Папки-передвижки

Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения — Пересказ рассказа «Еж»

Марина Гукова
Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения — Пересказ рассказа «Еж»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по развитию речи в старшей группе

с использованием технологии проблемного обучения

Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по М. Пришвину)

Цель: формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через технологию проблемного обучения и формирование навыков пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.

Основные задачи:

1. Познакомить с многозначным словом «игла», с использованием проблемной ситуации.

Публикация «Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения — Пересказ рассказа „Еж“» размещена в разделах

2. Формирование навыков отвечать на вопросы полным предложением, объединять предложения в короткий рассказ из 4-5 предложений.

3. Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

4. Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Звуковая культура речи.

1. Учить самостоятельно подбирать короткие и длинные слова.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание колющих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Оборудование: Фланелеграф, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида, крыша дома, блюдце с молоком; набор колющих предметов: колючка, кактус, булавка; схемы для графического плана.

Предварительная работа:

• Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология».

• Изучение лексической темы «Дикие животные».

• Рисование, ручной труд по теме «Еж».

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно-логического мышления.

Педагог: Дети, отгадайте загадку.

Не портной,

А всю жизнь с иголками ходит. (Ёж).

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.

Рассматривание ежа (рисунок или игрушка).

Постановка проблемного вопроса.

- А, что это у ежа из спины торчат? (Иголки)

- А, зачем ежу швейные иголки, он что одежду будет шить? (Рассуждения детей)

- Какие иголки вы ещё знаете? (Иголки у елки)

- Почему все эти иглы называют одним словом?

Давайте подведем итог нашего рассуждения.

- Какие иголки торчат у ежа?

- Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Ежик иголками защищается от врагов.)

- Как он спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)

- Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко)

- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.

А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

З. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Еж».

- О чем говорится в этом рассказе? Чем вам нравится этот рассказ?

Ответы трех-четырех детей.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.)

- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

- Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.)

- Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)

- Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)

5. Физкультминутки «В лес за грибами». Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.

За грибами в лес пошли

Много там грибов нашли.

Встретили косого зайку,

Убежал от нас зазнайка

Мишка ел в кустах малину

и отдал нам половину

Дятел тукал – тук да тук,

Раздавался громкий стук.

3. Игра «Что приготовить лисятам на обед?».

(При проведении игры желательно использовать картину «Лисята-братья» из пособия «Звучащее слово».)

Воспитатель. Жили-были два братца-лисенка. Как их звали? Придумайте сами. Кличка одного братца обозначалась коротким словом. Как его назовем? (Лис, Вили, Тили, Мили, Рыж., а для клички второго лисенка подберите длинное слово. (Остроносик, Рыжехвостик, Озорник)

Мили любил все, что называлось короткими словами, а Рыжехвостик, наоборот, то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы-лисы с приготовлением обеда: что готовить каждому - не знает. Поможем, дети, выбрать ей названия для первого блюда.

- Что стал бы есть Мили? Не забудьте, что названия должно быть короткими. (Суп, уху, борщ, щи.)

- Что можно приготовить для Рыжехвостика? Помните, что названия должно быть длинными. (Свекольник, рассольник.)

- Какое второе блюдо могла бы мама-лиса приготовить для Мили? (Плов, рагу, кашу, яйца.)

- А для второго лисенка? (Котлеты, тефтели, макароны, отбивные, антрекоты.)

- Что мог бы получить Мили на третье? (Сок, чай, морс.)

- А Рыжехвостик? (Лимонад, простоквашу. ряженку, снежок)

Очень помогли вы маме-лисоньке своими ответами.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

- Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

8. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления, диалогической речи.

- Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше? Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа.

9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

- Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут.

10. Итог.

- Чем занимались? Что запомнили? Чему вы сегодня научились? Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Закрепление изученного материала вне занятия :

• Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожку - плана рассказа.

• Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

Литература

1. Белоусова Л. Е. «Научиться пересказывать? Это просто».

2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада».

3. Жуковская Р. И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» (1983г)

4. Карпухина Н. А «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой».

5. Лебедева Л. В. «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем».

6. Набойкина Е. Л. «Сказки и игры с «особым» ребенком».

7. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».

8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий»

Публикации по теме:

Перспективный план кружковой работы сентябрь — декабрь 2014–2015 уч. год Перспективный план кружковой работы сентябрь - декабрь 2014 – 2015 уч. год Месяц № Тема Задачи Сентябрь 1 Пересказ рассказа «Мамины помощники».

Требования к современному образованию в ДОУ Требования к современному образованию в ДОУ Происходящее в России реформирование образовательной системы, появление новых форм обучения,.

Автор публикации:
Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения — Пересказ рассказа «Еж»
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 09:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения — Пересказ рассказа «Еж»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД