Галина Влезько
НОД по познавательно-речевому развитию «К нам весна шагает»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами…»
Направление: познавательно – речевое развитие.
Цель: Расширение представлений детей о весне, как времени года; формирование причинно – следственных связей между живой и неживой природой.
Задачи:
- Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и
животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию „К нам весна шагает“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
- Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на
поставленные вопросы.
- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, основы
Экологической культуры.
- Развивать познавательную активность, память, внимание, мышление.
- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с природой.
- Воспитывать доброжелательное отношение к природе; умение слушать товарищей, не
перебивать.
Оборудование и материалы: аудиозапись «Музыка весеннего леса», мольберты, наглядные картинки – отгадки к загадкам, иллюстрации с изображением перелетных птиц и диких животных, материалы для аппликации (цветная бумага, клей, ножницы, влажные салфетки).
Предварительная работа:
Наблюдение за весенними изменениями в природе.
Рассматривание иллюстраций по теме, составление рассказов по сюжетным картинкам.
Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему тает снег?», «Почему день становится длиннее, а ночь короче?», «Почему возвращаются птицы?» и др.
Экспериментирование «Набухание почек».
Чтение В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладков «Весенние радости», А. Плещеев «Весна», М. Пришвин «Весна в лесу», «Деревья в плену», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» и др.
Рисование «Расцвели красивые цветы», «Весенняя картинка».
Аппликация «На полянке».
Активизация словаря: закличка, проталины, народные названия весенних месяцев (капельник, месяц живой воды, цветень, перелетные птицы, пейзаж.
Приемы: словесные, наглядные, игровые, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
I. Вступительная часть занятия.
(Дети стоят в кругу).
- Ребята, сегодня я приготовила для вас несколько интересных заданий. Но справиться с ними смогут только самые внимательные и наблюдательные. Вы готовы проверить себя? (Да.)
- Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня поговорим. (Звучит «Музыка весеннего леса»).
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям, нам – тепло,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - (весна).
- С наступлением весны вся природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». В старину считали, что весна не приходит сама. Её зазывали в гости и говорили такие слова.
Весна красна!
В гости просим!
Приди скорей!
Принеси с собой…
(хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, легкий ветерок, поющих птиц, подснежники и т. д.)
- Мы долго с вами ждали весну. Значит, она какая? (Долгожданная).
- Посмотрите, к нам пришла гостья Весняночка. Мы будем передавать ее друг другу и называть весенние слова. Итак, моя весна – долгожданная. Валера, а твоя весна какая?. (теплая, красивая, солнечная, долгожданная, радостная, шаловливая, дружная, загадочная, таинственная, сказочная, веселая, приветливая, зеленая, звонкая, поющая, шумная, пахучая, яркая, добрая, цветущая, молодая, пестрая).
(Дети садятся на свои места).
II. Основная часть занятия.
1 задание «Угадай, какой месяц?»
- Сейчас мы поговорим о весенних месяцах. Я вам загадаю загадки, ответы которых, описывают один из весенних месяцев. (Отгадываем загадки, а картинки – отгадки ищем среди предложенных и вешаем на мольберт).
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).
Ой, беда! ой, беда! Тает снег, кругом вода.
Не наденешь валенки, на снегу… (Проталинки).
Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель: КАП-КАП-КАП - звенит… (Капель).
- О каком месяце идет речь? (О марте).
- Как вы догадались?
- Как в народе называют месяц март? (Капельник). Почему?
- Слушаем следующие загадки. (Картинки – отгадки вешаем на мольберт).
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый … (Ручей).
Тает, тает белый снег,
Мишка не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льётся через край.
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок).
Солнце пригревает,
Лёд на речке тает.
Речка зашумела,
Принялась за дело.
Как это явление
Весною называют?. (Ледоход).
- О каком месяце идет речь? (Об апреле).
- Как вы догадались?
- Как в народе называют апрель? (Месяц живой воды). Почему?
- Слушаем следующие загадки. (Картинки – отгадки вешаем на мольберт).
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нём, ни окон
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут … (Гнездо).
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик).
Назовите дерево, которое цветёт весной, но листьев во время цветения не имеет? (Верба).
- Ребята, о каком месяце идет речь? (О мае).
- Как в народе называют май? (Цветень. Сердце весны). Почему?
- Как называют растения, которые цветут самыми первыми? (Первоцветы).
- Почему они цветут до появления основной массы листьев? (Листочки мешают опылению).
- Приведите примеры растений – первоцветов. (Подснежник, нарцисс, ландыш, мать – и – мачеха и др.)
2 задание «Найди лишнее слово».
-Молодцы! А теперь найдите лишнее слово и объясните, почему вы считаете его лишним?
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Подснежник, весна, листопад, грач.
Таять, капать, набухать, заготавливать.
Март, апрель, декабрь, май.
3 задание «Признаки весны».
- А сейчас мы проверим, какие вы внимательные и наблюдательные. Я прочитаю вам предложение, а вы должны его закончить.
