Ольга Бычкова
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Первый снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и типичных явлениях в природе.
Образовательные задачи: Закрепление представлений о смене времён года.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».
Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней.
Составление рассказа по картине (в объёме 7 предложений).
Совершенствование грамматического строя речи и навыка словообразования.
Публикация «НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе „Первый снег“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снежинки, снег. Конспекты занятий по развитию речи
- Темочки
Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).
Совершенствование слоговой структуры слов (трёхсложные слова с одним закрытым слогом).
Совершенствование навыков звукового анализа слов.
Развивающие задачи :
Развитие связной речи, фонематических представлений, речевого слуха, зрительного внимания, всех видов восприятия.
Развитие творческого воображения, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитание эмоционального отклика на изображённое на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Формирование положительной установки на участие в занятии. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Воспитание любви к природе.
Оборудование: Картина А. А. Пластова «Первый снег», мольберты, магнитофон, запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», схемы для составления рассказа, контейнеры с манной крупой для рисования пальцами, розетки со снегом и льдом (по числу детей, «снежок» для дыхательного упражнения, разноцветные снежинки для составления звуковой схемы слова.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке.
Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки поздней осенью.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок». Подбор слов-определений к предметам и объектам.
Слушание и разучивание стихов А. Фета, И. З. Сурикова, А. Михайлова, Саши Чёрного, А. А. Блока, Р. А. Кудашевой, Ф. С. Шкулева. Слушание и обсуждение звуков природы.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Слушание отрывка из пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро». Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия.
Приглашаю в зал, где звучит пьеса П. И. Чайковского «Зимнее утро». Дети подходят к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом. На мольберте стоит картина А. А. Пластова «Первый снег». Пьеса звучит 1,5 минуты, затем выключаю магнитофон.
Логопед: Сегодня мы с вами будем говорить о наступлении зимы, о зимних изменениях в природе. Мы рассмотрим картину Аркадия Александровича Пластова «Первый снег», составим рассказ по этой картине, вспомним стихи о зиме, поиграем в разные игры.
А сейчас расскажите о том, каким стало ваше настроение, когда вы вошли в музыкальный зал и услышали пьесу П. И. Чайковского «Зимнее утро».
Дети рассказывают о своём настроении.
2. Рассказывание стихотворений русских поэтов о зимней природе. Развитие эмоционального мира, общих речевых навыков, памяти.
Логопед: Мы с вами знаем много стихотворений русских поэтов о зиме. Вспомните и расскажите те из них, которые созвучны настроению этой картины. Старайтесь рассказывать стихи громко, чётко и выразительно.
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней…
(А. Фет)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
(И. З. Суриков)
В сонном воздухе сверкает
Первый чистенький снежок,
И румянит людям щёки
Лёгкий зимний холодок.
(А. Михайлов)
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только чёрные, чёрные стены…
(А. А. Блок)
Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела
Поле чистое.
(Р. А. Кудашева)
Сколько снегу! Сколько снегу!
Закричала детвора
И, забрав лопаты, сани,
Прибежала со двора…
(Ф. С. Шкулев)
Краткая оценка рассказывания детьми стихотворений логопедом.
3. Рассматривание картины Пластова «Первый снег». Развитие эмоционального мира образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Наступление зимы». Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображённом на ней.
Беседа у окна: Какое время года наступило? (Наступила зима). Что лежит на земле? (На земле лежит пушистый снег). Какие деревья зимой? (Деревья стоят голые, тёмные, кажутся замёрзшими). Какое небо? (Небо высокое и ясное). Какой воздух? (Воздух морозный и чистый). Мы говорили о признаках наступления зимы. А теперь посмотрите на картину.
Предлагаю детям присесть на стульчики.
Логопед: Художник нарисовал деревенский дом. За забором кусты и голое дерево. Это берёза. На земле лежит снег. Снег засыпал кусты. Небо синее. С неба на землю падают снежинки. Снег идёт тихо. Видно, что это морозный день.
Логопед: Расскажите о земле. Как она выглядит?
Дети: На земле лежит снег.
Логопед: Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Начните ответ со слова СНЕГ.
Дети: Снег белый, мягкий, холодный, пушистый, лёгкий, мокрый.
Логопед: Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова НЕБО.
Дети: Небо чистое, высокое, светлое.
Логопед: Как вам кажется, какой воздух? Что мы могли бы почувствовать, если бы оказались в этом зимнем дворике?
Дети: Воздух морозный, холодный.
Логопед: Что вы можете сказать о берёзе, изображённой на картине?
Дети: Берёза стоит голая. Веточки у берёзки тонкие и качаются на ветру.
Логопед: Во дворе тишина. Только шумят на ветру ветки берёзы.
Логопед: Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети: На земле сидит ворона. На берёзе сидит сорока. Это зимующие птицы.
Логопед: На крылечко дома выбежали дети. Расскажите о них.
Дети: Мальчик в тёплом пальто, в шапке, в валенках. Девочка в валенках, но не одета.
Логопед: Девочка выскочила на крыльцо в одном платьишке, наспех накинув на голову шерстяной платок. Почему она так торопилась?
Дети: Девочка очень хотела увидеть, как падают снежинки. Дети давно не видели снега. Снег пошёл первый раз.
