Елена Шайдурова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на прогулке в старшей группе «Удивительное Солнце»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей.
Задачи:
• Расширить у детей представление о том, что Солнце является источником света и тепла, о роли Солнца в жизни растений, животных, человека;
• Активизировать умения мыслить, рассуждать, доказывать;
• Вызывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;
• Воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на прогулке в старшей группе „Удивительное Солнце“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за солнцем
- Солнце, солнышко
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: разнообразные предметы окружающего мира: зеркала, компьютерные диски, фольга, кусочки металла, камни, бумага светлых и темных танов, бумажный диск, миски с водой, спилы деревьев, лоскутки ткани.
Ход.
Воспитатель. Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети. Лето.
Воспитатель. А как вы догадались, что лето?
Дети. Листочки на деревьях зеленые, травка зеленая, идут теплые дожди, день длиннее ночи, тепло, жарко, можно купаться, солнце ярко светит и греет.
Воспитатель. Ребята отгадайте загадку.
«Круглое, алое, в небе расцветает
И теплом всех согревает…»(Солнце)
Воспитатель. Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Какое оно?
Дети. Круглое, теплое, горячее, красно-огненное, слепящее…
Воспитатель. Ребята, а как вы догадались, что солнце теплое?
Дети. Потому, что когда солнце светит, становиться тепло, жарко, все нагревается.
Воспитатель. Вы хотите узнать, так ли это? Что для этого необходимо сделать?
Дети. Потрогать предметы.
Воспитатель. Ребята у нас на участке много разных предметов, проверти, так ли это. Все ли предметы нагрелись?
(На участке разложен: белые и темные камни, спилы деревьев, темные и светлые металлические предметы и лоскутки ткани, песок, миска с водой)
После обследования дети возвращаются и делятся впечатлениями.
Воспитатель. Какие предметы и материалы нагрелись, а какие нет? Почему?
Вывод: предметы и материалы, имеющие темную поверхность нагреваются сильнее, потому что поглощают больше солнечного тепла, а светлые меньше, т. к. светлая поверхность отражает часть тепловых лучей и не сильно нагревается.
Воспитатель. Ребята солнышко предлагает нам с ним поиграть. Кто знает, во что можно поиграть с солнышком?
Дети. В солнечные зайчики.
Игра «Солнечные зайчики»
в игре используются все предметы с зеркальной поверхностью,
отражающие солнечные лучи:
Воспитатель. Ребята, вам понравилась игра? Как вы думаете, откуда появились солнечные зайчика?
Дети. Они отражались от блестящих предметов.
Воспитатель. Ребята скажите, а солнце это хорошо или плохо?
Игра «Хорошо-плохо»
Дети. Хорошо - греет, светит, помогает всему расти, можно загорать, ходить раздетым, купаться.
Плохо – жарко, может сгореть кожа, можно перегреться и поднимется температура, будет болеть голова, может высохнуть трава, если все время будет светить солнце, все погибнет от засухи и будет пустыня.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что по солнцу можно узнать время.
В древности, когда человек еще не изобрел часов, люди придумали уникальные солнечные часы, по которым они определяли время. Может кто нибудь знает, какими они были?
Дети. Круглые с палочкой в середине. Еще их рисовали на песке.
Воспитатель. А вы хотите построить такие часы? Что нам для этого необходимо?
(Дети находят круг, разделенных на 12 равных частей и вставить стержень в центр).
Проводиться опыт с солнечными часами в течение всей прогулки. Время фиксируется.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у солнышка есть друзья, дождь и ветер.
Если жаркий солнечный день подует ветерок, то становиться прохладнее. А дождик остужает землю и растения своими капельками.
Проводиться опыт. Полить горячие камни холодной водой из лейки.
Вывод: Камни остыли.
Воспитатель. Ребята, а что вы любите больше всего летом делать?
Дети. Загорать, купаться.
Воспитатель. А почему летом можно купаться?
Дети. Потому, что вода теплая.
Воспитатель. А почему вода стала теплой, что ее нагрело?
Дети. Солнце.
Воспитатель. А вы хотите узнать так ли это?
Дети размещают емкости с водой одну на солнце, другую в тень.
Через некоторое время дети исследуют температуру воды и делают вывод: «Вода находящаяся на солнце нагрелась, а в тени осталась холодной»
Воспитатель. Ребята скажите, какое время суток наступает, когда солнышко ложится спать?
Дети. Ночь.
Воспитатель. А когда солнышко просыпается?
Дети. Утро.
Воспитатель. А когда оно высоко над землей?
Дети. День.
Воспитатель. А когда отправляется спать?
Дети. Вечер.
Воспитатель. Ребята вспомните сказку в которой солнышко легло спать и никак не хотело просыпаться.
Дети. «У солнышка в гостях».
Воспитатель. Кто помог солнышку проснуться?
Дети. Сорока, цыплята, утка, ежик, заяц.
Воспитатель. Ребята представьте, что случиться, если солнышко совсем исчезнет.
Дети. Наступит темнота, можно будет заблудиться, станет холодно, все замерзнет и погибнет.
Воспитатель. С неба смотрит Солнце миллионы лет,
Льет на землю солнце и тепло и свет.
"Солнце - великий труженик – работает круглые сутки. Оно помогает растениям, животным, птицам, рыбам, человеку. Согревает землю, растапливает лед. Если бы солнце исчезло, то все бы погибло, замерзло".
В конце деятельности проводится рефлексия.