Тает снег, потому что… (пригрело солнышко).
С юга прилетают птицы, потому что … (они могут найти себе корм).
Солнце светит и греет, потому что… (с наступлением весны наша планета приближается к Солнцу).
Звери меняют зимние шубки на летние, потому что (стало тепло; защитная окраска).
- А еще, какие признаки весны вы знаете? (Строят для скворцов скворечники, появляются первые цветы, бегут ручьи, на деревьях набухают почки, на реках начинается ледокол, ночи становятся короче, а дни длиннее и др.).
4 задание «Перелетные птицы».
- Как можно назвать одним словом птиц, которые возвращаются весной? (Перелетные).
- Какие птицы прилетают первыми? (Всеядные). Почему?
- Какие птицы прилетают последними? (Насекомоядные). Почему?
- Как с наступлением весны поменялось поведение птиц? (С наступлением весны птицы стали более оживленными, звонко поют песни, не прячутся, все больше находятся на улице).
- Чем заняты птицы весной?
- Для чего им нужны гнёзда?
- Что влияет на место расположения гнезда, на его внешний вид? (Среда обитания птиц).
- А сейчас следующее задание: выбрать из предложенных птиц перелетных и назвать их. (Вывешиваем на мольберт перелетных птиц).
Физкультминутка «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна, (Потягивания, руки вверх)
К нам опять пришла весна. (Удивиться, опустить руки вниз)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад-вперёд. (Наклоны вперёд-назад)
Вот он по лесу идёт. (Ходьба на месте)
Ищет мишка корешки (Коснуться правой рукой левой ступни)
И трухлявые пеньки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
В них съедобные личинки (Коснуться правой рукой левой ступни)
Для медведя - витаминки. (Коснуться левой рукой правой ступни)
Наконец медведь наелся (Погладить живот)
И на брёвнышко уселся. (Дети садятся)
- Молодцы! Рассаживайтесь по своим местам.
5 задание «Назови детенышей».
- Изменения весной происходят не только в природе, но и в жизни лесных животных.
- Медведь и еж. Что изменилось в их жизни? (Проснулись после спячки).
- Белка, заяц. Что у них в жизни изменилось? (Они оба весной сменили шубки - теплые на легкие).
- А волка с кем можно в пару поставить? (С лисой, они оба охотятся на зайцев.)
- У некоторых животных появляются детеныши. У каких лесных жителей уже есть детеныши? (У медведя, барсука).
Как называется детеныш волчицы? (волчонок).
Медведицы? (медвежонок).
Ежихи? (ежонок).
Лисицы?
Зайчихи?
Белки?
Мышки?
У бобрихи?
У барсучихи?
У лосихи?
- Отлично справились. Молодцы.
6. Беседа по картине Г. Саврасова «Грачи прилетели».
- Ребята, удивительный мир окружает нас. Это мир природы. Увидеть её красоту помогают нам художники. А как называют картины, изображающие природу? (Картины называют пейзажами).
- Это картина Саврасова «Грачи прилетели».
- Какое время года изобразил художник?
- Как художник показывает нам приближение весны? (В полях растаял снег, показалась земля, видны проталины)
- Всмотритесь в небо. Какое оно? (Небо высокое, весеннее. Оно еще не стало чистым, но голубизна проглядывает сквозь серые, хмурые облака)
- Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? (Его не видно, но оно есть). Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое).
- Ребята, каким вы видите снег? (Снег потемневший, рыхлый, сырой, холодный, мокрый).
- На снегу видны птичьи следы.
- Что сразу задерживает взгляд зрителя? (Деревья с гнездами грачей).
- Расскажите о березах, какие они? (Старые, корявые в центре, а справа молодые, стройные).
- Что делают грачи? (Грачи суетятся, кричат, шумят, поправляют, ремонтируют гнезда, хозяйничают, строят, устраивают, расхаживаются, летают, вьют, клюют, защищают, ловят, возвращаются)
- Какие чувства вызывает у вас картина? (Уныние). Почему картина не поднимает нам настроение?
- Верно, на картине все очень обыденно; старая церквушка с просторами бесконечных русских полей, тянущихся за ней, странная красота неказистых березок, в ветвях которой вьют гнезда, прилетевшие с юга грачи, последний плавящийся снег с блеклыми тенями.
Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого, близко его сердцу.
7. Практическая часть занятия: аппликация «Солнышко».
- Картина навеяла на нас немного мрачное настроение. Надо его немного поднять. Отгадайте загадку.
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит. (Солнце).
- Сейчас мы с вами сделаем аппликацию «Солнышко». (Краткий инструктаж по выполнению аппликации. Выполнение работы).
III. Рефлексия.
- Ребята, что вам больше всего запомнилось на занятии?
- Что показалось трудным?
- Молодцы! Сегодня все продуктивно поработали и наша гостья – Весняночка хочет вас порадовать сладостями. (Раздаем угощение).