Солдатова Ирина Николаевна
НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность
по познавательному развитию
в средней группе № 10 «Жар-птица»
«Путешествие Колобка»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»;
«Социально – коммуникативное развитие»; «Физическое развитие».
Задачи:
Публикация «НОД по познавательному развитию в средней группе „Путешествие Колобка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Развивать счетные умения в пределах пяти, соотносить количество
предметов с цифрой.
2. Закреплять название геометрических фигур. Развивать умение
классифицировать геометрические фигуры по разным признакам (толщина, цвет, форма, размер)
3. Закреплять временные представления (утро, день, вечер, ночь)
4. Развивать умение ориентироваться в пространстве при помощи слов (над, слева, справа, на, в середине, между, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол)
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Уточнить и систематизировать словарный запас детей.
2. Обогащать словарный запас словами: «высокий – низкий», «многоэтажный – двухэтажный», «слева – справа - около», «правый верхний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», «левый нижний угол», «в центре».
3. Активизировать словарный запас словами: красный, большой толстый
прямоугольник; желтый маленький тонкий прямоугольник; синий большой
толстый треугольник; красный маленький тонкий треугольник; желтый
большой толстый квадрат; красный большой толстый треугольник.
4. Совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать
её содержание.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
1. Развивать способность слушать литературные произведения в виде
стихотворений, загадок, физкультминуток, песни про Колобка, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий.
2. Развивать предпосылки к реализации самостоятельной творческой
деятельности детей (игровой).
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
1. Устанавливать доброжелательные отношения между сверстниками,
развивать умение выслушивать ответы других детей.
2. Побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.
3. Развивать умения согласовывать свои действия с действиями товарищей и взрослого.
4. Формировать представления о правилах безопасного поведения во время
игровой деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Развивать двигательную активность детей, предупреждать их утомляемость.
2. Развивать умение двигаться в соответствии с текстом.
Методы и приемы:
Практические: игровые, работа с логическими блоками Дьенеша,
физкультминутка, пальчиковая гимнастика, творческая деятельность детей.
Наглядные: рассматривание картинок, карточек, просмотр презентации.
Словесные: художественное слово, объяснение, беседа, вопросы к детям,
чтение загадок, стихов воспитателем, педагогическая оценка.
Игровые: игровые упражнения.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колобок»,
драматизация русской народной сказки «Колобок», просмотр мультфильма «Колобок», счет героев сказки «Колобок», лепка героев сказки «Колобок»,
показ настольного театра «Колобок».
Форма проведения: путешествие.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: проектор, экран, ноутбук; презентация по русской
народной сказки «Колобок»; указка, магнитофон, музыка «В гостях у сказки», «Веселый Колобок», набор цифр от 1 до 5; колокольчик, желтый шар –
Колобок, мяч для игры;
Раздаточный: карточки с цифрами и с определенным количеством предметов, простые карандаши, карточки с изображением разных по величине домиков, желтая краска, ватные палочки, подставки для ватных палочек, влажные
салфетки, веер с цифрами от 1 до 5; 4 обруча, 4 набора логических блоков
Дьенеша, заготовки для создания картины на ориентировку в пространстве, клей - карандаши, клеенки, салфетки.
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности Формы и методы
организации совместной деятельности
Игровая
деятельность Игровая ситуация с Колобком, игровые упражнения.
1. Игровое упражнение «Узнай геометрическую
фигуру»
Цель: Закреплять название геометрических фигур.
2. Игровое упражнение «Чем картины отличаются друг от друга?»
Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание,
память, логическое мышление.
3. Игровое упражнение «Каждой цифре свой домик»
Цель: Закреплять счетные умения в пределах пяти.
Развивать логическое мышление.
4. Игровое упражнение «Сосчитай все предметы на
полянке»
Цель: Закреплять счетные умения в пределах пяти,
соотносить количество предметов с цифрой.
5. Игровое упражнение «Соедини предметы с цифрой»
Цель: Закреплять счетные умения в пределах пяти,
соотносить количество предметов с цифрой.
