Лучший педагог года

НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История электричества»

Ирина Шилкина
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История электричества»
▼ Скачать + Заказать документы

«История электричества»

Цель:

• формировать представления об электричестве, истории его открытия, использования его в окружающем мире.

Задачи.

Образовательная область «Познавательное развитие» :

• уточнять знания об электричестве и об истории возникновения электрических приборов;

• обобщить знания детей о пользе и опасности электричества;

• закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности;

• научить детей использовать батарейки на практике;

Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „История электричества“» размещена в разделах

• формировать перспективы познавательно-исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия;

• формировать умение наблюдать, познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни;

• развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы и умозаключения;

• развивать инициативность, любознательность, сообразительность, активность и самостоятельность.

Образовательная область «Речевое развитие» :

• обогащать активный словарь детей; ввести в словарь детей новое слово «светодиодная лампочка»; упражнять в словообразовании;

• развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;

• закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков родного языка при проведении игры «Ток бежит по проводам».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

• развивать творческое воображение;

• развивать интерес дошкольников к выполнению разнообразных движений при выполнении динамической паузы, проявляя фантазию и умение изображать образы по - своему;

• повышать работоспособность организма при проведении физкультминутки.

Образовательная область «Физическое развитие» :

• формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного обращения с электроприборами и о влиянии использованных батареек на здоровье человека и окружающую среду;

• обеспечить кратковременный активный отдых детей во время НОД.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

• воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, осознание себя как личности;

• вызвать радость от открытий, полученных из опытов при проведении исследовательской деятельности;

• формировать способность к волевым усилиям, следовать правилам поведения при обращении с электроприборами и батарейками;

• воспитывать доброжелательное отношение к сказочному герою, желание ему помочь, умение работать в коллективе.

Предварительная работа.

Организация работы в мини-музее «Музей света», дидактическая игра «Что было раньше, что сейчас», авторская дидактическая игра «История лампочки», создание авторского пособия – макета «Как в дом попадает электричество.

Создание газеты «Маленькая батарейка и ее большой вред окружающей среде»; выставка детских рисунков, поделок на тему «Электричество», авторская игра «Что было – как стало?».

Чтение: интернет – сайты - «Величество - электричество», «Сказка о летающем яблоке», «Легенда об янтаре», «Шарики под потолком», «Сказка про Гром и Молнию».

Просмотр серий мультфильма «Фиксики» : «Электричество», «Батарейки», «Провода»; «Уроки осторожности тётушки Совы».

Загадывание загадок об электричестве и электроприборах.

Работа с родителями: привлечение родителей к созданию мини-музея; обсуждение с родителями путей реализации будущего проекта; консультации: «Электричество опасно, «Безопасность ребёнка дома».

Методы и приемы.

Методы - словесные, наглядные, практические и приемы - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, метод взаимного действия педагогов и воспитанников, метод положительного социального поведения.

Оборудование: халаты и шапочки для каждого ребенка, презентация, дидактическая игра «Что было - как стало?», материалы для проведения опытов, дневники наблюдений, посылка от Рукодельницы (сюрпризный момент).

Ход НОД

1 этап: организационный.

В группе оборудована минилаборатория. Входят дети, одетые в халаты и шапочках на голове.

-Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас в нашей научной лаборатории. Давайте вспомним, какие опыты мы проводили в прошлый раз? (Делали электромагнит, наблюдали за луком, учились ставить батарейку в прибор, делали зарисовки опыта в дневнике.)

- Вы готовы поучаствовать в новых опытах и экспериментах? (Да.) Тогда займите свои рабочие места, мои младшие научные работники.

2 этап: основной.

Нам пришло видеосообщение. Давайте послушаем.

Слайд.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рукодельница. Живу я с мачехой и сестрой Ленивецей. Много работаю. Встану рано утром – в избе темно, а дела делать надо. А недавно я услышала, что есть какое-то чудо, а от этого чуда приборы работают. Они всю работу за человека выполняют, только кнопки нажимать надо. А вы знаете что-нибудь об этом чуде? Откуда оно появилось? Как оно приходит в дом? Как с ним обращаться? Где оно ещё живёт?»

-Научные сотрудники, а вы догадались о каком чуде услышала Рукодельница? (Об электричестве.)

-Давайте расскажем Рукодельнице об истории возникновения электричества?

Слайд.