Логопед: Какие цвета использовал художник при написании этой картины?
Дети: На картине видим белый, серый, голубой, светло-коричневый, чёрный цвета.
Логопед: Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки сыплются с серо-синего неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены. Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Александровича Пластова пахнет нежной свежестью. Так пахнет первый снег. И переданы эти нежность и свежесть цветом.
Логопед: А сейчас составьте рассказ по картине «Первый снег». Используйте такой план (показываю схему) :
o Как называется картина?
o Какое время года наступило?
o Какая земля?
o Какое небо?
o Какой воздух?
o Какие звуки мы могли бы услышать?
o Какие деревья зимой?
o Кто изображён на картине?
Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрели картину и добавите в свой рассказ ещё что-то от себя. Включаю вновь магнитофон. Дети рассматривают картину и слушают музыку. Составляют рассказ по наглядному плану. Затем рассказ логопеда по картине.
4. Упражнение «Узнай по запаху» (Развитие обоняния, активизация словаря.)
Я предлагаю закрыть глаза, подношу к их лицам контейнер со снегом и льдом, прошу сделать глубокий вдох.
Логопед: Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плечи. Какой запах вы почувствовали?
Логопед: Расскажите о своих ощущениях.
Дети рассказывают о том, что почувствовали. Я предлагаю им открыть глаза и ставлю контейнер со снегом и льдом на стол перед ними.
5. Упражнение «Сравни и расскажи». (Развитие связной речи, мышления, тактильных ощущений. Совершенствование синтаксической стороны речи /составление предложений с противопоставлением/).
Предлагаем детям по кусочку льда и комочку снега.
Логопед: Снег и лёд – их появление связано с наступление зимы. Сравните их и расскажите об этом.
Дети: Снег мягкий, а лёд твёрдый.
Снег пушистый, а лёд гладкий.
Снег белый, а лёд прозрачный.
Снег тает быстрее, а лёд медленнее.
Логопед: Молодцы! (Раздаю салфетки для рук, убираю контейнер, салфетки).
6. Пальчиковая гимнастика «Снежок». (Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением).
Раз, два, три, четыре. (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий (Грозят пальчиком).
Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три - уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И…сломаем. (Топают.)
7. Упражнение «Какое слово?» (Совершенствование слоговой структуры слов /трёхсложные слова с одним закрытым слогом/. Закрепление представлениц о предложении. Составление предложений со словами СНЕЖОК, СНЕЖОЧЕК.)
Убираю картину с мольберта.
Ребята, как называлась картина, которую мы сегодня рассматривали? (Она называлась «Первый снег»). Давайте произнесём слово СНЕГ ласково.
Дети: СНЕЖОК, СНЕЖОЧЕК.
Логопед: Прохлопайте слово СНЕЖОЧЕК и определите, сколько в нём частей.
Дети: СНЕ-ЖО-ЧЕК (в этом слове три части).
Логопед: Догадайтесь, какое слово я загадала: СНЕГ, СНЕ-ЖОК, СНЕ-ЖО-ЧЕК. (отхлопываю по одному слову).
Логопед6 Придумайте предложения со словом СНЕЖОК.
Дети придумывают предложения и выбирают самое красивое из них.
8. Упражнение «Снежок» (Формирование направленной воздушной струи) :
Мы подуем на пушок, полетит он как снежок.
Логопед: Сделайте глубокий вдох носом, а потом долгий выдох ртом. Щёки не надувайте. Вот так. (Показываю детям, как правильно выполнять упражнение.) Оно выполняется детьми 3-4 раза.
9. Игровое задание «Нарисуй снежинку». (Развитие тонкой моторики и творчества).
Предлагаю детям сесть на ковёр. Рисование снежинок пальцами на подносах с крупой.
10. Упражнение «Что лишнее?» (Развитие слухового внимания, речевого слуха, мышления.)
Логопед: Давайте поиграем в игру «Что лишнее?». Будьте внимательны! Надо не только назвать лишнее слово, но и объяснить свой выбор.
Снежинка, сосулька, свечка, снежок.
Суп, каша, мороженое, пюре.
Ветрено, тепло, дождливо, морозно.
Велосипед, санки, лыжи, коньки.
11. Звуковой анализ слова «Зима». (Совершенствование навыков звукового анализа слов.) Дети садятся на ковёр. Я предлагаю разноцветные снежинки для составления звуковой схемы.
Логопед: Сегодня мы говорили о наступлении зимы. Давайте выложим схему слова «зима».
Вы выполнили задание, составили схему правильно. Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Сколько звуков в слове «зима»?
Дети: В этом слове четыре звука.
Л. : Произнесите их по порядку.
Д. : ЗЬ, И, М, А.
Л. : Сколько гласных звуков в слове «зима»? Какие это звуки?
Д. : В слове «зима» два гласных звука: И, А.
Л. : Сколько согласных звуков в слове «зима»? Какие это звуки?
Д. : В слове «зима» два согласных звука: ЗЬ, М.
Л. : Расскажите о каждом из этих звуков.
Д. : Звук ЗЬ – согласный, мягкий, звонкий.
Звук М – согласный, твёрдый, звонкий.
Л. : Хорошо! Вы справились с очень трудной задачей.
12. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Предлагаю детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось.