Душкина Анна
НОД по развитию речи «Богатыри земли русской» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Ромашка»
Конспект НОД по развитию речи
на тему:
Выполнила: воспитатель МДОУ № 5
Душкина Анна Владимировна
Городской округ
город Петровск – Забайкальский
2020 г.
Публикация «НОД по развитию речи „Богатыри земли русской“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Задачи:
-закрепить названия оружия русского воина (палица, булава, меч, стрелы, копьё, щит, умение делить слова на слоги; находить место звука в слове;
-продолжать учить выразительно пословицы;
-учить регулировать силу голоса, скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;
- совершенствовать фонематический слух;
- определять пространственные направления от себя,двигаться в заданном направлении (прямо, направо, налево);
-формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, отвечать полными ответами на вопросы, продолжать использовать описательные средства языка;
-развивать умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы);
-развивать мышление, речь.
-воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, «Физическое развитие».
Предварительная работа:
1. Рассматривание репродукций картин: В. М. Васнецова: «Три богатыря»;
2. Чтение русских былин и сказок : «Как Илья Муромец богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга Всеславьевич», «Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Святогор», «Никита Кожемяка» и др.
3. Проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу», «Сколько слогов?».
Ход :
Звучит тихо музыка
Воспитатель:
За рекой запел соловушка,
Полыхает зорька алая.
Всё в краю родном наполнено
Красотою небывалою.
На широкую дороженьку
Приведёт тропинка узкая.
Не найти земли прекраснее,
Чем сторонка наша русская.
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Да, ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Подойдите к глобусу. Кто может показать Россию на глобусе? (показ детьми).
Какая наша страна? (большая, необъятная, красивая, богатая).
Воспитатель: Как раньше называлась наша Родина?
Дети: Называлась она Русью.
Воспитатель: Кто проживал на ней?
Дети: Проживали здесь наши предки – славяне.
Воспитатель: Правильно, ребята, и сегодня мы перенесёмся в прошлое России. Много на Руси лесов, рек, озёр, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов. Хотели завладеть они нашими землями. Враги разоряли сёла, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Ребята, а кто же вставал раньше на защиту своей Руси?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: А кто такие богатыри?
Дети: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности.
Вот картина «Богатыри» написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов. Вот так их изобразил художник. Кто помнит имена богатырей?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Воспитатель: Какими словами можно описать богатырей? Какие они?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические.
Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе. Как вы думаете, с кем они боролись?
Дети: с врагами, которые нападали на Русь и хотели её уничтожить.
А с кем боролись богатыри в сказках? (с соловьем — разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным).
Воспитатель: а откуда вы узнали о богатырях?
Дети: из русских народных сказок, былин, поэм, рассматривали картины.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что у каждого богатыря есть конь? Для чего нужен был конь?
Дети: из беды выручит, быстро домчит, поможет победить, совет даст, может оживить богатыря живой водой, подсказывает, помогает пройти задания царя, довезет раненым до дома.
Воспитатель: Ребята, а хотите постоять за свою Родину, Русь- матушку? (Да) Тогда я вас сейчас превращу в богатырей.
Раз, два, три – мы теперь богатыри. (шагаем)
Руки вверх мы поднимаем. (Дети поднимают руки вверх)
На заставу мы шагаем.
Богатырская застава (Руку ко лбу,
Смотрит влево, смотрит вправо
(повороты туловища влево и вправо)
Ни в морях, ни в небесах
(Выполняем наклоны вниз)
Не пропущен будет враг. (Выпрямляются)
Мы шагаем дружно в ногу. (Маршируют на месте)
Пусть уходит враг с дороги.
Воспитатель: Ребята, разные преграды нас ждут на пути от врагов. Но мы с вами должны все препятствия пройти, проявить не столько силу, сколько ум, смекалку, взаимовыручку.
(слышится шелест листвы) Ребята вы слышите шелест листвы, да это же вековой дуб. Давайте подойдем к нему ближе.
Посмотрите ребята какой большой сундук под дубом стоит. А он закрытый. Чтобы открыть его, давайте произнесем:
(индивидуально, отдельно мальчики, отдельно девочки, потом все вместе)
«Чик, чук, чак, чок – открывайся сундучок».
Не открывается. Давайте скажем громче (дети снова повторяют слова чистоговорки. Сундучок открывается и из него достаём карту.
