрите внимательно на экран, найдите лишнюю картинку, назовите ее и объясните почему.
Д: лишний вертолет, потому что это воздушный транспорт, а все остальные – наземный.
В. : все верно!
Посмотрите на следующую картинку, что лишнее здесь?
Д. : лишний поезд, потому что это наземный транспорт, а все остальные – водный.
В. : умницы!
Посмотрите внимательно на следующую картинку, что здесь лишнее?
Д. : лишний самолет, потому что это воздушный транспорт, а все остальные – наземный.
В. : какие вы молодцы. Так порадовали меня своими правильными ответами!
В. : дети, нам нужно спешить, нас уже ждут на другой станции.
Внимание! Внимание! Посмотрите, пожалуйста, вперед, поезд прибывает на станцию “Дорисуйка- ка”
Сначало пересядем за столы и разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика “Посчитаем”.
Будем пальчики сгибать -
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть :
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).
В. : жители этой станции приготовили для вас сюрприз, вы сможете узнать что это, если соедините картинки по точкам.
(дети по точкам дорисовывают картинки)
В. : вы уже справились с заданием? Молодцы! Попробуйте назвать транспорт на вашей картинке ласково.
Д. : у меня вертолётик.
У меня самолетик.
У меня грузовичок.
У меня машинка.
У меня кораблик.
В. : дети, нам нужно спешить, нас уже ждут на другой станции. Станция «Угадай-ка» (слайд 11)
На той станции нужно соединить материалом из которого он сделан ПРЕДМЕТОМ.
В:Молодцы и здесь вы справились. И отправляемся на последнюю станцию «Детский сад»
(СЛАЙД 12)
Переходим на коврик и там нас ждет игра ««Ехали-ехали».
Берите по машинке. Я буду читать стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь.
Ехали мы, ехали, до горки … (доехали,
Въехали … (съехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до озера …. (доехали,
озеро … (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до реки … (доехали,
Мост … (переехали) и дальше … (поехали).
Ехали, мы ехали, до дома … (доехали,
Во двор … (заехали, вот и … (приехали).
И вот мы приехали ребята в детский сад.
В. : вам понравилось наше путешествие?
Д. : да.
Давайте вспомним все станции, на которых мы сегодня с вами побывали. И кому какая станция больше понравилась.
1 реб. : мне понравилось отгадывать загадки.
2 реб. : мне понравилось называть разные виды транспорта.
3 реб. : мне понравилось отдыхать.
4 реб. : мне понравилось дорисовывать картинку.
5 реб. : мне понравилось играть в игру «кто, чем управляет?»
6 реб. : мне понравилась игра “4-й лишний”.
7 реб. : мне понравились игра «Ехали –доехали».
В. : замечательно! Дети, какие вы у нас молодцы! Выполнили сегодня правильно много заданий! Я за вас очень рада.
Давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними, помашите им рукой и скажите: до свидания!”