Людмила Архипова
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Ребята и зверята»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Ребята и зверята»
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи.
Образовательные:
- расширять знания о диких животных, их повадках, образе жизни;
- формировать умение устанавливать морфофункциональную зависимость строения от среды обитания, уточнить понятия: травоядные и плотоядные (хищники) их отличие и сходство;
- совершенствовать умение разрешать противоречия, свободно общаться со сверстниками и с взрослыми, использовать в речи название животных и их жилище.
Публикация «Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе „Ребята и зверята“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
- активизировать в речи слова: травоядное, хищное, всеядное.
Развивающие:
- развивать любознательность и желание узнавать новые сведения о фауне;
- развивать умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация;
- развивать связное речевое высказывание и грамматически правильную речь;
- развивать у детей воображение, ассоциативное мышление при использовании схематических моделей и мелкую моторику.
Воспитательные:
- создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления, удовольствие;
- воспитывать интерес к жизни диких животных, безопасность и осмотрительность во время нахождения на природе;
- воспитывать заботливое отношение к диким животным и уважение к природе.
Методические приемы: решение противоречий, конкурсы, схемы-модели, системный блок, дидактические игры.
Материал: морковки и кости по 15 штук (призы за правильный ответ, эмблемы с изображением разных животных, рисунки – иллюстрации (пища для животных, изображение следов разных зверей, иллюстрации с изображением животных с ошибками.
Предварительная работа: чтение В. Бианки «По следам», «Почемучка»; Клыков «Беседа о животных»; Брем «Жизнь животных»; Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Рассматривание серии картин «Дикие животные», «Из жизни диких животных», «Зайцы». Д/и «По кругу», «Хищники и травоядные», аппликация – силуэтное вырезывание животных.
Технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- ТРИЗ технология и технология исследовательской деятельности;
- игровые технологии.
Ход занятия:
Под музыку дети входят в группу, выбирают эмблемы, делятся на две команды «Хищники» и «Травоядные». Проводится пальчиковая гимнастика (приветствие команд).
Приветствие хищников: Приветствие травоядных:
Хищниками нас зовут Мы веселые зверушки
За тонкий нюх и острый зуб, Наши ушки на макушке,
Только вот одна беда. Скачем целый день в лесу,
Мы друг другу не друзья. Боимся волка и лису.
- Ребята, а как вас можно назвать одним словом? (лесные звери, лесные жители). Почему? (Все дикие звери живут в лесу, у них есть свое жилище и т. д.).
- Мы сегодня будем соревноваться командами. Каждая команда за ответ будет получать приз (фишки). Травоядные рассказывают о хищниках, а хищники - о травоядных.
Конкурс «Назови жилище»
На столе картинки с изображением жилищ животных. Дети находят домики соединяют их с картинками животных, сопровождая свои действия словами.
Травоядным:
-Где живет волк? (логово, лиса (нора, медведь (белка, тигр (жилья нет).
Хищникам:
- Где живет белка? (дупло, лось (лес, бобер (хатка, заяц (лес).
Вопрос травоядным:
- Ребята, скажите, сможет ли белка жить в мышиной норе? Почему?
(Ответы детей).
- Вопрос травоядным:
- Как белка защищается от врагов в своем жилище?
Решение противоречия: у белки в дупле должен быть выход, чтобы она могла войти в него и не должен, чтобы в дупло не забрался враг.
Контрольный ответ: вход должен быть маленьким, чтобы не пробрался враг, и должен быть запасной выход.
Конкурс «Чем травоядные отличаются от хищников?»
Хищники: травоядные питаются травой, корой деревьев, ягодами и т. д.
Травоядные: хищники – плотоядные животные, охотятся на травоядных и т. д.
Воспитатель.
- А что у них общего? (ответы детей)
- чтобы выследить добычу, а травоядным укрыться от врагов, нужно знать некоторые хитрости друг друга.
Вопрос травоядным: что помогает волку выследить добычу? (Тонкий нюх, зоркие глаза, быстрые ноги, умение маскироваться).
Вопрос хищникам: что помогает зайцу спастись от врагов? (Чуткие уши, глаза, которые на выкате и видят даже сзади, быстрые ноги, умение запутывать следы и выпрыгивать от них далеко в сторону, умение маскироваться – смена цвета шерсти).
Воспитатель. Дидактическая игра «Хорошо или плохо»
– А хорошо это или плохо, когда волки едят зайцев? Что будет, если у зайцев не будет врагов?
Ответы команд: зайцы расплодятся их будет много; поедят всю траву и кору деревьев; погибнут деревья, и сами будут гибнуть от голода; будут размножаться больные зайцы; слабые, будут переносчиками болезней, заразят других животных; могут погибнуть все животные.
- А зачем нужно что-то есть? (Получаем энергию)
- А травоядные от чего получают энергию? (От травы, которая получает энергию от солнца и земли).
- А хищники от чего получают энергию? (От травоядных).
(Подведение детей к понятию «Пищевая цепочка»)
Вывод: все должны питаться, чтобы жить.
- Чем питается медведь зимой?
Дети. Всю зиму спит в берлоге, сосет лапу, ничего до весны не ест.
Решение противоречия: медведь должен питаться, чтобы не умереть с голоду и не должен, так как он спит.
Контрольный ответ: медведь делает запасы жира и расходует их в течении зимы.
Физкультминутка.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот вернулся еж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Конкурс «Найди любимое лакомство»
Все зверюшки разбегаются по поляне и ищут себе лакомство. Пища изображена на карточке. (Слушают правила, находят карточки с пищей и обосновывают ответы).
Конкурс «Чьи следы?»
- А сейчас представьте, что мы оказались на заснеженной лесной полянке в зимнем лесу. Зверей не видно, а как мы узнаем, кто был на полянке?
Дети. По следам.
Задание: хищники ищут следы травоядных, а травоядные – хищников. (Слушают правила, выполняют задание и обосновывают ответы).
Конкурс «Найди ошибки»
Воспитатель.
- Ребята, Незнайка нарисовал рисунки и все перепутал. Нам надо распутать эту путаницу. Каждый берет по одному рисунку, самостоятельно изучает его, находит ошибки Незнайки. Рисунки – ошибки: заяц не сменил шубку, у волка лисий хвост и заячьи уши и т. д. (Самостоятельно изучают рисунок, рассказывают, что перепутал художник, следят, за правильными ответами сверстников).
Подводится итог занятия: подсчет призов.
Проигравшей команде дается возможность сравнять счет:
Кто из зверей может улыбаться? (Волк)
Кто из зверей не защищает своих детенышей? (Волк)
Ест ли еж яблоко? (Нет, он отбивает запах)
Кто из зверей самый прожорливый? (крот – съедает в день пищу равную своему весу)
Анализ.
В природе все взаимосвязано и важно. Все обитатели леса, являются важными и ценными лесного братства. Очень важно чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно относился к животному и растительному миру.
Какие правила мы должны соблюдать, находясь в лесу?
- Не рвать цветы, не ломать ветки, не сбивать грибы, ими лечатся животные, не засорять лес, не зажигать костры и оставлять их без присмотра.