Нина Юрочкина
НООД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Природа дарит чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с климатическими и природными условиями родного края, учить вести наблюдения за явлениями природы, развивать память, мышление; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе родного края.
Предварительная работа.
Публикация «НООД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы „Природа дарит чудеса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдать за состоянием погоды и сезонными изменениями; фиксировать результаты наблюдений в календаре и свои впечатления; учить стихотворения, пословицы, поговорки, приметы, связанные с погодой и временами года; изготовить вертушки, самолетики, воздушных змеев, султанчики.
Материал.
Календарь погоды (июнь, июль, август, сентябрь, дневник наблюдений; краски, цветные карандаши, вода, салфетки; карточки с изображением ус-ловных обозначений состояния погоды, по две кружки разного цвета, два тазика с водой, поролоновые губки (на каждого ребенка, конфетти, барабан, запись песни Э. Рязанова «У природы нет плохой погоды», флюгер, зонд, атрибуты персонажа Тучи, тележка, солнышко (объемный муляж, медальки-шоколадки.
Словарная работа.
Синоптики, гидрометцентр, флюгер.
Ход занятия.
1-я часть. В зал медленно вплывает Туча (взрослый). Перед собой она везет тележку, на которой стоят два тазика с водой, подносы с конфетти, барабан. Предлагает детям поиграть, но с условием: если они выполнят все задания, Туча их похвалит, а если не выполнят, закроет собой сол-нышко, и тогда станет темно.
Туча. Надо намочить губки, приподнять их и отжать. Слышите звуки? С чем их можно сравнить?
Дети. С дождем.
Туча. Что произойдет, если подуть на конфетти? Попробуйте!
Дети. Конфетти разлетятся в разные стороны.
Туча. Что это вам напоминает?
Дети. Как будто снег идет и ветер дует.
Туча (ударяет в барабан). Что напомнил вам этот звук?
Дети. Раскаты грома.
Туча. С чем можно сравнить все то, что мы только что видели и слышали?
Дети. С явлениями природы.
Туча, похвалив детей, уплывает, пообещав, что солнышко обязательно заглянет в детский сад. Звучит песня «У природы нет плохой погоды» (в записи).
Воспитатель. Кто сообщает нам прогноз погоды?
Дети. Синоптики Гидрометцентра.
Воспитатель. С помощью каких приборов определяют состояние погоды?
Дети. С помощью спутника, флюгера, зонда, датчиков и других приборов.
(Рассматривают флюгеры, приводят их в движение. Рассматривают картинки с изображением зондов.)
Воспитатель. А как вы наблюдаете за погодой?
Дети. Мы наблюдаем за ней по дороге в детский сад и домой. На прогулках играем с вертушками, султанчиками, воздушными змеями, самолетиками. Результаты наблюдений заносим в календарь погоды и дневник наблюдений.
Воспитатель. Какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Воспитатель. Назовите осенние месяцы.
Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Работа по плану.
Воспитатель. Что вы можете сказать про солнце осенью?
Дети. Греет плохо, мало солнечных дней.
Воспитатель. А какое небо осенью?
Дети. Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, серое, темное.
Воспитатель. Что происходит осенью с деревьями?
Дети. Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.
Воспитатель. Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?
Дети. Листопад.
Воспитатель. Что делают птицы осенью?
Дети. Улетают в теплые края.
Физкультминутка «В лесу»
В лесу было тихо, деревья дремали (руки поднять вверх, подняться на носки).Вот ветер подул, и они застонали. Безжалостно ветер ломал их порой (движение кистями рук из стороны в сторону; руки вытянуть, наклоняться влево, вправо, вперед).
Под дерево сели ребята гурьбой (приседания).
Дождались, чтоб стихло ненастье.
И снова, как прежде, стоит тишина.
Спасибо за солнце и счастье! (Встать, поднять руки, покачать ими.)
Проводится игра на внимание «Что наденем на прогулку?». Ведущий показывает условные обозначения погоды - дети находят карточки с изображением одежды, соответствующей ее состоянию.
Воспитатель. Как еще можно предугадать погодные явления?
Дети. По народным приметам. Солнце садится за тучу - жди ненастья. Звездное небо - к похолоданию или морозу. Яркий закат солнца - день будет жарким и др.
Воспитатель подводит итоги: прогноз погоды дает Гидрометцентр; еще погоду можно определять, ориентируясь на народные приметы; состояние погоды влияет на здоровье людей, а также на поведение животных, растений.
Сюрпризный момент
Под музыкальное сопровождение в зале появляется солнышко.
Воспитатель. Дети, вспомните, с чего начиналось наше занятие?
Дети. Играли с тучей, слушали, как капал дождь, гремел гром, дул ветер.
Воспитатель. Вы так хорошо справились с заданиями, что выглянуло солнышко, которое принесло свет и тепло. Наше солнышко - не простое, а с сюрпризом. Что у него внутри? Медальки-шоколадки! На что они похожи?
Дети. На маленькие солнышки. (Исполняют русскую народную песню «Светит солнышко в окошко».)
Воспитатель. Какие замечательные подарки принесло солнышко! Я желаю, чтобы оно всегда вам ярко светило и вы были здоровыми и счастливыми.
Литература
Быстрова 3. Народные приметы. М., 1967.
Каткова Л. Русские народные загадки. М., 1989.
Науменко Г. Народное образное слово. М., 1979.
Пименов В. Русские пословицы и поговорки. М., 1979.
Попатенко Т. Для самых маленьких: Сб. песен. М., 1978.