Воспитатель: Ребята, что это? (карта). Она нам поможет двигаться в правильном направлении. Посмотрите здесь ещё что-то есть (это же оружия богатырей которые нам нужно найти). Давайте посмотрим на карту куда мы с вами будем двигаться вначале? (к реке, влево, три шага).
Вот и речка на пути.
Не проехать, не пройти.
Соловей–разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
БОГАТЫРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ
НУЖНО ВСПОМИНАТЬ
ИЗ ДОЩЕЧЕК КРЕПКИХ
МОСТИК СОБИРАТЬ!
За каждую пословицу получим по дощечке, из которых будем выкладывать мостик. Готовы?
Дети называют пословицы.
Дидактическая игра «Отгадай пословицу по словам»
Я буду называть слова, а вы пословицы, в которых встречаются эти слова:
Один. Все- "Один за всех, все за одного "
Герой. Родину. Горой- Тот герой, кто за Родину горой.
Жить. Служить. - Жить – Родине служить.
На коня. Смел. Сел. -Кто смел, тот на коня сел.
Дружба. Родина. Крепка. -Если дружба велика, будет Родина крепка.
Смелый. Трус. Погибает. -Смелый побеждает, а трус погибает.
Погибай. Выручай. - Сам погибай, а товарища выручай.
Меч. Погибнет. -Поднявший меч – от меча и погибнет.
Молодцы, ребята, знаете пословицы. И мы смогли построить мостик.
Воспитатель: А вот и первое оружие богатырей. Что это? Правильно – па лица и булава. Берем, и отправляемся дальше, а куда посмотрим на нашу карту и идём налево, четыре шага.
Проводится словесная игра: «Разрушь стену» (скажи наоборот) :
Ребята, я впереди вижу непроходимую стену, которую выставил перед нами злой хан. Стена эта состоит из недобрых слов. Мы с вами сможем разрушить эту стену и пройти дальше, если поменяем слова хана на противоположные.
Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…
Дети: Близко.
Педагог: Скажу я слово «война», а ты ответишь…
Дети: Мир.
Педагог: Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…
Дети: Свет.
Педагог: Скажу я громко слово «враг», а ты ответишь…
Дети: Друг
Теперь скажу слово слабый», ответишь…
Дети: Сильный
Скажу такое слово: «злой», ответишь…
Дети: добрый
Скажу слово я «хороший», ответишь…
Дети: Плохой.
Педагог: Теперь скажу я слово «драться» ответишь ты …
Дети: мириться.
Педагог: Скажу я слово «глупец», ответишь мне.
Дети: Мудрец.
Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…
Дети: Конец!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли разрушить стену злого хана.
Посмотрите, а вот еще одна находка. Что это? Лук и стрелы
Далее смотрим на карту, в каком направление мы идём? (налево, три шага).
А сейчас мы узнаем, откуда у богатырей сила могучая.
Давайте присядем на полянку.
Мы будем составлять по картинкам предложения, а поможет нам в этом волшебный клубочек, а начнем мы предложение со слов: «Богатырь силен потому, что….
«Богатырь силен потому, что пил ключевую воду»,
«Богатырь силен потому, что ел кашу»,
«Богатырь силен потому, что делал зарядку»,
«Богатырь силен потому, что пахал землю»
«Богатырь силен потому, что охотился»,
«Богатырь силен потому, что сеял зерно»
«Богатырь силен потому, что ковал железо»
«Богатырь силен потому, что косил траву»
«Богатырь силен потому, что участвовал в битвах»
Вот мы и узнали, откуда у богатырей сила могучая. А сила им с рождения дана на добрые дела.
Воспитатель: И за это мы получаем копье и меч кладенец.
Вот и прошли мы с вами все испытания, за выполненные задания мы с вами получили картинки с оружиями, и последнее испытание, которое мы с вами должны выполнить назови название оружия и сколько слогов ты слышишь в этом слове.
Палица (3 слога, меч (1, булава (3, копьё (2, лук (1, стрелы (2)
Воспитатель: Ну, вот, ребята, подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими, сообразительными. Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих близких и друзей, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и Ветер Перемен перенесёт нас обратно в детский сад. На память о нашем путешествии в прошлое я подарю вам листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете их раскрасить в группе.