Чернышова Наталья Анатольевна
НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам.»
Цель: Развитие речи дошкольников по средствам художественной литературы
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
- продолжать учить определять тип и вид сказки;
- продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;
Публикация «НОД по развитию речи „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- продолжать развивать диалогическую речь;
-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;
Развивающие :
- развивать дикцию и фонематическое восприятие;
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Коммуникативная», «Познание», «Физическое развитие».
Предварительная работа: чтение сказок о животных, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.
Оборудование:
1. Презентация "Мир сказок",
2. Картинки с эпизодами из сказок : «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица.
3. Музыка по теме.
Словарная работа:
Проговаривание физминутки, пересказ сказок, заучивание стихотворений,
активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.
Ход занятия.
Вводная час
Дети входят в зал под музыку.
В: «Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
В: Посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами прогуляемся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? Что такое сказка?
В: Что такое народные сказки?
В: Да сказочные истории дошли и до нас. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные. Ребята мы с вами на занятии познакомимся с видом русских народных сказок : волшебные, бытовые и детские сказки о животных.
Воспитатель: Первый вид который мы с вами рассмотрим это- сказки о животных они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я буду загадывать загадки а вы будете отгадывать, а на слайде будем проверять правильный ответ загадки. Ну что начнем?
Игра: «Отгадай сказку»
Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
(Волк и семеро козлят)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(«Три медведя»)
Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик —.
(Теремок)
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и серый волк»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
В: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, называются сказками о животных.
Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки о животных?
А теперь давайте сами построим свой теремок: физкультминутка
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались т (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
В: Ребят а в сказках лиса какая? а волк? медведь? зайчик?
Основная часть.
В: Ребята ещё есть Бытовые сказки. Они похожи на сказки о животных.
Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
В: ребята давайте с вами с играем в игру на время, вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и сможет угадать свою сказку, тот и победил ….раз, два, три игру начни!
Дети собирают пазл-сказка.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
В: - молодцы ребята, справились и с этим заданием!
В: А какой остался последний вид сказки?
В: Правильно. А кто знает почему волшебные?
В: так давайте проверим волшебство на сказке «По щучьему велению»
В: а давайте вспомним эту сказку, и нам в этом поможет картинка подсказка. По очереди подходят и рассказывают по сказке.
В: Правильно. Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение, чудеса, волшебство, чародейство.
А теперь давайте немножко отдохнем, физкультминутка:
«Смотрят глазки вправо-влево,
Смотрят глазки вверх и вниз.
Отдохнули наши глазки
Смело можем продолжать».
В:Продолжаем путешествие по волшебным сказкам?
В волшебных сказка в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
В: С какими нечистыми силами там сражается герой?
В: Сказки учат нас смелости, доброте. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терёшечка», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.
Проблемная ситуация.
«А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то….».
«А если бы Терешечка не был таким находчивым, то….».
В: молодцы!
Сейчас мы с вами сыграем в игру:
-на досках прикреплены герои сказок, к ним вам необходимо правильно подобрать его незаменимый атрибут.
МОРОЗКО- посох, сундук с подарками;
БАБА ЯГА- избушка на курьих ножках, ступа;
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ- огонь, две головы;
ЕМЕЛЯ- щука, ведра
В: Правильно, ребята, вы справились с заданием!
В: назовите еще сказки где есть волшебство?
Заключительная часть.
В: А как вы думаете, сказки «Снегурочка и лиса», «Морозко» к какому времени году относятся?
В: Правильно! А у нас за окном какое время года?
В: А зимой какое волшебство наступает?
В: По восточному календарю каждый наш новый год приходит под знаком какого-то одного из двенадцати животных, в этом году –год Петуха. А что дарят на Новый Год?
В: Так давайте и с вами вместе сделаем чудесный подарок, под названием «Петушок удачи».
Звучит музыка.
Дети выполняют коллективную работу с помощью воспитателя.
После выполнения работы воспитатель подводит итоги занятия:
Вот мы и побывали с вами в сказке. Познакомились с разными видами сказок, такими,как сказки о животных,бытовые, волшебные. Сказки о животных учат нас не обижать слабых, бытовые сказки учат нас быть смелыми, добрыми и отзывчивыми, а волшебные – верить в чудеса.
В:
Я желаю вам ребята,что бы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.