Татьяна Завгородняя
НОД по познавательному развитию для детей 4–5 лет «Приключение муравьишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Приключение муравьишки"
Цель: Формирование положительного отношения к насекомым
Задачи: Образовательные:
- формировать первичные представления о мире насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни;
- формировать у детей способность находить необходимую информацию, используя различные источники: картинки, игрушки и другие.
Развивающие :
- развивать логическое и наглядно-образное мышление, любознательность, внимание, восприятие, память, умение делать выводы и заключения;
Публикация «НОД по познавательному развитию для детей 4–5 лет „Приключение муравьишки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
- развивать речевые умения : правильно использовать в речи связные и грамматические формы. Проявлять выразительность и эмоциональность в речи;
- вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе;
- воспитывать умение выслушивать других детей при обсуждении.
Предварительная работа:
- экскурсия на лесную полянку;
- наблюдение на прогулке;
- рассматривание иллюстраций «Насекомые»;
- разучивание пальчиковой гимнастики «Пчела»;
- чтение стихов и загадок про насекомых;
- раскрашивание раскрасок.
Материалы и оборудование: конверты с разрезными картинками, игрушка муравьишки, макеты насекомых, ткань зеленого и голубого цвета, блоки Дьенеша, схемы по блокам, цветы, игра «Четвертый лишний», «Лимпопо», сухие веточки.
Ход занятия:
- Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь.
- Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребенка, стоящего справа, он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо, настроение у всех хорошее и я хочу рассказать вам интересную историю, присаживайтесь поудобнее.
Однажды я была в лесу. Мне повстречался муравейник. Я стала наблюдать за муравьями. И очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень расстроилась, что не смогу познакомить вас, но у меня есть фото. Я попрошу вас разбиться на пары. Вот конвертики с фото, располагайтесь поудобнее и посмотрите какой он!
- Что не так? (разлетелась картинка)
- И что же делать? (надо собрать картинку)
- Ну попробуйте.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
И на речку принесли
Слышу, что кто-то здесь стрекочет и пищит. Послушайте загадки:
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза
Зовут ее (стрекоза) Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит (комар)
- Познакомились с друзьями муравьишки, и нам пора отправляться дальше в путь.
- Что это такое на реке? (разложены карточки блоков Дьенеша). Мост.
- Да мост то кто-то заколдовал!
- Как же быть? Кто поможет? (мы). Ну, превращайтесь в волшебников.
- Максим, какая у тебя деталь? (синий, большой прямоугольник)
- А у тебя что получается, Егор? (большой, красный квадрат)
- Настя, а почему ты взяла эту деталь? (потому что на схеме нарисован большой дом, красный цвет и квадрат)
Дети выкладывают мост из восьми деталей блоков Дьенеша.
- Молодцы, справились!
- Как получился мост? Большой, разноцветный, прочный, по нему может муравьишка переползти. Муравьишка переполз мост, и мы отправились дальше.
Муравьишку мы несли
И на полянку мы пришли
На ней красивые цветы, а какой аромат! Почувствуйте его. Но почему-то грустно на полянке. Хочется полянку оживить.
Игра «Четвертый лишний»
Дети рассуждают и называют лишний предмет на картинке: здесь лишняя бабочка, потому что она не домашнее животное, а насекомое;
- лишняя гусеница, потому что не посуда;
- лишний жук, потому что не одежда;
- лишняя божья коровка, потому что не мебель;
- лишняя пчелка, потому что не дикое животное;
- лишний кузнечик, потому что не овощ.
- Кто же живет на полянке? (гусеница, жук, пчела, божья коровка, бабочка, кузнечик).
- Как можно их назвать одним словом? (насекомые).
Правильно, насекомые. На Земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки, вот отсюда и пошло название «насекомые», от слова «насекать»
У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко. На голове есть глаза, усики и рот. У одних насекомых есть крылья. С помощью крыльев они передвигаются. У других нет крыльев, но они могут быстро ползать или прыгать. Насекомые разного цвета и величины. Вот какие удивительные насекомые!
- Ребята, мы проделали большой путь. Предлагаю немного отдохнуть, и отправится в путешествие дальше.
Пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера, машут руками
Полосатая пчела водят указательным пальцем
А за нею шмель-шмелек складывают ладошки, как крылья
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, делают кружочки из пальчиков
Как фонарики глаза и подносят к глазам
Пожжужали, полетали, машут ладошками
От усталости упали роняют руки вниз
Муравьишку мы несли,
Вот и к лесу подошли
Дети находят разбросанные веточки и палочки.
- Что же случилось? (сломался домик муравьишки)
- Кто же это сделал (так ветер налетел)
- И где же теперь будет жить муравьишка? (построит новый дом)
- Так одному-то нелегко! (так мы поможем)
Дети складывают из палочек муравейник.
- Что напоминает домик муравьев? (горку, холмик)
- Да, снизу домик широкий, а к верху (узкий)
- На какую геометрическую фигуру похож муравейник? (похож на треугольник)
- Из чего мы делали муравейник? (делали из веточек и палочек)
- Легко ли вам строить муравейник? (да не очень)
- Вот и муравьям приходится много трудиться. Чтобы дом был теплым и крепким. Поэтому муравейники разорять нельзя.
- Какой красивый и уютный получился муравейник. Такому муравейнику нужен охранник.
- Ребята, а кого мы поставим охранником? (мы будем охранять) Но мы с вами сейчас пойдем гулять. Предлагаю игру «Лимпопо».
- в нижнем ряду, какой квадрат выбираете?
- В среднем ряду? В верхнем? Вот какой сказочный охранник получился!
- Голова от стрекозы, брюшко от гусеницы, ножки от паука!
- Как вы думаете, такой охранник храбрый? (да, он сохранит домик муравьишки)
- Кому мы сегодня помогали и как? (Муравьишке, помогли перейти речку, встретили насекомых, построили домик муравьишке)
- Что вам больше всего понравилось?
- Вам было трудно? А что получилось легко?
- Что нового узнали о насекомых? (насекомые называются от слова «насечка», у них есть головка, грудь, брюшко, шесть ножек)
- А насекомых можно обижать? Как нужно о них заботиться?
- Правильно, их нельзя обижать, разорять их домики! Можно наблюдать и любоваться.
- а сейчас мы пойдем на улицу, отнесем муравьишку на травку.