Светлана Лачина
НОД по познавательному развитию детей в Средней группе «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
закрепить знания детей о сказке «Цветик – семицветик», жанровых особенностях сказки;
продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
закрепить название времен года, весенних месяцев
обогащать словарный запас детей;
Выявить уровень знаний детей.
Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; к обобщающему слову подбирать подходящие слова; изменять слова по числам;
Задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «НОД по познавательному развитию детей в Средней группе „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными
- обогащать словарный запас
- учить различать на слух слова с определенным звуком
- активизировать качественный словарь.
- обобщить знания детей о временах года
- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения
Развивающие задачи :
Развивать четкое произнесение звуков, развивать слуховое внимание
мелкую моторику.
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.
- развивать фонематическое восприятие
- развивать образность речи, творческое воображение
- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание.
- развивать эстетическое восприятие красоты природы
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения, вызвать сочувствие, сопереживания, желание прийти на помощь;
Воспитывать любовь к родному языку, русско – народному фольклору (сказкам) .
- воспитывать любовь к природе.
- доставить детям радость и удовлетворение от игр
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие : - активизировать качественный словарь.
Социально-коммуникативное развитие : - учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения
Познавательное развитие : - развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.
Физическое развитие : формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни.
Методические приемы:
Словесные: : вопросы - ответы, словесные упражнения чтение стихотворения, использование загадки. лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихов - «Времена года», логические вопросы.
Практические: дидактические игры «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Что когда бывает», физминутка «Весенние листочки»,пальчиковая гимнастика «Пришла весна».
Наглядные: массажные коврики, плакаты «Ранняя весна», «Поздняя весна»; картинки цветов, К. Юона Л. Бродского, рассматривание картинок «Двенадцать времен года», «Какое время года»,
Используемые формы организации познавательной деятельности детей :
Словарная работа: обогащать словарь детей, учить сравнивать, подбирать слова – синонимы, согласовывать существительные с прилагательными.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: «Цветик - семицветик», на котором записаны задания; магнитные доски, мяч, цветные карандаши, силуэты разноцветных цветов, картинки «Двенадцать времен года», картинки «Какое время года»,
Раздаточный: квадраты желтого цвета (по два на каждого ребенка – большего и меньшего размеров) : клей; ножницы; готовый образец аппликации «солнышко».
Аппаратное и программное обеспечение:
ТСО: аудиозапись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского (детский сборник)
Ход НООД:
Ребята, весь год мы вместе много трудились и многому научились. И сегодня предлагаю нам стать участниками викторины отправится в сказочную страну.
Вы согласны?
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Все, что узнали на занятиях.
Дети заходят в группу перед ними на доске цветок и рядом письмо.
Ребята, посмотрите письмо, давайте прочтем его.
«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик-семицветик.
Он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий. Дети, помогите мне пожалуйста»
Ребята, поможем фее Цвета? (Да)
Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветалию.
Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:
Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по нашему вели,
Вели чтобы мы оказались в стране Цветалии
Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?
По лесной тропинке шагают друг за другом
Мы сейчас идём.
Цветик-семицветик идут и наклоняются
Быстро соберём.
Посмотрите, я вижу первый лепесток. Ой, а я не могу его взять. Здесь конверт. Открываю конверт,читаю задание.
1. Лепесток «Когда это бывает?»
Шагает красавица, легко земли касается, идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку. (Весна)
Скажите, а сейчас начало или конец весны? Какой месяц? (Май)
Назовите все три месяца весны. (Март, Апрель, Май)
Воспитатель: А какие признаки конца весны вы сейчас наблюдаете в природе?
Дети: Растаял снег. Длиннее день. Растет трава. Прилетели птицы.
Воспитатель: Какие птицы прилетели к нам? (дикие гуси и утки, скворцы, журавли, ласточки, грачи….)Что самое важное сейчас для птиц? (свить гнездо).Можем ли мы чем-то помочь? (сделать скворечники).
Воспитатель: Назовите еще признаки конца весны.
Дети: Солнце ярче.
Воспитатель: Продолжим разговор о весне. Скажите, а весна красивое время года?
Почему? Правильно, расцветают цветы. А какие? (тюльпан, подснежник, мать-и мачеха, одуванчик, ландыш, нарцисс)
Воспитатель: А скажите, можно ли рвать цветы? Почему (они растут для красоты; можно обжечься или уколоться; могут быть ядовиты)
В какое время чаще всего распускаются цветы? (утром) А когда мы спим? Вы уходите из сада домой в какое время? А сейчас какое время суток.
Игра «Сравни и назови».
Воспитатель: Ребята, какое солнце весной?
Солнце жёлтое, как (цветочек, апельсин).
Солнце круглое, как (мячик, яблоко).
Солнце ласковое, как (мамочка).
Солнце горячее, как (блинчик, колобок)
Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием.
(переворачивает лепесток другой стороной)
Ребятки, посмотрите лепесток окрасился. Давайте повесим его к нашему цветку.
Давайте выполним второе задание.
2 лепесток. «Угадай сказку»
«Скачет сито по полям
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла» (Федорино горе)
Одеяло убежало, улетела простыня
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я за свечку, свечка - в печку!
Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать…
Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом завертелось, закружилось
И помчалось колесом? (мойдодыр)
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке. (Тараканище).
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон Откуда?
От верблюда
Что вам надо?
Шоколада. Для кого?
Для сына моего. (Телефон)
Чья это песенка?
Если я чешу в затылке -
Не беда,
В голове моей опилки,
Да-да-да!
Но хотя там и опилки,
Но кричалки, и вопилки,
А также шумилки,
Пыхтилки и сопилки. (Винни пуха)
Молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите второй лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)
3. Задание (ФИЗМИНУТКА)
Физкультминутка «Пришла Весна»
- Давайте покажем, как к нам весна пришла.
Если речка голубая пробудилась ото сна (руки через стороны вверх, потянулись)
И бежит в полях, сверкая, (прыжки на месте)
Значит, к нам пришла весна. (хлопки в ладоши)
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна, (приседания)
И поет пичужек стая –
Значит, к нам пришла весна. (хлопки в ладоши)
Если солнце разрумянит
Наши щеки докрасна, (наклоны головы к левому-правому плечам)
Нам еще приятней станет –
Значит, к нам пришла весна. (хлопки в ладоши)
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
Большой –
Мягкий –
Жара –
Тяжелый –
Светлый –
Ложиться –
Грязный –
Говорить –
Добро –
4 лепесток Дидактическая игра «Какими бывают слова?»
- Какими бывают слова?
• Что бывает синее?
• Что бывает мягкое?
• Что бывает твердое?
• Что бывает горькое?
• Что бывает сладкое?
• Что бывает красное?
• Что бывает желтое?
5 лепесток Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число. Муравей – много муравьев.
Машина – много машин.
Тюльпан – много тюльпанов.
Стол – много столов.
Сын – много сыновей.
Кот – много котов.
Дом – много домов.
6 лепесток Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Воспитатель произносит предложения, а дети находят в нем ошибку.
Юркий воробей собирать крошки.
В лесу растут сосна.
На черной небе блестят звезды.
Дидактическое упражнение «Чистоговорка» (ФИЗМИНУТКА)
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Ли-ли-ли – прилетели журавли.
Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лю-лю-лю – маму милую люблю.
Дидактическое упражнение «Найди звук»
Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.
В шалаше шуршат мыши.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
На горе Арарат растет красный виноград.
7 лепесток «Назови похожее слово»
я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.
Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне (лягушка, подружка)
Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне. (мышка, книжка, шишка) и т. п
- Справились и с этим заданием и посматрите наш «Цветик -Семицветик» стал разноцветным.
Вот и расцвёл цветок «Цветик- Семицветик.
Скажите ребята, как вы думаете а без чего цветы не могут?
Ответы детей : (без воды, без тепла, без солнца и т. д.)
Давайте сделаем маленькие солнышки, которые будут согревать наши цветочки.
Аппликация.
Рассматривание готового образца. Рассказ о последовательности работы.
- Наше солнце какого цвета? (желтого) Какой формы солнышко? (круглое) А что есть у солнышка? (Лучики). Наше солнце состоит из двух кругов: большого и маленького. Из большого круга мы будем вырезать лучики, а маленький круг будет лицом. Как вырезать из квадрата круг? (Срезать уголки.) Правильно. Посмотрите, я беру квадрат, ножницы и срезаю углы, плавно их закругляя. То же самое я проделываю с большим квадратом. Потом намазываю клеем маленький круг и приклеиваю на середину большого круга, слегка прижимая салфеточкой. Теперь я сделаю лучики солнышку. Беру ножницы и делаю надрез к маленькому кругу, затем отступив, делаю ещё надрез и так по всему кругу. Вот такое солнышко у меня получилось!
( Вопросы к детям по последовательности работы: Что ты будешь делать сначала? А что надо дальше делать? Что с чем ты будешь склеивать? Как надо надрезать лучики).
Самостоятельная работа детей.
А теперь попробуйте сделать солнышко сами. Садитесь за столы на свои места. Давайте проверим, все ли у всех на месте.
У каждого на столе должны быть два квадрата бумаги желтого цвета, клей и ножницы. Напоминаю, что ножницами надо пользоваться правильно и аккуратно: не крутить ими в разные стороны, не держать за острые края, не подставлять пальцы под лезвия, не оставлять ножницы открытыми, не подносить их к лицу.
- Молодцы, вы все постарались. Такие замечательные солнышки у нас получились. Какое у вас настроение, когда солнышко светит? (Радостное, веселое). Покажите, какие вы, когда веселые. А какое у вас настроение, когда солнышка нет? (Грустное, печальное) Покажите, какие вы, когда грустные. Теперь у вас у каждого есть свое солнышко, поэтому можно не грустить.
Вновь Фея стала радостная, благодарит вас, что вы получили много знаний и умений. А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи), весенние приметы мы с вами назвали, загадки о весне отгадали, показали, как весна идет, вырезали и склеили себе солнышки. Вот сколько всего успели сделать. Что вам больше всего понравилось?
Дети на магнитной доске прикрепляют яркие солнышки.