Ольга Овчинникова
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма организации : подгрупповое.
Продолжительность: 25 минут.
Время проведения: 9.00-9.25
Группа: подготовительная.
Вид речевого нарушения: ОНР III уровня.
Состав подгруппы: 7 детей
Цель: Продолжить формировать навык самостоятельного составления описательных рассказов.
Задачи.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Упражнять дошкольников в составлении описательных рассказов с опорой на схему.
2. Уточнить и активизировать словарь.
3. Обогащать экспрессивный словарь детей словами - антонимами.
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
4. Продолжить формировать умение использовать притяжательные прилагательные в речи.
Материально-техническое оснащение:
Дидактический материал: конверт с картинкой на которых изображены животные жарких стран, письмо для детей,
Фронтальный: игрушки животные жарких стран.
Индивидуальный: картинки – загадки о животных жарких стран (зашумленное изображение, контейнеры с карандашами.
Лингвистический материал:
Глаголы:
Прилагательные: сильный, хищный, травоядный, мощный, крупный,
Существительные: материк, животное, хищник, слон, крокодил, тигр, лев, зебра, бегемот, носорог, обезьяна, хобот, клык, коготь, шерсть, добыча, охота.
Прилагательные: сильный, хищный, травоядный, мощный, крупный,
Глаголы: охотиться, бросаться, настигать, питаться,
Организационная форма : спасательная операция.
Ход СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Логопед: Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте их.
Логопед обращает внимание детей на конверт, лежащий на столе.
Логопед: Что это на столе? Ответы детей: Это конверт (письмо).
Логопед достает письмо, передает ребенку. Дети читают: «ПОМОГИТЕ!»
Дети: откроем конверт и прочитаем письмо.
Ребенок читает письмо:
«Приезжайте, поспешите,
наших малышей спасите!
Дети наши заболели
Не встают они с постелей.
Приезжайте к нам друзья
Очень помощь нам нужна»
Логопед: Ребята надо помочь.
Только не понятно каких малышей нужно спасать? Может в конверте ещё что- то есть.
(Логопед вынимает из конверта пазлы с изображением детенышей животных жарких стран и выкладывает их на стол)
Логопед: Время терять нельзя, собирайте быстрее.
Дети собирают пазлы. Ответы детей: Это детёныши животных жарких стран. (ответы –слоненок, зебрёнок, тигрёнок, львенок) Логопед: где они живут? Дети: в Африке
Логопед: что такое Африка? Дети: Африка – это материк. Где мы можем посмотреть Африку? Дети: На глобусе. (показывают материк).
Логопед:
- Какие животные живут в Африке?В Африке живут львы, тигры, жирафы, бегемоты, крокодилы обезьяны, гепарды, зебры, антилопы.
-Чьих малышей мы будем спасать? Дети: мы будем спасать; львят, тигрят; зебрят; жирафят. Логопед: Какой доктор лечит животных? Дети: Ветеринар.
Логопед: Что должно быть у доктора, для лечения больных зверей? Дети: бинт, вата, градусник, шприц, пипетка, тюбик мазь, капли. Логопед: Где же мы возьмем лекарства для животных? Дети: в аптеке для животных. - Как эта аптека называется? Ветеринарная аптека.
Идем в аптеку.
(дети перемещаются к игровой зоне)
Логопед: Выберите все, что необходимо для лечения животных. Дети самостоятельно выбирают атрибуты. Бинт для перевязки раны. Градусник для измерения температуры. Шприц для того, чтобы делать уколы.
Логопед: Вы готовы? Молодцы быстро собрались. Я тоже еду с вами!
Только как добраться до Африки? (подводит детей к глобусу). Посмотрите вот здесь находится -Самара, а здесь Африка.
Подумайте какой вид транспорта нам нужен. (В конверте картинки с изображением –самолёта, машины, корабля).
Дети выбирают вид транспорта по предложенным картинкам – самолёт, автобус, поезд или корабль.
Ответы детей: поплывем на корабле, полетим на самолете, -поедем на машине.
Логопед: На каком транспорте мы отправимся в Африку?Полетим на самолете.
Динамическая пауза «Полёт».Звучит запись с голосами животных Африки
Логопед: Мы с вами приземлились и оказались в Африке.
- Чьи голоса вы сейчас слышали? Ответы детей:
Я слышал, как трубил слон. А я слышал, как рычал тигр. Я слышал, как рычал лев;Я слышал, как кричали обезьяны.
Логопед: вот мы оказались в Африке. А где же наши больные малыши? На экране картинка, на которой видны отдельные части тела животных.
Игра «Чей? Чья? Чьи?
Логопед: Испугались детёныши и спрятались от нас так, что видно только отдельные части тела.
Как же мы узнаем животных? Дети: узнаем по частям тела. Предполагаемые ответы:
Я вижу слоновые уши. Это слон. Я вижу тигриные лапы. Это тигр. Я вижу крокодилий хвост. Это крокодил;Я вижу обезьянью голову. Это обезьяна.
Молодцы! Всех нашли. Животные еще побаиваются нас. Как мы можем их успокоить. Какие слова сказать. Ответы детей: погладить, поговорить, обнять.
Теперь можно начинать прием больных. Приглашайте пациентов на осмотр. Дети приглашают пациентов.
Упражнение «На приеме у ветеринара». На экране опорная схема составления описательного рассказа.
Логопед: Вы осматриваете животное, рассказываете о нем. Кто это.
Какое по размеру, цвету. Чем питается. Что у него болит?
Логопед: Подумайте, приготовьте инструменты начинайте осмотр.
Говорите четко, правильно произносите звуки.
Дошкольники рассматривают животное и рассказывают о нем.
Ответы детей:
-Это тигренок. Он яркий (красивый, полосатый. У него блестящий мех, острые зубы и когти. Он хищник. У него болит лапа.
-Это слоненок. Он крупный серого цвета. У него большая голова с большими ушами и длинным хоботом; толстые ноги, тонкий хвост с кисточкой на конце. У слонёнка маленькие глаза и острые бивни. Питается листьями тропических растений. У него болит горло.
- Это Жирафенок. Он высокий. У него длинная шея и маленькая голова. Он травоядный. У него болит горло.
Логопед: Малышам –зверятам стало легче и они хотят поиграть.
Логопед: Следующая игра вам знакома. Учимся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение и бросаю мяч вам. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение.
Логопед. У жирафа длинная шея, у бегемота --Ребёнок. … короткая.
Логопед. У обезьянки тонкий хвост, а у тигра --Ребёнок.. толстый.
Логопед. У слона большие уши, а у
Зебры--Ребёнок.. маленькие.
Логопед. У бегемота широкая спина, а у зебры…---Ребёнок.. узкая.
Закрепление знаний в изменённой ситуации.
Логопед: звери не бояться нас и играют с нами. Пора им оказать помощь (полечить).
Логопед: Что болит у львенка? какую помощь окажешь Георгий?
Кто твой пациент? Что у него болит?
Что случилось с тигренком? Как будешь лечить?
Ответы детей: У меня слоненок. У него болит лапа - я перевяжу лапу.
У меня тигрёнок. У него болит ухо. Я закапаю ему ухо.
У меня жираф, у него болит голова. Я дам ему лекарство.
Логопед: Нашим пациентам уже лучше и они могут вернуться домой к мамам.
-К кому вернется слонёнок?Тигренок? Львенок?К кому пойдет детёныш обезьяны?
Слоненок вернётся к Слонихе. Тигрёнок вернётся к Тигрице.
Львенок пойдет к львице. Детёныш обезьяны пойдет к обезьяне.
Логопед сообщает, что путешествие по Африке закончилась и нужно возвращаться. Пристегнули ремни безопасности. Полетели.
Инструменты и лекарства, которые остались, вернем в ветеринарную аптеку.
Логопед: Вот и закончилась наша спасательная операция. Где мы с вами сегодня были? Кого мы спасали? Как лечили? Дети: Мы были в Африке, лечили животных, спасали детенышей. Молодцы!