Коммуникативная
деятельность Беседы, вопросы, составление полных предложений,
загадывание загадки о Колобке.
Цель: Уточнить и систематизировать словарный запас детей.
Совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.
Познавательно-исследовательская
деятельность Рассматривание, указание, напоминание, показ,
описание, сравнение, беседа, просмотр презентации «Путешествие Колобка».
Цель: Систематизировать счетные умения в пределах пяти, знание геометрических фигур, временных
представлений.
Способствовать развитию у детей любознательности, творчества, интереса к математике.
Восприятие
художественной
литературы
и фольклора Чтение загадки, стихотворения о Колобке, о
геометрических фигурах.
Цель: Развивать внимание, логическое мышление,
выразительность речи. Активизировать чувственное восприятие художественного слова. Способствовать
образному восприятию стихотворений.
Конструирование 1. Игровое упражнение «Найди нужный блок и построй дома для Мишки»
Цель: Развивать умение классифицировать
геометрические фигуры по разным признакам
(толщина, цвет, форма, размер)
Активизировать словарный запас словами: красный, большой толстый прямоугольник; желтый маленький тонкий прямоугольник; синий большой толстый
треугольник; красный маленький тонкий треугольник; желтый большой толстый квадрат; красный большой толстый треугольник.
Совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.
Изобразительная деятельность
(рисование,
лепка,
аппликация) 1. Игровое упражнение «Включим свет в домах»
Цель: Побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию. Закреплять умение
ориентироваться в пространстве при помощи слов
(многоэтажный дом, двухэтажный дом, слева, справа, 1 этаж - 1 окно, второй этаж – второе окно, третий
этаж – третье окно).
Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
2. Сюрпризный момент «Подарок для гостей»
Цель: Закреплять умение ориентироваться в
пространстве при помощи слов (над, слева, справа, на, в середине, между, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол)
Музыкальная
деятельность
(восприятие музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические
движения,
игры на музыкальных инструментах) Прослушивание песен «Веселый Колобок», «В гостях у сказки», «Песня Оранжевого Колобка», «В мире много сказок»
Цель: Развивать способность слушать музыкальные произведения о Колобке, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием событий.
Развивать предпосылки к реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей.
Двигательная
деятельность Пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игра с
мячом.
1. Пальчиковая гимнастика «В гости к большому
пальчику»
Цель: Развивать умения согласовывать свои действия с действиями товарищей и взрослого.
2. Физкультминутка «Веселый Колобок»
Цель: развивать двигательную активность детей, умения сочетать слово с движением и ритмично двигаться в
соответствии с различным характером и динамикой
музыки.
3. Игровое упражнение с мячом «Закончи предложение»
Цель: Закреплять временные представления (утро, день, вечер, ночь)
Логика образовательной деятельности
Этапы НОД Деятельность
воспитателя Деятельность
воспитанников Ожидаемые
результаты
Введение в игровую ситуацию
На фоне мелодии «В гостях у
сказки» воспитатель предлагает отправиться в путешествие – в гости к сказке :
- Вот звенит мой колокольчик. Приглашает всех в кружок. Ребята, давайте все встанем в круг.
- Скажите, дети, а вы любите
сказки?
- Сегодня я предлагаю
отправиться вам в путешествие – в гости к сказке. Ребята, вы
согласны?
- Но путешествовать одним скучно и не интересно. Давайте возьмем с собой друзей.
- А кого мы возьмем в
путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
- Круглый, румяный, в печке
печен, на окошке стужен (Колобок)
- Правильно, дети, это Колобок! слайд 1 (Педагог показывает презентацию, на которой изображен Колобок) Дети слушают аудиозапись,
отгадывают
загадку. Повышена
мотивации к
образовательной деятельности.
Игровое упражнение «Узнай геометрическую фигуру» - Жил веселый Колобок,
Колобок – румяный бок.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
По дорожке покатился,
На поляне очутился.
- Ребята, скажите, а почему
говорят, что Колобок покатился?
- Правильно, потому что он
круглый.
