Наталья Процко
НОД с детьми старшей группы «Игра домино — геометрические фигуры»
Использованием методических пособий блоков Дьёныша, даров Фрёбеля, для формирования основ инженерного мышления.
Тема: «Игра домино –геометрические фигуры»
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Обучающие задачи:
1. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам и умение их быстро находить определенного цвета и формы.
2. Формировать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
3. Продолжать учить отсчитывать предметы из большого количества по заданному числу 6.
Развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
Материалы: геометрические фигуры 3 видов, мешочек карточками на которых цифры 1, 2,3 на каждого игрока, 3 листа на каждом картинки с предметами по количеству 1,2,3.
Оборудование: проектор для показа презентация, колонка для игры.
Ход НОД:
Воспитатель:
-Ребята я получила видео сообщение. Давайте посмотрим, что там.
На слайде изображение Вовке из тридевятого царства
Голос запись: Здравствуйте ребята! Я попал в тридевятое царство, думал, что в сказках ничего не надо делать, всё происходит по волшебству. Василисы премудрые мне рассказали, что всему надо учиться. И теперь чтобы мне вернуться домой я должен выполнить их задание. Должен сыграть в игру «Геометрическое домино». Василисы премудрые мне подсказали, что в неё умеют играть дети из детского сада №132 группа «Пчёлка».
Воспитатель: Поможем Вовке из тридевятого царства, вернутся домой?
Дети: поможем
Воспитатель: Научим его играть в геометрическое домино? Кто забыл, вместе с нами вспомнит.
Дети: научим
Воспитатель: В домино мы ведь играть умеем, а какие правила у всех видов домино помните ребята?
Дети: Все игроки получают костяшки одинаковое количество. То, что осталось, откладывают в сторону – это общий «базар».
Первым ходит игрок, которому достался дубль, костяшка с одинаковыми картинками на обеих половинках. Остальные игроки по очереди добавляют свои костяшки. Если подходящей костяшки нет, игрок берет костяшки из «базара» до тех пор, пока не попадётся нужная. Игра заканчивается, когда один из игроков выкладывает на стол все свои костяшки и остаётся с пустыми руками.
Воспитатель: Правильно, но Вовка сказал ему надо научиться играть в геометрическое домино.
Давайте, теперь я вам напомню правила нашей игры «Геометрическое домино» все игроки берут одинаковое количество геометрических фигур, выкладывают их по очереди друг за другом по общим признакам, например цвету, форме или размеру. Выигрывает тот, у кого не осталось фигур. На базаре можно взять дополнительную фигуру только 1 раз. У кого нет фигуры на момент хода, тот пропускает ход.
Вы готовы начинать?
Дети из мешочка достают карточку с цифрой, к какому столу они идут играть. Рассаживаются по местам. На столах стоят корзины с фигурами.
[i]«Логическая цепочка»[/i]
Воспитатель: Ребята мы начинаем. Выберете по 6 любых фигур, важно разного цвета.
Давайте посмотрим у всех шесть фигур, пересчитайте внимательно.
Воспитатель подходит к детям и закрепляет индивидуально количественный счет.
Дети:
Воспитатель: Отлично, вы все взяли правильно по 6 фигур.
Теперь вы их выложите по одному друг за другом в ряд как в домино, только фигуры кладутся друг к другу общему признаку, например по цвету, форме или размеру.
Начинаете выкладывать с любого четырехугольника.
Выигрывает тот, кто быстрее справился и объяснит по какому признаку и подбирал ту или иную фигуру.
Дети объясняют свое решение и называют фигуры. Воспитатель объявляет победителя. У кого не получилось, дети совместно находят решение.
Воспитатель: Вот мы вспомнили общие признаки геометрических фигур. Ребята давайте немного поиграем.
Дети:
[i]Игра «Разделись на группы»[/i]
Воспитатель: Сейчас будет звучать музыка, вы немного потанцуете. Как только я остановлю музыку, скажу цифру, вы объединяетесь в группы. И остаетесь в этой группе.
Звучит музыка, воспитатель называет 3, 2,6 на последний раз дети объединяются в группы по 4 и остаются в этих группах.
Воспитатель: Теперь у нас получилось 3 команды по 4 человека.
Чтобы выбрать, кто будет начинать игру. Я задам вам задачки для каждой команды. Кто будет быстрее, поднимет руку и даст правильный ответ. Тот и будет капитаном (ведущий) команды и будет начинать игру.
И так начинает тот, кто первым решит мою задачку.
[i]Игра «Разминка для ума»[/i]
Воспитатель задает вопросы каждой команде
Вопрос для 1 команды.
Воспитатель: Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек- маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?
Ребёнок. Девочки соберут быстрее у них целые ведёрки.
Воспитатель: У нас появился первый капитан (ведущий) команды.
Вопрос для 2 команды.
Воспитатель: У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?
Ребёнок. Если у стола четыре угла, при отпиливание одного угла получится пять углов, так как на месте среза образуется два угла вместо одного, который был.
Воспитатель: У нас появился второй капитан (ведущий) команды.
Вопрос для 3 команды.
Воспитатель: Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идет в лес?
Ребёнок. Две девочки идут в лес за грибами.
Воспитатель: У нас появился третий капитан (ведущий) команды.
Воспитатель: Вот у вас получилось 3 команды и 3 капитана. Сейчас капитаны выберут за каким столом, вы будете играть дальше.
Воспитатель показывает перевернутые картинки, на которых нарисованы листья деревьев 1 листочек, 2 листочка, 3 листочка капитаны вытягивают по одной картинке считают сколько листьев на ней и подходят к соответствующему столу.
Воспитатель: Вот мы выбрали, кто первый кладёт фигуру.
Оставшиеся фигуры лежит на базаре, оттуда вы сможете взять всего лишь один раз.
Внимательно проверьте количество ваших фигур.
Если у всех 6 геометрических фигур тогда можем начинать игру.
1,2,3 игру начни.
Напоминаю, если у игрока нет подходящей фигуры, он может одну фигуру взять на базаре. На базаре берет только один раз.
В следующий раз в отсутствии нужной фигуры, игрок пропускает ход. Выигрывает тот, кто все назвал правильно и выложил все фигуры.
Дети начинают игру.
Воспитатель задает вопросы походу игры, по какому признаку они выкладывают фигуры и вслух называют.
После того как хоть у одного игрока заканчиваются фигуры игра заканчивается.
Итог
Воспитатель: давайте посмотрим, как Вовка запомнил фигуры, которые мы использовали в нашей игре?
Дети загадывают загадки для Вовки о фигурах, на экране появляется ответ после каждой загадки.
Ребенок 1
Он похож на колесо
В серединке буква О
По дороге катится
И в ромашке прячется
Нрав его совсем не крут
Догадался? Это (круг).
Ребенок 2
Три у него стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются
Угол получается.
Что же вышло? Посмотрите!
Ведь углов-то тоже три.
На него посмотрите
Имя его назовите. (треугольник).
Ребенок 3
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
Ребенок 4
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Слайд с Вовкой
Голос Вовки: Спасибо дорогие ребята! Я на всегда запомнил, эти фигуры и научился играть в геометрическое домино. Теперь я точно смогу вернутся домой и буду учиться.
Воспитатель: Дети, вам понравилось новая игра?
Дети:
Воспитатель: Как она называется?
Дети:
Воспитатель: Давайте вспомним как играть в игру домино «Геометрические фигуры».
Дети: