Кравченко Ирина Сергеевна
Конспект НОД по формированию представлений о воздухе в средней группе «Путешествие Колобка»
Экологическая лаборатория
НОД по формированию представлений о воздухе
в средней группе «Путешествие Колобка»
Программное содержание:
дать представление о воздухе, его свойствах, подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
активизировать словарь, используя слова: прозрачный, невидимый, упругий; опыты, лаборатория, легкие.
Публикация «Конспект НОД по формированию представлений о воздухе в средней группе „Путешествие Колобка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
развивать логическое мышление; память
Оборудование: емкости с водой, индивидуальные резиновые перчатки, стаканчики, трубочки, воздушные шарики, баночки с запахами (чеснока, лука, ванили, хвои, музыкальные инструменты, карточки со свойством воздуха, мультимедиа
Ход:
По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем в сказку мы играть.
Ребята, а вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать. Но для этого нам необходимо построить сказочный домик. Пальчиковая гимнастика
СЛАЙД 1 (полянка с домиком, постепенно появляется колобок)
- Посмотрите, какой красивый домик. Как вы думаете, какой сказочный герой здесь живет? а правильный ответ вы узнаете, отгадав загадку:
Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
Сегодня мы узнаем новую сказку про колобка.
Жил — был любопытный колобок. Он очень любил путешествовать и нас с вами с собой позвал. Он от бабушки ушел и от дедушки ушел. По дорожке покатился, на полянке очутился.
Физминутка «Непослушный колобок»
Смотрит, а посреди полянки стоит зеркало, да не простое, а волшебное. Заглянул в него колобок и стал сам себе нравиться, стал себя расхваливать: «Уж, какой я хороший, какой я пригожий. И щечки то у меня румяные, и ротик есть, и носик тоже. Только вот зачем они мне? Ребята, вы не знаете?» (чтобы дышать)
А чем мы дышим? (воздухом)
у нас у всех такие замечательные носики. Давайте наберем побольше воздуха и вдохнем, а теперь выдохнем. Подставьте ладошки ко рту. Что вы почувствовали? (тепло)
Вашей ладошке стало тепло от вашего дыхания. Наш носик, как насос перекачивает воздух. Воздухом дышат все :люди, животные, растения.
Удивился Колобок такому открытию, даже рот раскрыл от удивления. «А где же это ваш воздух? Почему я его не вижу?» Ребята, подскажите, как Колобку помочь воздух увидеть. Вы его когда-нибудь видели? И я нет, но точно знаю, что он всегда вокруг нас. Может отправимся за помощью в научную лабораторию к мудрой Сове?
Лаборатория. Надпись - Осторожно, идут опыты!
Сова: Доброе утро! С какой целью пришли в лабораторию?
Попробую Вам помочь. Но, объявляю Вам, что с этого момента мы все становимся исследователями, и начинаем проводить очень важные и интересные опыты! Для начала давайте оденем резиновые перчатки, как поступают все настоящие исследователи, перед проведением важных опытов.
1 серия экспериментов, помогающая увидеть воздух.
ОПЫТ 1
- Посмотрите на этот стакан. Как вы думаете, он пустой или полный? В нем что-нибудь есть? Давайте посмотрим и проверим. Переворачиваем стакан вверх дном в емкость с водой. Почему туда не попала вода? а если баночку наклонить, можно увидеть пузырьки — воздух постепенно выходит, а вода заполняет емкость.
Вывод: стакан не пустой, внутри есть воздух, и он не пускает воду.
ОПЫТ 2
- Существует еще один способ увидеть воздух. Давайте подуем в воду через соломинку. Откуда появились пузырьки?
Вывод: воздух есть и в наших легких.
ОПЫТ 3
- А теперь возьмите полиэтиленовые пакеты и попробуйте набрать туда воздух. Теперь пакет закручиваем. Почему он стал упругим? Это воздух занял место в пакете. А теперь посмотрите на колобок через пакет, вы его видите? Почему?
Вывод: Воздух прозрачный. Через него все видно.
- А что еще бывает прозрачное? (окно, аквариум)
- А как схематически мы можем это изобразить
Карточка 1 (глаз - перечеркнуть)
2 серия экспериментов, помогающая почувствовать воздух.
ОПЫТ 4
- Мы попытались воздух найти глазами, а теперь попробуем найти его носом. Как можно больше вдохните воздуха и определите, чем он пахнет?
Вывод: воздух не имеет запаха
Колобок : Как же не пахнет, а когда моя бабушка печет пироги, дедушка точно знает с чем они с малинкой или с капустой.
Сова: это потому, что воздух помогает переносить запахи.
Колобок : Эх, я бы сейчас съел кусочек сладкого бабушкиного пирога.
Сова: а мы тебе с удовольствием поможем. Ребята перед вами стоят баночки с разными запахами. Попробуйте своими носиками определить, какие запахи здесь спрятались. И как только найдете сладкий запах — угостите колобка.
- Итак, какой вывод мы можем сделать? (Воздух не пахнет, но помогает переносить запахи) Карточка 2 (нос- перечеркнуть)
3 серия экспериментов, помогающая услышать воздух
ОПЫТ 5
- Мы попытались воздух найти глазами, носом, а теперь попробуем найти его ушами. Закройте глаза и прислушайтесь. Вы слышите воздух?
Вывод: совершенно верно, воздух не слышен, но иногда он помогает издавать другим предметам звуки.
- Вот возьмите воздушный шарик. Надуйте его, а теперь потихоньку спустите, слышите свист. Это воздух его заставил шарик запеть.
Карточка 3 (ухо — перечеркнуть)
ИГРА «найди предметы, которые звучат при помощи воздуха»
Сова: Ну, что ребята, я помогла вам найти невидимку-воздух.
Колобок : Спасибо, мудрая Сова. Мы обязательно к тебе придем в лабораторию еще за ответами на другие вопросы. А теперь пора отправляться обратно.
Ребята, давайте напомним колобку, что мы узнали в лаборатории. СЛАЙД 2 ( схемы: воздух прозрачный, не имеет запаха, не имеет звука)
Ой, чувствуете, вдруг стало прохладно. это же друг воздуха - ветерок залетел
Ветрено, ветрено, вся земля проветрена.
Где ты был ветерок? Что увидеть смог?
Видел я зайчонка. видел я лисенка. видел медвежонка.
а потом я листья с веток разбросал по белу свету
липовый, березовый, желтый лист и розовый.
В детский садик залетел и тихонечко присел.
А ветерок прилетел не просто так, он оставил нам видеопослание. Давайте посмотрим.
СЛАЙД 3 - ВИДЕОФИЛЬМ «Зачем нам нужен воздух»
Колобок : спасибо ветерку, я так много сегодня узнал, что мне не терпится поделиться этим с моими друзьями.
Не спеши, колобок, ребята тебе нарисуют схемы, напоминающие о сегодняшних опытах.
КАРТОЧКИ - отобразите все, что мы узнали о воздухе.