Надежда Пушкина
НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.
Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т, д., их разнообразии, продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам, желание помогать и оберегать их. Развивающие : совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Картинки с изображением птиц, обучающий фильм о зимующих птицах, картинки-раскраски с изображением птиц, цветные карандаши, корм для птиц (просо, сало, кормушка.
Ход:
Воспитатель развешивает яркие плакаты с изображением зимующих птиц на уровне глаз детей.
Дети подходят к воспитателю.
Дети: Что это за птицы на плакатах?
Воспитатель: Хотите узнать об этих птицах поподробнее? Вам рассказать, ребята об этих птицах?
Воспитатель: Сейчас на дворе зима, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.
Дети: Стрижи, грачи, журавли, скворцы, ласточки…
Воспитатель: А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?
Дети. Зимующие.
Воспитатель: Посмотрите на эту яркую птицу и отгадайте загадку :
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
-Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.
Воспитатель (подходит к другому плакату) : А вот, ещё загадка
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!».
Твердый клюв похож на крест,
Семена из шишек ест.
- У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.
Воспитатель (передвигаясь далее к другим изображениям птиц)
- У снегиря ярко – красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.
- Синичка – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается, насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.
- У воробья спинка коричневая, с широкими продольными черными полосами, хвост и крылышки темно – бурые, а голова серая.
- У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.
- Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые.
- Вороны – всеядные птицы.
- У свиристелей оперение нарядное, розовато – коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо – розовые хохолки. А на крыльях ярко – красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.
Воспитатель: А сейчас, давайте посмотрим небольшой фильм о зимующих птицах. (просмотр 3-5 мин)
Воспитатель: Теперь, ребята, я загадаю вам загадки.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её … (Сорока).
Озорной мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери,
Но вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это - … (Снегири).
За синие крылья она так зовется.
И в холод, и в зной ей так звонко поётся!
В рубашечке желтой, и впрямь невеличка.
Так как назовешь ты её? … (Синичка).
Кар-кар-кар! – кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам сем знакома.
Как зовут её?. (Ворона).
Игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель: Посмотрите на картинки, надо угадать, кто же лишний среди них? И почему?
Сорока, ворона, скворец, воробей. (Скворец – перелётная птица).
Журавль, соловей, ласточка, снегирь. (Снегирь – зимующая птица).
Игра «Сложи птицу!» : На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу. Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.
Воспитатель. Какую птицу вы сложили?
Дети. Сороку.
Воспитатель. Из каких частей вы ее составили?
Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, просто ли живется птицам зимой? Почему? Воспитатель достаёт кормушку, просо, кусочек сала:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну! (А. Яшин)
– А теперь, давайте выйдем на прогулку и покормим наших пташек.
Кормушку воспитатель и дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц.
Воспитатель (после прогулки) : Каких птиц мы сегодня видели и покормили?
- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)
- Почему зимой многие лесные птицы часто прилетают к человеческому жилью? (теплее, легче найти пропитание.)
- Какая птица зимой выводит птенцов? (Клёст.)
- Какую птицу называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)
- Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)
- Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать?
Затем воспитатель раздает детям раскраски с изображением зимующих птиц, дети выбирают одну картинку и раскрашивают. Детские работы помещаются на выставку. Уходя домой, дети рассказывают родителям о том, что они узнали сегодня.