Ирина Шилкина
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История электричества»
▼ Скачать + Заказать документы
«История электричества»
Цель:
• формировать представления об электричестве, истории его открытия, использования его в окружающем мире.
Задачи.
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• уточнять знания об электричестве и об истории возникновения электрических приборов;
• обобщить знания детей о пользе и опасности электричества;
• закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности;
• научить детей использовать батарейки на практике;
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „История электричества“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• формировать перспективы познавательно-исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;
• формировать умение наблюдать, познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни;
• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы и умозаключения;
• развивать инициативность, любознательность, сообразительность, активность и самостоятельность.
Образовательная область «Речевое развитие» :
• обогащать активный словарь детей; ввести в словарь детей новое слово «светодиодная лампочка»; упражнять в словообразовании;
• развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;
• закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков родного языка при проведении игры «Ток бежит по проводам».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
• развивать творческое воображение;
• развивать интерес дошкольников к выполнению разнообразных движений при выполнении динамической паузы, проявляя фантазию и умение изображать образы по - своему;
• повышать работоспособность организма при проведении физкультминутки.
Образовательная область «Физическое развитие» :
• формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного обращения с электроприборами и о влиянии использованных батареек на здоровье человека и окружающую среду;
• обеспечить кратковременный активный отдых детей во время НОД.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
• воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, осознание себя как личности;
• вызвать радость от открытий, полученных из опытов при проведении исследовательской деятельности;
• формировать способность к волевым усилиям, следовать правилам поведения при обращении с электроприборами и батарейками;
• воспитывать доброжелательное отношение к сказочному герою, желание ему помочь, умение работать в коллективе.
Предварительная работа.
Организация работы в мини-музее «Музей света», дидактическая игра «Что было раньше, что сейчас», авторская дидактическая игра «История лампочки», создание авторского пособия – макета «Как в дом попадает электричество?».
Создание газеты «Маленькая батарейка и ее большой вред окружающей среде»; выставка детских рисунков, поделок на тему «Электричество», авторская игра «Что было – как стало?».
Чтение: интернет – сайты - «Величество - электричество», «Сказка о летающем яблоке», «Легенда об янтаре», «Шарики под потолком», «Сказка про Гром и Молнию».
Просмотр серий мультфильма «Фиксики» : «Электричество», «Батарейки», «Провода»; «Уроки осторожности тётушки Совы».
Загадывание загадок об электричестве и электроприборах.
Работа с родителями: привлечение родителей к созданию мини-музея; обсуждение с родителями путей реализации будущего проекта; консультации: «Электричество опасно!», «Безопасность ребёнка дома».
Методы и приемы.
Методы - словесные, наглядные, практические и приемы - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, метод взаимного действия педагогов и воспитанников, метод положительного социального поведения.
Оборудование: халаты и шапочки для каждого ребенка, презентация, дидактическая игра «Что было - как стало?», материалы для проведения опытов, дневники наблюдений, посылка от Рукодельницы (сюрпризный момент).
Ход НОД
1 этап: организационный.
В группе оборудована минилаборатория. Входят дети, одетые в халаты и шапочках на голове.
-Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас в нашей научной лаборатории. Давайте вспомним, какие опыты мы проводили в прошлый раз? (Делали электромагнит, наблюдали за луком, учились ставить батарейку в прибор, делали зарисовки опыта в дневнике.)
- Вы готовы поучаствовать в новых опытах и экспериментах? (Да.) Тогда займите свои рабочие места, мои младшие научные работники.
2 этап: основной.
Нам пришло видеосообщение. Давайте послушаем.
Слайд.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рукодельница. Живу я с мачехой и сестрой Ленивецей. Много работаю. Встану рано утром – в избе темно, а дела делать надо. А недавно я услышала, что есть какое-то чудо, а от этого чуда приборы работают. Они всю работу за человека выполняют, только кнопки нажимать надо. А вы знаете что-нибудь об этом чуде? Откуда оно появилось? Как оно приходит в дом? Как с ним обращаться? Где оно ещё живёт?»
-Научные сотрудники, а вы догадались о каком чуде услышала Рукодельница? (Об электричестве.)
-Давайте расскажем Рукодельнице об истории возникновения электричества?
Слайд.
-Давным-давно электричества на земле не было, как же жили люди? (Люди жили в пещерах. Они разжигали костер, который давал людям тепло и свет, а еще на нем готовили еду).
Слайд.
-Правильно. Время шло, и люди придумали освещать свой дом с помощью лучины.
Слайд с Рукодельницей. Вот и у нашей Рукодельнице на столе стоит лучина. Как вы думаете, много ли света от лучины? Удобно ли работать при таком освещении?
- Лучину ставили на специальную подставку светец. Под светцом ставили ведро с водой. Как вы думаете, для чего? (Дома были деревянные, и если с лучины упадёт искра, то может произойти пожар).
Слайд.
-Правильно. Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять. Как вы думаете, что потом придумали люди? (Люди придумали свечу.)
Слайд.
- А куда ставят свечи? (Свечи ставят в подсвечники.)
- А в настоящее время мы используем свечи? (Да, когда отключают электричество или для красоты).
Слайд.
- На смену свечке пришла керосиновая лампа. Как вы думаете, почему ее так назвали? (Эти лампы горели при помощи керосина.)
-Правильно. Что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка.)
Слайд.
Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин.
-Почему горит лампочка, что заставляет её работать? (Электричество.)
-Электричество рождается на больших станциях. А какие электростанции вы знаете? (Ветряная электростанция, электростанция на солнечных батареях, гидроэлектростанция, атомная электростанция).
Слайд.
-А ещё есть теплоэлектростанции. Они работают за счет сжигания мазута, газа, торфа.
- Электростанция вырабатывает ток, а затем по проводам он попадает куда? (В дома, на заводы, в магазины, школы, детские сады и т. д.)
-Мы живем с вами на маленькой, но очень красивой планете Земля. Здесь все взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в домах, есть горячая и холодная вода, работают все электроприборы. А что будет, если отключат электричество? (В доме будет темно, нельзя посмотреть телевизор, постирать и погладить белье, слушать музыку, сушить волосы феном и др.)
- Таким образом, электричество играет важную роль в нашей жизни.
-Мы с вами поговорили о том, как трудно жилось людям до того, как было изобретено электричество и электроприборы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что было – как стало?». Подойдите к столу. На столе лежат картинки с изображением предметов быта того времени, когда люди еще ничего не знали об электричестве и современная бытовая техника. Вы должны взять по одной картинке, рассмотреть внимательно, подумать и подобрать к ней предметы, имеющих одно назначение и постарайтесь объяснить свой выбор.
Самовар- чайник - электрический чайник.
Костер- русская печь - электроплита.
Чугунок- кастрюля - мультиварка.
-Поднимите карточки те, у кого в руках изображения электроприборов.
-Как вы думаете, они нам помогают выполнять домашнюю работу?
Слайд.
Рукодельница:
- Вот это чудо! Как много помощников у вас! А вы сможете рассказать мне правила обращения с ними?
-Научные сотрудники, давайте вспомним их. Внимание на экран.
1. Без разрешения взрослых не подходить к электроприборам и не включать их.
2. Не тяните за провод.
3. Не вставляй в розетку посторонние предметы.
4. Не трогать мокрыми руками электроприборы и розетки.
5. Уходя из дома выключать свет и электроприборы.
- Ребята, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет? (Электричество дорого стоит, и много труда требуется, чтобы электричество пришло к нам в дом.)
Физкультминутка: Игра «Ток бежит по проводам»
Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)
Вы ребята провода
Змейкой прямо через лес
Вот и к нам он в дом залез
Ну-ка ток замри (замирают)
И пылесос включи (изображают разную бытовую технику и издают звук). Четкое произношение звуков «ж» (пылесос, «с» (чайник, «ш» (вентилятор).
-Молодцы, научные сотрудники! В сказке у Рукодельницы нет электростанций. И электричество в дом нельзя провести. Как же ей можно помочь? Где еще «живет» электричество? (Электричество «живет» в батарейках).
-Давайте займем рабочие места и проведем опыт: можно ли с помощью батарейки зажечь лампочку?
Посмотрите, что лежит у вас на подносе? (Батарейка.)
- Какая батарейка? (Плоская, круглая, маленькая.)
-Что еще лежит на подносе? (Лампочка.)
- Вот послушайте, что я про нее расскажу. Это светодиодная лампочка – одна из самых современных и экологически чистых источников света.
-А что такое экологически чистая? (Значит, она не представляет опасности для природы).
Да, правильно, она не представляет опасности в случае выхода из строя или разрушения. Эта лампочка не только ярко светит, но еще и энергию экономит, ее можно часто включать и выключать.
-Так как называется такая лампочка? (ответы нескольких детей)
А теперь внимательно слушайте задание. Возьмите батарейку и присоедините к ней провода лампочки.
-Что у вас получилось? (Лампочка загорелась.)
-Какой вывод можно сделать? (В батарейке есть электричество.)
- А какое электричество в батарейке? (Безопасное.)
-Батарейки приносят нам пользу, но они не долговечны. Можно ли батарейки выбрасывать на свалку? (Нет.)
-Батарейки наносят вред природе.
-Научные сотрудники, давайте сделаем вывод. (Батарейки выбрасывать нельзя, их надо сдавать в специальные пункты.)
-Молодцы, научные сотрудники! Давайте уберем рабочие места. Кто закончил, подойдите ко мне.
Слайд.
Рукодельница:
-Научные сотрудники, у вас так светло и уютно. Вот если бы было у меня так светло, сколько бы я дел переделала.
-А как нам помочь Рукодельнице? (Можно подарить ей светильник.)
-Давайте займем свои рабочие места.
-Посмотрите, почему светильник не работает? (Потому что в нем нет батарейки.)
-А что же нам надо сделать, что бы он заработал? (Вставить батарейку.)
-На что мы должны обратить внимание? (на батарейке есть знак +, эта сторона батарейки должна быть сверху)
-Молодцы! Давайте попробуем отремонтировать светильники. Если вы все правильно сделаете, то светильники будут светить.
- И с этим заданием вы справились. Рукодельница, мы хотим подарить тебе светильники. От них у тебя в избе станет светло и уютно.
Слайд.
Рукодельница:
- Спасибо большое, друзья! Как светло стало в моей избе! Вы ответили на все мои вопросы, и теперь я знаю, что такое электричество, какую пользу оно приносит людям, откуда оно появилось и как правильно с ним обращаться. Для вас у меня есть еще одно задание. Давайте помечтаем, что будет в будущем. Представьте, что при помощи электричества надо усовершенствовать предмет, который вы найдете в своем дневнике наблюдений.
-А как вы понимаете слово «усовершенствовать»? (Значит, сделать вещь лучше).
-Научные сотрудники, вы готовы выполнить это задание? (Да.)
-Правильно. Займите свои рабочие места. Возьмите дневники наблюдений и приступайте к выполнению задания Рукодельницы.
-Какие предметы у вас получились? (Электросани, электроснеговик, электрокнига, электроложка, электроневаляшка)
3 этап, заключительный.
Слайд.
Рукодельница:
-Молодцы, научные сотрудники, какие необычные предметы у вас получились! Мне понравилось у вас в гостях, но, пора возвращаться. До свидания!
-До свидания, Рукодельница! (До свидания)
-Рукодельница вернулась к себе в сказку. И наш рабочий день в лаборатории подходит к концу. Вопросы к детям
Скажите, интересно ли вам было? А вы запомнили, кто первым изобрел лампочку? Как называется самая экологически чистая лампочка? А какая электростанция работает на мазуте? А вы применяете правила обращения с электроприборами дома?
-В следующий раз я расскажу вам о профессии электрика.
-Посылка от Рукодельницы (сюрпризный момент).