Ольга Поздеева
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с Удмуртской культурой»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 «Сказка»
Непосредственная образовательная деятельность
по познавательному развитию
«Знакомство с удмуртской культурой»
Воспитатель: Поздеева О. А
Евсеева О. А
2020, Глазов
Цель: Приобщать детей к истории удмуртской культуры.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Знакомство с Удмуртской культурой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- Познакомить детей с особенностями женского и мужского удмуртского костюма, с особенностями внешнего вида.
- познакомить детей с символами Удмуртской Республики : (флаг, герб, национальными костюмами.
Развивающие :
- развивать познавательный интерес, желание познакомиться с обычаями и культурой удмуртов;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к удмуртскому народу;
- воспитывать чувство гордости за свою родину, побуждать желание лучше узнать историю своего края.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Входят в группу 2 девочки- чеберины в удмуртских костюмах.
Девочки- чеберины: - Здравствуйте, ребята, мы расскажем вам о том, как много лет назад жили люди на земле удмуртской, во что одевались, как веселились, что готовили.
- А ещё, ребята, мы поговорим о нашей красивой и многонациональной республике.
- Ребята, а вы знаете как называется наша республика? (ответы детей)
- Молодцы, правильно. Наша республика называется Удмуртия.
- А, знаете ли вы, люди какой национальности проживают в Удмуртии? (ответы детей)
- Да…удмурты, русские, татары и другие.
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто к нам пришёл в гости? (ответы детей) удмурты
- Правильно, узнали вы нас. Мы – удмуртки, наша родина- Удмуртия.
(девочка - чеберина рассказывает стихотворение)
Край наш удмуртский, родные просторы
- Лес, перелески, холмы да поля.
Как хороши твои ясные зори,
Как ты прекрасна, родная земля!
2. Основная часть
Воспитатель: И сегодня наши гости пришли в удмуртской одежде не случайно.
- Ребята, а знаете ли вы, какой праздник будет отмечать наша республика? Правильно, День Государственности Удмуртии, День рождение нашей республики, который отмечают 4 ноября.
- Вы уже знаете, что у каждого народа есть своя национальная одежда.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, в каких красивых костюмах пришли наши гости. Давайте рассмотрим удмуртский костюм.
- Обратите внимание, какие цвета преобладают в костюме удмуртов? (черный, красный, зелёный, белый)
- чёрный цвет является символом земли и стабильности;
- красный – цветом солнца и символом жизни.
- У удмуртского народа есть свой характерный орнамент. Что такое орнамент? (узор, в котором повторяются одни и те же элементы)
- Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т. п. Перед вами удмуртские узоры, что они вам напоминают. Клетку, ромб и др.
- Давайте внимательно посмотрим на костюм девочек- чеберин, есть ли такие цвета на их костюмах? (ответы детей)
- Он располагается на груди, рукавах и подоле рубашки, на фартуках и головных уборах, а также украшает бытовые вещи: скатерти, покрывала, одеяла, полотенца, занавески.
- Рассмотрим девушку в национальном костюме. Платье на удмуртском языке называется «дэрем», головной убор называется «айшон». «Айшон - высокий нарядный колпак. Сверху рядами нашиты серебряные монеты. фартук или передник «айшет».(дети рассматривают)
- Ребята, кто знает, как называется украшение на груди у девушки? (на груди у девушки одета мониста, которая изготавливалась из монет, денег)
- На грудь вешали нагрудник, украшенный серебряными монетами (монисто) Весит монисто до 3 килограммов. Монисто могло состоять из 400 монет разного достоинства, но обязательно серебряных. В них проделывали отверстие и наклеивали на ткань.
- А теперь рассмотрим мужской костюм. (дети рассматривают)
- Мужская одежда удмуртов состояла из рубахи -косоворотки, сшитая из белого холста, штаны. Пояс (кускертон); широкий шерстяной фабричного производства, чаще красный в полоску (путо). Наиболее распространенной обувью удмурток были лапти (кут). Лапти плели из коры липы. Ходили в них каждый день. А лапти из коры березы считались праздничными.
Девочки- чеберины: - Ребята, а сейчас мы познакомимся с главными государственными символами нашей Республики.
- Перед Вами изображение Государственного флага Удмуртской Республики, Государственный флаг Удмуртской Республики представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящей из вертикальных равновеликих по ширине полос черного, белого и красного. В центре белой полосы изображен восьмиконечный солярный знак красного цвета. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами. - Кто знает, что обозначает черный цвет на флаге Удмуртии? –
- В Государственном флаге Удмуртской Республики черный цвет является символом земли и стабильности. - Что обозначает красный? Красный является цветом солнца и символом жизни. - А белый? Белый – цветом космоса и чистоты нравственных устоев. Восьмиконечный солярный знак-оберег – по преданию оберегает человека от несчастий.
- Эти три цвета есть на флаге и гербе Удмуртии.
- Герб Удмуртии мы узнаем по образу белого лебедя - символа возрождения, мудрости, мужества и совершенства.
Воспитатель: "Удмуртию называют родниковым краем. Наша земля дает начало двум крупным рекам России - Каме и Вятке, десяткам и сотням рек и родников. Удмуртию природа щедро одарила. У нас удивительные живописные леса. Недра богаты полезными ископаемыми. Главное богатство - это нефть - "черное золото»
Девочки- чеберины: "В Удмуртии шесть городов : Ижевск, Воткинск, Сарапул, Можга, Глазов, Камбарка.
Ижевск - столица Удмуртской республики (отмечает на карте значком). Город Ижевск – наш родной город. Он построен на берегу реки Иж. "Иж" - древнеудмуртское слово, означает "водный источник, родник".
3. Заключительная часть.
Девочки- чеберины: Ну что, ребята, нам понравилось у вас в гостях, Вы настоящие удмурты, так как удмурты- очень гостеприимные, весёлые, любознательные. Теперь вы многое знаете о нашей республике и каждый из вас, будет гордится своей родиной! Вот и закончилось наше интересное занятие, до свидания, до новых встреч! (девочки- чеберины) уходят.
Воспитатель: Наше занятие подошло к завершению, мы рады, что сегодня у нас побывали гости, и мы узнали много нового и интересного.
Очень хорошие и верные слова есть у замечательного удмуртского поэта Флора Васильева:
Наши сосны - высокие самые,
Наши ягоды сладкие самые,
Наши люди – добрые самые,
Такая уж родина у меня.
- Это я говорю про свой край. Так оно и есть. Для каждого человека его родина – самая-самая. Единственная на всю жизнь. Вот и наша большая Удмуртия – для нас любимая родина. Здесь мы родились, выросли, нашли много друзей, и с каждым днём узнаём о нашей Удмуртии много нового и интересного.