Ольга Фомичева
НОД по познавательному развитию «Маленький жёлудь и дуб-великан» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательного интереса детей к растительному миру через наблюдение за особенностями роста дуба.
Задачи:
- Развивать представления детей об основных потребностях дерева в естественных факторах и формировать устойчивый интерес к познанию мира природы.
- Расширять и обогащать словарный запас детей.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к деревьям и окружающему миру.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Маленький жёлудь и дуб-великан“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа:
- Беседы: «Что такое лес?», «Почему дуб называют могучим?», «Вкусный и питательный желудь»;
- Чтение художественной литературы: А. С. Пушкина – «У Лукоморья дуб зелёный», Серова «Мечты дуба», И. Токмакова «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб», сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса», Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок», И. Токмаковой «Дуб»;
- Рассматривание фото и иллюстраций с изображение дуба, его листьев, коры, плодов;
- Речевые игры «Деревья», Д/И «Догадайся, какое слово будет последним в предложении?», Д/И «Слова-приятели» (обогащение лексического запаса синонимами, Игра «Узнай лист, листья, ветку», Д/И «Слова- «неприятели» (Обогащение лексического запаса антонимами);
- Игра - викторина «Дуб и предметы из него»;
- Консультация для родителей «Биоэнергетика и целебные свойства деревьев».
Материалы: Жёлуди, фотографии посадки дубков, иллюстрации с деревьями дуба, его листьями, цветами, плодами. Иллюстрации с «деревьями – памятниками живой природы»
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, хочу познакомить вас сегодня с одним очень известным и в тоже время, мало вам знакомым деревом. Отгадайте загадку и узнаете, как называется это дерево.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
(ответы детей)
Воспитатель: Каждое дерево красиво по-своему. Но дуб могучее дерево. В нашей стране дуб встретишь почти везде. Он соседствует с берёзой, осиной, клёном, липой, ясенем, но солнце любит больше, чем они. Дуб не выносит, если другие деревья затеняют его сверху: «голова» у него должна быть хорошо освещена! Листья у дуба плотные, кожистые, чуть блестящие. Ствол могучий, крепкий. Цветки и листья на дубе появляются одновременно в мае. А осенью на взрослом дубе созревают плоды
Ребята, кто помнит, как называются плоды дуба?
Дети: Жёлуди (дети рассматривают жёлуди с веток дуба).
Воспитатель: У жёлудя есть «шапочка». Она называется плюска. (Знакомство детей с новым словом). Но плоды у дуба появляются не сразу, плодоносит дерево только с 30 лет посадки.
Воспитатель: А вы знаете, дети, что вырастит из жёлудя, если его посадить в землю?
Дети: Маленький дуб.
Воспитатель: Да. Вот такой маленький дубочек, совсем ещё кроха (Показ фотографии саженца дуба в горшке).
Воспитатель: Люди даже загадку про жёлудь и дуб придумали.
В маленький клубочек
Спрятался дубочек.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто приходит к дубу полакомиться его желудями? (Белки, кабаны, птицы).
Воспитатель: Правильно, а ещё любит жёлуди и маленькая птичка- сойка, медведи приходят угоститься желудями, олени (показ иллюстраций.)
Воспитатель: Как вы думаете, человеку дуб может приносить пользу?
(ответы детей : очищает воздух, выделяет кислород, он красивый)
Игра - викторина: «Дуб и предметы из него».
Воспитатель: Ребята, кто знает, как называется лес, в котором кроме других деревьев, растёт большое количество дубов?
Дети: дубовая роща.
Воспитатель: А вот и нет. Такой лес называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь его запомнить. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы её понимаете?
Дети: (ответы детей)
Дуб не боится засухи, загрязнённого воздуха. Около него всегда хорошо дышится: он выделяет много кислорода. Древесина этого дерева очень прочная и не гниёт, а лишь чернеет со временем. А ещё дуб дерево- долгожитель. Как вы понимаете слово «долгожитель»?
Дети: Тот, кто долго живёт.
Воспитатель: Правильно. Ведь дубы живут очень долго. Живут дубы пятьсот-шестьсот лет. Но попадаются и тысячелетние старцы. Дуб растёт медленно, сначала в высоту, позднее в толщину. У него тёмная кора, покрытая глубокими, извилистыми трещинками. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины – морщины на стволе.
Физкультминутка: «На поляне дуб зеленый»
На поляне дуб зелёный, потянулся к небу кроной.
(Потягивание рук вверх)
Он на ветках среди леса щедро жёлуди развесил.
(Руки в стороны и круговые вращения кистью рук)
А внизу грибы растут, их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся, за грибами наклоняйся!
(Наклоны вперёд)
А затем пройдём немного, поднимаем выше ногу!
Походили, порезвились и на травку опустились.
(Ходьба на месте и садимся на коврик)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли в нашем городе дубы- долгожители?
Дети: Да, нет.
Воспитатель: В нашем красивейшем городе тоже есть дубы - долгожители, которых занесли в список «Дерево – памятник живой природы». Чтобы посетители старейших садов Санкт-Петербурга могли без труда распознать эти деревья, у памятников живой природы решили установить соответствующие таблички. И вот первый дуб находится в Летнем саду, на берегу реки Фонтанки у Летнего дворца Петра. Его возраст более – 300 лет. Его высота 38 метров, а окружность ствола составляет ровно 333 сантиметра – пройти мимо такой громадины просто не получится. Дубу-долгожителю, который совершенно здоров и продолжает расти, успели «вручить» паспорт с пометками по уходу и историей. Любопытно, что сам царь любил сажать деревья, оставляя после себя и такую живую память.
(Показ иллюстрации дуба и памятной таблички)
До недавнего времени самым знаменитым деревом - долгожителем Санкт-Петербурга считался Дуб Пера Великого на Каменном острове. По преданию, император посадил его собственноручно. Это дерево погибло в начале 21 века, и на его месте в год 300-летия города был посажен новый дубок. (Набережная реки Крестовки, 2)
Ещё один дуб - долгожитель растёт и здравствует в Михайловском саду на Масленом лугу, которому целых 350 лет. Его размеры напоминают о сказках А. С. Пушкина, а если бы его украшала золотая цепь, то вполне вероятно, что он мог бы приглянуться учёному коту.
И ещё у нас есть в г. Сестрорецке парк «Дубки», который был посажен в 1714 году по приказу Петра Первого, так как ему очень понравилось это живописное место. А в 1717г. там высадили несколько тысяч молодых дубов, из них 200 государь высадил собственными руками.
В Приморском районе Санкт-Петербурга, в пос. Лисий нос вот уже с18 века растёт Черешчатый дуб – величественное дерево, на фоне которого человек кажется крошечным лилипутом. Его высота – 21 метр, диаметр ствола полтора метра, а живой кроны – 25 метров. Дерево находится в хорошем состоянии и восхищает своим величием. Дуб внесли в Национальный реестр старовозрастных деревьев.
В лесу среди берёз, осин
растёт огромный исполин.
Кудрявой кроною большой
шумит в лесах он день-деньской.
Он - царь деревьев на Руси!
(Кого угодно ты спроси)
Его обходит лесоруб -
ведь слишком твёрд и крепок. (ДУБ).
Воспитатель: Вот такое замечательное дерево - дуб, с которым мы сегодня с вами познакомились поближе.