Марина Гукова
Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения — Пересказ рассказа «Еж»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в старшей группе
с использованием технологии проблемного обучения
Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по М. Пришвину)
Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через технологию проблемного обучения и формирование навыков пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.
Основные задачи:
1. Познакомить с многозначным словом «игла», с использованием проблемной ситуации.
Публикация «Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения — Пересказ рассказа „Еж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
2. Формирование навыков отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в короткий рассказ из 4-5 предложений.
3. Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.
4. Развитие слухового и зрительного внимания детей.
Звуковая культура речи.
1. Учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.
Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание колющих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».
Оборудование: Фланелеграф, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида, крыша дома, блюдце с молоком; набор колющих предметов: колючка, кактус, булавка; схемы для графического плана.
Предварительная работа:
• Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология».
• Изучение лексической темы «Дикие животные».
• Рисование, ручной труд по теме «Еж».
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно-логического мышления.
Педагог: Дети, отгадайте загадку.
Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит. (Ёж).
2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.
Рассматривание ежа (рисунок или игрушка).
Постановка проблемного вопроса.
- А, что это у ежа из спины торчат? (Иголки)
- А, зачем ежу швейные иголки, он что одежду будет шить? (Рассуждения детей)
- Какие иголки вы ещё знаете? (Иголки у елки)
- Почему все эти иглы называют одним словом?
Давайте подведем итог нашего рассуждения.
- Какие иголки торчат у ежа?
- Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Ежик иголками защищается от врагов.)
- Как он спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)
- Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко)
- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.
А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).
Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.
З. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.
Воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Еж».
- О чем говорится в этом рассказе? Чем вам нравится этот рассказ?
Ответы трех-четырех детей.
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.
- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)
- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)
- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)
- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.)
- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)
- Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.)
- Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)
- Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)
5. Физкультминутки «В лес за грибами». Координация речи с движением.
Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.
За грибами в лес пошли
Много там грибов нашли.
Встретили косого зайку,
Убежал от нас зазнайка
Мишка ел в кустах малину
и отдал нам половину
Дятел тукал – тук да тук,
Раздавался громкий стук.
3. Игра «Что приготовить лисятам на обед?».
(При проведении игры желательно использовать картину «Лисята-братья» из пособия «Звучащее слово».)
Воспитатель. Жили-были два братца-лисенка. Как их звали? Придумайте сами. Кличка одного братца обозначалась коротким словом. Как его назовем? (Лис, Вили, Тили, Мили, Рыж., а для клички второго лисенка подберите длинное слово. (Остроносик, Рыжехвостик, Озорник)
Мили любил все, что называлось короткими словами, а Рыжехвостик, наоборот, то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы-лисы с приготовлением обеда: что готовить каждому - не знает. Поможем, дети, выбрать ей названия для первого блюда.
- Что стал бы есть Мили? Не забудьте, что названия должно быть короткими. (Суп, уху, борщ, щи.)
- Что можно приготовить для Рыжехвостика? Помните, что названия должно быть длинными. (Свекольник, рассольник.)
- Какое второе блюдо могла бы мама-лиса приготовить для Мили? (Плов, рагу, кашу, яйца.)
- А для второго лисенка? (Котлеты, тефтели, макароны, отбивные, антрекоты.)
- Что мог бы получить Мили на третье? (Сок, чай, морс.)
- А Рыжехвостик? (Лимонад, простоквашу. ряженку, снежок)
Очень помогли вы маме-лисоньке своими ответами.
7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.
- Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.
Дети договаривают начатые педагогом фразы.
8. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления, диалогической речи.
- Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше? Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа.
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
- Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут.
10. Итог.
- Чем занимались? Что запомнили? Чему вы сегодня научились? Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
Закрепление изученного материала вне занятия :
• Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожку - плана рассказа.
• Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
Литература
1. Белоусова Л. Е. «Научиться пересказывать? Это просто».
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».
3. Жуковская Р. И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» (1983г)
4. Карпухина Н. А «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой».
5. Лебедева Л. В. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем».
6. Набойкина Е. Л. «Сказки и игры с «особым» ребенком».
7. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий»