Харламова Светлана
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Люби свой край родной»
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема: «Люби свой край родной».
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о живой природе родного края; растительном и животном мире.
Развивать познавательный интерес к изучению родных мест, эмоционально-ценностное отношение к объектам природы.
Публикация «НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Люби свой край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
Развивать доказательную, связную речь у детей, психические процессы: память, воображение, мышление.
Воспитывать заботливое отношение к птицам через художественную литературу, чувства восхищения и бережного отношения к природе.
Обогащение словаря: Травоядные.
Активизация словаря: дикие животные, лиственные, хвойные деревья.
Предварительная работа: рассматривание альбомов: «Любимый город», «Людиново в разные времена года», «Дикие животные». Чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: фонограмма «шум метели»,презентации «Пейзажи Людиново», «Угадай животное», «Лес в опасности», солевая лампа, конверт с трафаретами животных, шарик, письмо, природоохранные знаки, альбом «Хвойные и лиственные деревья»
Ход НОД.
-В любое время года природа радует нас своей красотой. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие в волшебный мир природы. Чтобы попасть туда, надо подержать ладони над волшебным кристаллом (воспитанники все вместе держат ладошки над «волшебным» кристаллом солевой лампы, звучит запись «шум метели»).
-Сейчас я вам загадаю загадку:
Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
-Зимой.
-Правильно, это загадка про зиму. И у нас сейчас на дворе зима.
Внимание на экран. Посмотрите, как красиво и необыкновенно выглядит природа.
Презентация «Природа Людиново»
-Присаживайтесь.
-Наш родной край богат озёрам Ломпадь, есть река Болва и конечно прекрасным лесом. А леса у нас хвойные и лиственные.
Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
-Давайте вспомним, какие лиственные деревья растут в нашем лесу?
(Берёза, дуб, клён, осина, липа)
-А хвойные деревья есть в нашем лесу?
(Ель, сосна).
Вот они, наши прекрасные лиственные и хвойные деревья (показываю иллюстрации деревьев на мольберте)
-Природа, наш настоящий и верный друг. А беречь и охранять природу- значит охранять Родину, свой любимый край, в котором мы живём.
Сюрпризный момент.
Из-за двери появляется воздушный шарик с письмом.
-Смотрите, шарик принёс письмо от лесника. Вы знаете, кто такой лесник?
-Ответы. Правильно, это человек, который следит за лесом, Чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья.
А тут загадка. Если загадку отгадаем, тогда письмо мы прочитаем:
С человеком не живут,
Помощи от него не ждут,
А живут они в лесах,
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют.
-Ответы детей.
-Правильно, дикие животные. А какие дикие животные живут в наших лесах?
(Волк, белка, заяц, лиса, ёж)
-Правильно, молодцы.
А сейчас я вам предлагаю разделиться на 2 команды и поиграть.
Презентация «Угадай животное»
-Молодцы, всех правильно животных назвали.
-А вы сможете превратиться в животных?
-Покажите, как прыгает заяц.
-Покажите, как крадётся лиса за зайцем.
-А как воет волк.
-Как спит медведь в берлоге.
-Свернитесь клубком, как ёжик.
-Какие замечательные животные у вас получились.
-А в конверте ещё что-то есть, хотите посмотреть?
-Лесник прислал нам фотографии диких животных только что то тут странное, как будто чего то не хватает. (Воспитатель достаёт листы с изображением контуров диких животных- белка, лиса, волк, заяц)
-Как вы думаете, почему нет медведя и ёжика?
-Потому что зимой они спят.
-А у других животных какие изменения происходят зимой?
( меняют шубки: заяц с серой на белую. Белка становится серенькой, у лисы и волка становится более густая шерсть)
-Ребята, давайте вернёмся к нашим фотографиям. Я думаю, что это зимушка-зима пошутила над шубками. Как мы можем помочь лесным жителям вернуть свои наряды? Хорошо, давайте в группе подарим каждому животному его шубку.
-Но в зимнем лесу живут не только животные. Ещё там много птиц, которые более беззащитные. Как люди могут помочь птицам зимой не погибнуть?
-Правильно. Наши ребята подготовили стихотворение об этом. Давайте послушаем «Покормите птиц зимой» автор Александр Яшин.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-А теперь отгадайте ещё загадку:
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды, грибы,
Много жителей в нём
Назовите этот дом. (лес)
-Наш прекрасный город Людиново находится в окружении прекрасного леса
Слайд 1.(красивый лес)
Слайд 2
(На экране появляется картинка с высохшим лесом).
- Где же наш волшебный лес, что случилось?
Слайд 3
(Появляется конверт).
Слайд 4
Какое-то письмо, давайте его прочитаем: Здравствуйте, ребята! Посылаю вам письмо. Помогите мне, пожалуйста. Я не знаю, что мне делать. В моём лесу росли высокие деревья, сочная трава, цвели красивые цветы. Жили там яркие насекомые, пели птицы, резвились звери. Но вот однажды из леса исчезли птицы. То ли кто их напугал, то ли ещё что случилось, но птиц в лесу не стало. Посмотрите, во что превратился лес, помогите вернуть мне моих подруг. Сова.
Слайд 5 Сова
Слайд 6
Ребята, давайте подумаем, что же могло произойти в лесу после того, как исчезли птицы.
- Птиц не стало, кому от этого стало хорошо? Чем питались птицы в лесу? (Стало хорошо насекомым. Птицы их раньше ели.) Больше стало насекомых или меньше? (Насекомых стало больше).А кому же стало плохо от того, что развелось много насекомых? Чем питаются насекомые? (Стало плохо растениям. Насекомые съели всю траву, листья, ягоды, грибы.)
Насекомые съели всю растительность, кто ещё остался без пищи? (Без пищи остались белки, зайцы, ежи.) Почему они остались без пищи? Чем питаются эти животные? Как их можно назвать, одним словом? (Они питаются травой, травоядные). Что может случиться с ними? (Они уйдут из этого леса или погибнут).
Как же будут чувствовать себя хищники? (Им будет плохо, они тоже уйдут или погибнут от голода). Давайте уберём хищников с экрана.
Что осталось от пышного красивого леса? (Голые деревья) Слайд №7
По какой причине это произошло? (Насекомые съели все растения).
С чего всё началось? (Птицы улетели). Слайд 7
Ребята, что нового мы узнали о лесных жителях? Все лесные растения, животные, птицы связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
А какие правила должны мы знать, чтобы не навредить лесным жителям?
(показываю запрещающие знаки)
Молодцы! Наше путешествие подходит к концу.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Всё это называется природой,
Давайте же всегда её беречь!
-Природа родного края богата, красива и разнообразна и её надо беречь. Ведь родной край- самое дорогое место для нас.
-Вам понравилось путешествовать в волшебный мир природы?
-Если вам всё понравилось, то возьмите зеленый смайлик, а если что то было непонятно, то возьмите жёлтый
-На этом наше путешествие окончено. Спасибо.