-Давным-давно электричества на земле не было, как же жили люди? (Люди жили в пещерах. Они разжигали костер, который давал людям тепло и свет, а еще на нем готовили еду).

Слайд.

-Правильно. Время шло, и люди придумали освещать свой дом с помощью лучины.

Слайд с Рукодельницей. Вот и у нашей Рукодельнице на столе стоит лучина. Как вы думаете, много ли света от лучины? Удобно ли работать при таком освещении?

- Лучину ставили на специальную подставку светец. Под светцом ставили ведро с водой. Как вы думаете, для чего? (Дома были деревянные, и если с лучины упадёт искра, то может произойти пожар).

Слайд.

-Правильно. Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять. Как вы думаете, что потом придумали люди? (Люди придумали свечу.)

Слайд.

- А куда ставят свечи? (Свечи ставят в подсвечники.)

- А в настоящее время мы используем свечи? (Да, когда отключают электричество или для красоты).

Слайд.

- На смену свечке пришла керосиновая лампа. Как вы думаете, почему ее так назвали? (Эти лампы горели при помощи керосина.)

-Правильно. Что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся. (Лампочка.)

Слайд.

Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин.

-Почему горит лампочка, что заставляет её работать? (Электричество.)

-Электричество рождается на больших станциях. А какие электростанции вы знаете? (Ветряная электростанция, электростанция на солнечных батареях, гидроэлектростанция, атомная электростанция).

Слайд.

-А ещё есть теплоэлектростанции. Они работают за счет сжигания мазута, газа, торфа.

- Электростанция вырабатывает ток, а затем по проводам он попадает куда? (В дома, на заводы, в магазины, школы, детские сады и т. д.)

-Мы живем с вами на маленькой, но очень красивой планете Земля. Здесь все взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в домах, есть горячая и холодная вода, работают все электроприборы. А что будет, если отключат электричество? (В доме будет темно, нельзя посмотреть телевизор, постирать и погладить белье, слушать музыку, сушить волосы феном и др.)

- Таким образом, электричество играет важную роль в нашей жизни.

-Мы с вами поговорили о том, как трудно жилось людям до того, как было изобретено электричество и электроприборы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что было – как стало?». Подойдите к столу. На столе лежат картинки с изображением предметов быта того времени, когда люди еще ничего не знали об электричестве и современная бытовая техника. Вы должны взять по одной картинке, рассмотреть внимательно, подумать и подобрать к ней предметы, имеющих одно назначение и постарайтесь объяснить свой выбор.

Самовар- чайник - электрический чайник.

Костер- русская печь - электроплита.

Чугунок- кастрюля - мультиварка.

-Поднимите карточки те, у кого в руках изображения электроприборов.

-Как вы думаете, они нам помогают выполнять домашнюю работу?

Слайд.

Рукодельница:

- Вот это чудо! Как много помощников у вас! А вы сможете рассказать мне правила обращения с ними?

-Научные сотрудники, давайте вспомним их. Внимание на экран.

1. Без разрешения взрослых не подходить к электроприборам и не включать их.

2. Не тяните за провод.

3. Не вставляй в розетку посторонние предметы.

4. Не трогать мокрыми руками электроприборы и розетки.

5. Уходя из дома выключать свет и электроприборы.

- Ребята, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет? (Электричество дорого стоит, и много труда требуется, чтобы электричество пришло к нам в дом.)

Физкультминутка: Игра «Ток бежит по проводам»

Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)

Вы ребята провода

Змейкой прямо через лес

Вот и к нам он в дом залез

Ну-ка ток замри (замирают)

И пылесос включи (изображают разную бытовую технику и издают звук). Четкое произношение звуков «ж» (пылесос, «с» (чайник, «ш» (вентилятор).

-Молодцы, научные сотрудники! В сказке у Рукодельницы нет электростанций. И электричество в дом нельзя провести. Как же ей можно помочь? Где еще «живет» электричество? (Электричество «живет» в батарейках).

-Давайте займем рабочие места и проведем опыт: можно ли с помощью батарейки зажечь лампочку?

Посмотрите, что лежит у вас на подносе? (Батарейка.)

- Какая батарейка? (Плоская, круглая, маленькая.)

-Что еще лежит на подносе? (Лампочка.)

- Вот послушайте, что я про нее расскажу. Это светодиодная лампочка – одна из самых современных и экологически чистых источников света.

