Валентина Титаренко
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дикие животные»
Цели:
Коррекционно-образовательные: формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных; учить детей согласовывать притяжательные прилагательные с существительными.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание и память детей, умственные способности детей.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать в детях любознательность, доброжелательность, бережное отношение к природе, животным.
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: силуэты животных, предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, черно-белая картинка к игре «Прятки», мягкая игрушка Белочка, корзинка, карточки с четвёртым лишним, пособие «Кто за кустом», ноутбук, запись голосов животных, индивидуальные карточки к игре «Обведи», красные и синие карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Возьмите друг друга за руки в кругу и скажите всем «Доброе утро!».
- Сегодня в гости к нам пришла Белочка и очень хочет с вами поиграть, посмотреть какие вы дружные и умелые. Смотрите, какая у неё корзина, а в ней разные игры и задания. Ну что, поиграем с Белочкой?
2. Артикуляционная гимнастика
- Вот у Белочки карточки в корзине, это она хочет посмотреть, как мы умеем что делать? (Как мы умеем делать зарядку для языка).
- Очень любит наш роток улыбаться. А подвижный язычок работой заниматься.
Выполнение с опорой на рисунки-помощники: “Улыбка”, “Трубочка”, “Заборчик”, “Бублик”, “Грибок”, “Лошадка”.
3. Объявление темы
- Ребята, Белочка принесла очень интересные картинки, это силуэты разных животных, если мы внимательно на них посмотрим, то сможем мы их узнать?
(Дети по силуэтам узнают медведя, зайца, белку, лису, оленя.)
- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Правильно, о диких животных наших лесов.
4. Отгадывание загадок
- Белочка приготовила нам загадки о них. Поможете мне их разгадать?
• Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (Медведь)
• Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней? (Лиса)
• Он в лесу всё время рыщет, И в кустах кого-то ищет. Слышно, он зубами щёлк, Угадай, кто это? (Волк)
• Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а не лисица. (Белка)
• Дикий зверь тропой бежит, То как хрюкнет, завизжит. С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – (Кабан)
• Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
• Словно ёлка, весь в иголках. (Ёж)
— Какие это животные? (Дикие). Почему их называют дикими?
5. Игра-упражнение “Чей голосок”.
— Посмотрите как много изображений животных у нас на доске. А хотите услышать голоса некоторых из них и узнать, чей это голос?
(Прослушивание записи голосов лесных животных.)
6. Пальчиковая гимнастика “Зайка и ёж”.
Зайка – ушки на макушке
Скачет, скачет по опушке
А за ним колючий ёжик
Шёл по травке без дорожек.
7. Игра-упражнение “Слово-признак ”.
— А ещё Белочка подумала, что все животные очень разные. И просит нас подобрать к каждому животному своё слово-признак. Лиса (какая) – хитрая. Заяц (какой) — … трусливый. Волк (какой) – злой. Медведь (какой) — … косолапый.
8. Игра “Четвертый лишний”.
— Дети, Белочка предлагает вам внимательно посмотреть на картинки и сказать, кто здесь лишний? Дайте полный ответ, объясните почему? (Здесь лишняя кошка, потому что это домашнее животное. Здесь лишний поросёнок, потому что это домашнее животное).
9. Игра “Любознательный”.
— Наша Белочка очень любознательная, она подготовила нам вопросы о диких животных, хорошо ли вы их знаете? Давайте ответим на них.
- Чья шубка летом серая, а зимой белая? (Заячья)
- Чьи запасы лежат в дупле? (Беличьи)
- Чей вой раздается ночью в лесу? (Волчий)
- Это чья привычка лакомиться мёдом? (Медвежья)
- Чьи уши длиннее? (Заячьи)
- Чья хитрая рыжая мордочка выглядывает из-за куста? (Лисья)
10. «Детёныши животных”.
— Посмотрим, что ещё лежит в корзине у Белочки. Да это же детёныши животных.
— Ребята, давайте назовём, как правильно называются детеныши каждого животного?
— Кто детёныш у волка? (волчонок). У ежа —, у лисы —, у медведя —, у зайца —, у белки — …. — Назовите папу и маму волчонка (волк и волчица, ежонка (ёж и ежиха, лисенка, медвежонка, зайчонка, олененка.
11. Игра “Прятки”.
— Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и Белочка любит, она спрятала в нарисованном лесу от нас некоторых животных, давайте найдём их и назовём.
(Детям предлагается внимательно рассмотреть черно-белую картинку с изображением леса и виднеющимися среди веток деревьев различных животных)
— Кого вы увидели? Кто здесь спрятался?
12. Физкультминутка.
Мишка по лесу идёт,
В лапке шарик он несет,
Шарик в небо улетел,
Мишка грозно заревел.
13. Игра “ Чей хвост?”.
- Шла как-то Белочка по лесу и видит, что из-за кустов выглядывают чьи-то хвосты. Задумалась Белочка: «Кто же это прячется за кустами?». Поможем ей узнать, где, чей хвост?
(Дети по картинкам определяют чей хвост. Это хвост заячий, это лисий и т. д.)
14. Игра “Обведи”.
— Посмотрите, какие ещё картинки есть у Белочки в корзине. Рассмотрите, кто изображен на них. Скажите, какие животные сменили свои шубки зимой? (Заяц, белка) Обведите кружком этих животных красным карандашом.
— Возьмите в руки синий карандаш и обведите кружком тех, кого мы не увидим в зимнем лесу. Почему? (Ёжика и медведя, потому что они спят).
15. Подведение итогов. Прощание.
— Ребята, вспомните, о чём мы сегодня с вами вели беседу, какие игры и задания мы выполняли?
— Белочка очень рада, что мы поиграли с ней и хочет преподнести вам небольшой сюрприз. (Дети получают от Белочки орешки).
- Спасибо вам! Вы молодцы! Давайте все вместе улыбнёмся и скажем друг другу «спасибо»!