- Посмотрите, как он хорошо
катится. (Воспитатель катает шар – Колобок по столу)
- Дети, а на какую геометрическую фигуру похож Колобок? слайд 2
- Правильно, он похож на круг.
Много есть кругов вокруг!
Солнце круглое и мяч,
Круглый обруч и калач.
Колобок глядит вокруг,
Надо ж, я похож на круг.
- Дети, скажите, какие еще
геометрические фигуры вы знаете? Молодцы! слайд 3 Дети предлагают свои варианты ответов. Дети знают
геометрические фигуры.
Игровое упражнение «Чем картины отличаются друг от
друга?» - Колобок по дорожке покатился слайд 4 и на полянке очутился, смотрит, а на полянке 2 картины из его сказки, и никак не поймет Колобок, чем эти картины
отличаются друг от друга?
- Дети, поможем Колобку?
- Чем же отличаются эти картины друг от друга?
Молодцы, дети, помогли Колобку найти отличия. слайд 5 Дети
рассматривают картины на
экране и находят отличия между ними. Дети сравнивают и находят
отличия.
Игровое упражнение «Каждой цифре свой домик» на станции «Цифровая» - Скок да скок,
Скок да скок,
Покатился колобок,
Круглый да румяный
Дальше по поляне. слайд 6
- Катился, катился Колобок и
прикатился на станцию
«Цифровая»
- Здесь живут цифры. И главный на этой станции Заяц.
(На экране слайд 7 с изображением Зайца)
Заяц: Не пущу тебя Колобок дальше, пока не выполнишь мои задания. А не справишься - съем тебя.
- Ребята, давайте поможем
Колобку выполнить задания
Зайчика. слайд 8
- На станции «Цифровая» каждая цифра живет в своем домике. Их дома расположены на одной
улице. Но некоторые домики
пусты. Из них сбежали цифры. Необходимо вернуть беглецов в свои дома.
Игровое упражнение «Каждой цифре свой домик»
- Дети, посмотрите и скажите,
какая цифра живет в первом
домике?
- Какая цифра живет в третьем
домике?
- Дети, как вы думаете, а в пятом домике живет какая цифра?
- А из этих домиков сбежали
цифры?
- Подумайте внимательно и
скажите, какая цифра сбежала из этого домика? (2 и 4)
- Дети, покажите на своем
цифровом веере цифру, которая живет в 1, во 2, в 3, в 4, в 5
домиках?
- Молодцы, ребята, помогли
цифрам вернуться домой.
Справились с заданием Зайки, можно путешествовать дальше.
- И покатился Колобок дальше. слайд 9 Дети
рассматривают на экране и
называют, в
каком домике живет цифра 1, 2, 3, 4, 5, и
показывают на
числовых веерах соответствующие цифры. Дети знают и правильно
называют цифры.
Игровое упражнение «Сосчитай все
предметы на
полянке» на станции «Счетная» - Следующая станция, на которой оказался Колобок – называется «Счетная». И живет здесь Серый Волк, он лучший счетовод.
(На экране слайд 10 с
изображением Волка)
Волк: Не пущу тебя Колобок дальше, пока не выполнишь мои задания. Сосчитай, сколько на
моей полянке деревьев, зайчиков, белочек, бабочек и цветов. слайд 11
Игровое упражнение «Сосчитай все предметы на полянке»
(На презентации слайд с
нарисованной поляной, на которой изображены: 1 дерево, 2 зайца, 3 белки, 4 бабочки, 5 цветов)
- Дети, помогите сосчитать
предметы Колобку и подберите к ним нужные цифры.
- Скажите, ребята, сколько
деревьев на этой картине?
Волк: Все равно не отпущу тебя, Колобок, выполни еще одно мое задание.
- Ребята, поможем Колобку? Ему не справиться без вас.
Дети считают предметы на
экране и
показывают на карточках
соответствующие цифры. Дети считают и соотносят
количество предметов с цифрой.
Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому» - Но, прежде, чем выполнить
задание Волка, давайте мы с вами поиграем с пальчиками.
- В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому,
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик малышок - Колобок
Постучался на порог. Дети поочередно соединяют
пальцы рук с большим
пальцем. Дети
согласовывают свои действия с действиями
товарищей и взрослого.
Игровое упражнение «Соедини предметы с цифрой» на
станции «Счетная» - Ребята, Волк теперь предлагает сосчитать предметы на карточках и соединить волшебной ниточкой с нужной цифрой.
Игровое упражнение «Соедини предметы с цифрой»
- Скажите, дети, сколько на вашей карточке цыплят?
- С какой цифрой вы соединили цыплят волшебной ниточкой?
- Молодцы, ребята, помогли
справиться Колобку с заданиями Волка.
- Колобок покатился дальше, и мы с вами отдохнем вместе с
Колобком. слайд 12 Дети считают предметы на
своих карточках и рисуют
карандашом
ниточку,
соединяющую предмет с
соответствующей цифрой. Дети считают в пределах пяти и соотносят
количество предметов с цифрой.
Физкультминутка «Веселый Колобок» Воспитатель предлагает отдохнуть и выполнить действия по тексту. слайд 12
- Колобок, колобок
Колобок – румяный бок,
По дорожке покатился
На полянке очутился.
Встретил мишку, волка, зайку
Всем играл на балалайке
У лисы спел на носу,
И от всех зверей
Покатился по лесу. Дети имитируют движения по
тексту:
идут в
«полуприсяди», поставив руки на пояс бегут на носочках, держа руки на поясе
встают лицом в круг,
изображают медведя, волка, зайку
изображают
игру на балалайке
пляшут в
«присядку»
машут руками в след Дети сочетают слово с
движением и ритмично
двигаются в
соответствии с различным
характером и
динамикой
музыки.
Игровое упражнение «Найди нужные
блоки и построй
дома для Мишки» на станции «Лесная стройка» - Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь со станции «Лесная стройка». (на экране слайд 13 с изображением Медведя)
Медведь: Колобок, Колобок, я
тебя съем! слайд 14
Колобок : Не ешь меня, Медведь!
Медведь: Хорошо, но ты должен мне помочь подобрать кирпичи для строительства дома.
- Ребята, поможем Колобку
справиться с заданием Мишки?
Работа с логическими блоками Дьенеша в парах.
Игровое упражнение «Найди нужные блоки и построй дома для Мишки»
- Дети, посмотрите, в обручах
лежат блоки. Они пригодятся вам для строительства домов для Мишки.
- Вы слушайте внимательно и
отбирайте только те блоки,
которые я вам называю, и
складывайте их на стол около себя :
-красный, большой толстый
прямоугольник;
-желтый маленький тонкий
прямоугольник,
-синий большой толстый
треугольник;
-красный маленький тонкий
треугольник;
-желтый большой толстый
квадрат;
-красный большой толстый
треугольник.
(Дети выбирают блоки и
складывают их на стол около
себя)
- А сейчас из этих блоков для Медведя постройте дома.
- Дети, из каких геометрических фигур вы построили дома?
- Сколько домов вы построили?
- Какие красивые дома у вас
получились!
- Вы помогли Колобку справиться со строительством домов. Дети выбирают нужные блоки, строят из них домики для Мишки и
объясняют свой выбор. Дети
классифицируют геометрические фигуры по
разным
признакам
(толщина, цвет, форма, размер, вслушиваются в обращённую речь, понимать её содержание.
Игровое упражнение «Включим свет в домах» на станции «Лесная стройка» - Мишка очень рад, но не хочет отпускать Колобка, пока он не включит свет в его домах.
Поможем Колобку включить свет в домах у Мишки?
- Какие дома изображены на
карточках?
- Какое время суток?
- Давайте в окнах включим свет и сделаем картины светлыми!
- Включите свет в высоком
(многоэтажном) доме:
-на 1 этаже в 1 окне;
-на 2 этаже – во 2 окне;
-на 3 этаже – в 3 окне;
-на последнем этаже - во всех
окнах;
-в низком (двухэтажном) доме на 2 этаже - во всех окнах;
-теперь включите фонарь около высокого дома справа и фонарь около низкого дома слева.
- Как светло стало на ваших
картинах.
- Проверьте, дети, правильно ли вы включили свет в окнах?
- Вот моя картина для Мишки. Дети садятся за столы, берут на столе карточки с высоким и
низким домами и
ватной палочкой краской желтого цвета рисуют свет в окнах («включают свет»).
В конце задания дети сравнивают свои работы с готовым
образцом. Дети
ориентируются в пространстве и на листе бумаге.
Игровое упражнение «Закончи
предложение»
(с мячом) - И покатился Колобок дальше. слайд 15
- Катится, катится Колобок, а
навстречу ему Лиса с поляны: «Догадай-ка»
(На слайде 16 изображение Лисы)
Лиса: Уж от меня-то, Колобок, ты не уйдешь, и ребята тебе не
помогут справиться с моим
трудным заданием.
- Долго я ждала тебя, Колобок, в нашей сказке и перепутала все части суток. Попробуй-ка, их
распутай!
- Выручим, ребята, Колобка от хитрой Лисы.
Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)
1. Мы спим ночью, а зарядку
делаем…
2. Мы завтракаем утром, а обедаем…
3. Мы просыпаемся утром, а спать ложимся….
4. Мы ужинаем вечером, а спим….
5. Спим ночью, а просыпаемся….
6. Идем в детский сад утром, а возвращаемся из детского сада …
7. Луна видна ночью, а солнце….
8. Мы завтракаем утром, а
ужинаем….
- Молодцы, дети! Все задания
выполнили. Лисе придется
отпустить Колобка.
- Поиграл Колобок с Лисой и
покатился домой к бабушке и дедушке. слайд 17
- Ребята, сегодня наша сказка со счастливым концом. слайд 18
- В лесу Колобку попадались
добрые животные, которые с ним играли. слайд 19 Дети встают в круг, ловят мяч воспитателя и возвращают его, назвав
правильный
ответ. Дети имеют
временные
представления (утро, день,
вечер, ночь).
Сюрпризный момент «Подарок для
гостей» - Дети, у нашего Колобка очень хорошее настроение и он
предлагает вам сделать картины для наших гостей в подарок.
Сделаем?
Сюрпризный момент «Подарок для гостей»
- Ребята, возьмите лист-полянку.
- Поставьте дом на траве в
середине картины;
- поместите на своей картине одно облачко в правом верхнем углу;
- второе облако - в левом верхнем углу;
- солнышко пусть светит над
домом между облаками;
- один цветочек посадите в правом нижнем углу;
- второй цветок посадите – в
левом нижнем углу картины;
- третий цветок вырос около
домика справа;
- четвертый цветок вырос около домика слева.
- Теперь все предметы приклейте, где они находятся.
- Молодцы, у нас получились очень красивые картины. слайд 20
- Теперь подарите свои картины гостям. Под музыкальное произведение «В гостях у сказки» дети берут
заготовки и
выполняют
задания, которые предлагает
воспитатель.
Умеют
ориентироваться в пространстве при помощи слов (над, слева,
справа, на, в
середине, между, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый
нижний угол)
Рефлексия (Звучит музыкальное
произведение «В гостях у сказки»)
- Ребята, наше путешествие
подходит к концу. Колобку очень понравилось путешествовать с
нами по сказке.
- Дети, если путешествие и вам понравилось, если вам было
интересно играть с Колобком и его лесными друзьями - выберите себе в подарок веселого Колобка, а
если вам на занятии было
неинтересно, грустно – возьмите себе грустного Колобка.
- А теперь нам пора возвращаться из сказки в группу. Скажем всем сказочным героям: «До свидания!»
- Тут и сказочке конец, а кто
слушал и играл - МОЛОДЕЦ! слайд 21 Дети выбирают Колобка и объясняют свой выбор. Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД
Используемая литература:
1. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб: ООО Корвет, 2002
2. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. В 2 ч. / Авторы – сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. – СПб: Детство-Пресс, 2006.
3. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор - сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
4. Михайлова З. А Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2008.
5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2000.