-А что такое экологически чистая? (Значит, она не представляет опасности для природы).

Да, правильно, она не представляет опасности в случае выхода из строя или разрушения. Эта лампочка не только ярко светит, но еще и энергию экономит, ее можно часто включать и выключать.

-Так как называется такая лампочка? (ответы нескольких детей)

А теперь внимательно слушайте задание. Возьмите батарейку и присоедините к ней провода лампочки.

-Что у вас получилось? (Лампочка загорелась.)

-Какой вывод можно сделать? (В батарейке есть электричество.)

- А какое электричество в батарейке? (Безопасное.)

-Батарейки приносят нам пользу, но они не долговечны. Можно ли батарейки выбрасывать на свалку? (Нет.)

-Батарейки наносят вред природе.

-Научные сотрудники, давайте сделаем вывод. (Батарейки выбрасывать нельзя, их надо сдавать в специальные пункты.)

-Молодцы, научные сотрудники! Давайте уберем рабочие места. Кто закончил, подойдите ко мне.

Слайд.

Рукодельница:

-Научные сотрудники, у вас так светло и уютно. Вот если бы было у меня так светло, сколько бы я дел переделала.

-А как нам помочь Рукодельнице? (Можно подарить ей светильник.)

-Давайте займем свои рабочие места.

-Посмотрите, почему светильник не работает? (Потому что в нем нет батарейки.)

-А что же нам надо сделать, что бы он заработал? (Вставить батарейку.)

-На что мы должны обратить внимание? (на батарейке есть знак +, эта сторона батарейки должна быть сверху)

-Молодцы! Давайте попробуем отремонтировать светильники. Если вы все правильно сделаете, то светильники будут светить.

- И с этим заданием вы справились. Рукодельница, мы хотим подарить тебе светильники. От них у тебя в избе станет светло и уютно.

Слайд.

Рукодельница:

- Спасибо большое, друзья! Как светло стало в моей избе! Вы ответили на все мои вопросы, и теперь я знаю, что такое электричество, какую пользу оно приносит людям, откуда оно появилось и как правильно с ним обращаться. Для вас у меня есть еще одно задание. Давайте помечтаем, что будет в будущем. Представьте, что при помощи электричества надо усовершенствовать предмет, который вы найдете в своем дневнике наблюдений.

-А как вы понимаете слово «усовершенствовать»? (Значит, сделать вещь лучше).

-Научные сотрудники, вы готовы выполнить это задание? (Да.)

-Правильно. Займите свои рабочие места. Возьмите дневники наблюдений и приступайте к выполнению задания Рукодельницы.

-Какие предметы у вас получились? (Электросани, электроснеговик, электрокнига, электроложка, электроневаляшка)

3 этап, заключительный.

Слайд.

Рукодельница:

-Молодцы, научные сотрудники, какие необычные предметы у вас получились! Мне понравилось у вас в гостях, но, пора возвращаться. До свидания!

-До свидания, Рукодельница! (До свидания)

-Рукодельница вернулась к себе в сказку. И наш рабочий день в лаборатории подходит к концу. Вопросы к детям

Скажите, интересно ли вам было? А вы запомнили, кто первым изобрел лампочку? Как называется самая экологически чистая лампочка? А какая электростанция работает на мазуте? А вы применяете правила обращения с электроприборами дома?

-В следующий раз я расскажу вам о профессии электрика.

-Посылка от Рукодельницы (сюрпризный момент).

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на прогулке в старшей группе «Удивительное Солнце»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на прогулке в старшей группе «Удивительное Солнце» Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей. Задачи: • Расширить у детей представление о том, что Солнце является.

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Поможем Федоре» Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в познавательной образовательной области. старшей группы на тему: «Поможем.

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Ребята и зверята» .

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль» .

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги»Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги» Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги» Программное содержание: • расширять представления.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Севара Хасанова Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "Удивительные камни" Цель: Познакомить.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Школа юных сыщиков» Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Задачи: • выявить возможности.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебные льдинки» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район «Детский сад № 9» Конспект Познавательно- исследовательской.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью» Цель исследования: Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы НОД по познавательно- исследовательской деятельности с детьми старшей группы Тема: «Волшебное электричество» МАДОУ «Детский сад№11»Вишенка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История электричества»
Опубликовано: 10 ноября 2017 в 20:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История электричества»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шилкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД