Валентина Лиходед
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебные льдинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район «Детский сад № 9»
Конспект
Познавательно- исследовательской деятельности с детьми старшей группы (5-6 лет)
«Волшебные льдинки»
Воспитатель: Лиходед Валентина Николаевна
ст. Нововеличковская
2015 г.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Волшебные льдинки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие: Расширить представление у детей о качестве и свойстве льда (тает, замерзает, принимает определенную форму).
Развивающие: Развивать познавательные процессы; развивать умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать выводы на основе наблюдений. Обогащать и активизировать словарь. Учить грамотно употреблять в речи сравнительные обороты (более прозрачен, менее прозрачен).
Воспитательные: Воспитывать у детей умение работать вместе, выслушивать друг друга.
Материал: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой. Кубики льда (прозрачный, лед с предметом внутри, лед цветной). Различные емкости, стеклянная баночка с водой, стеклянная баночка со льдом. Иллюстрации - времена года. Музыка «Зимний вальс».
Материал для опыта: Стакан с водой, форма для заготовки льда, кисточки, краски, салфетки.
Приемы: Наглядные, словесные, практические (опыты, эксперименты, игры, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
I. ч. Организационный момент.
Заинтересовать детей в игровой форме, внести на подносе большой кусок льда.
В: Ребята, что у меня в руках?
Д: Ответы детей (Лед.)
В: Конечно, лед, молодцы! А хотите узнать о нем новое и интересное?
Д: Ответы детей (Да, хотим.)
II. Подготовительная.
В: Я хочу вам рассказать сказку. Вот послушайте: Жила, была на свете Матушка-Водица. У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья- Туман, Дождь, Снег и Лед. Дочери- Роса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года: весну, зиму, лето и осень (дети вспоминают, продемонстрировать иллюстрации).
- А какое сейчас время года?
Д: Ответы детей (Зима).
В: Сейчас зима, и поэтому мы с вами поговорим о зимнем сыне Матушки-Водицы, а о каком, догадайтесь.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда. (Г. Ладонщиков)
- О каком сыне Матушки-Водицы говорится в этом стихотворении?
Д: Ответы детей (О льде.)
В: Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы сможем в ледяной лаборатории «Снежной Королевы». Закройте на минутку глаза (звучит музыка «Зимний вальс»). Представьте себе ледяной дворец Снежной Королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная Королева. Вы её не бойтесь. Хоть сердце у неё ледяное, душа теплая и добрая. Вход в лабораторию по специальным билетам. Открывайте глаза. Вот пригласительные билеты. Какого цвета ваш билет, за стол со снежинкой такого же цвета вы и сядете (на столах разноцветные снежинки).
Снежная Королева приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.
III. ч. Основная.
В: Возьмите по кусочку льда, потрогайте и скажите: Какой лед?
Д: Ответы детей (Лед холодный, мокрый, скользкий.)
В: А теперь попробуйте из него что-нибудь вылепить. Сожмите лед в ладонях. Можно ли смять кусок льда?
Д: Ответы детей
В: Почему нельзя?
Д: Ответы детей (Кусок льда смять нельзя, т. к. он твердый.)
В: На ваших столах лежат интересные кусочки льда, внутри них что- то заморожено. Ребята, лед прозрачный или нет?
Д: Ответы детей (Лед прозрачный, т. к. сквозь него видно предметы.)
В: Таким образом, в результате нашего исследования мы установили, что лед какой?
Д: Ответы детей (Лед холодный, твердый, прозрачный, мокрый, скользкий.)
В: А ещё кокой?
Д: Ответы детей
В: Остатки льда положите, пожалуйста, на блюдце.
В: 1, 2, 3, 4, 5 –
Выходите поиграть.
Физминутка.
Будем строить снежный дом -толчкообразные движения вперед руками.
Ком за комом мы кладем - имитируем лепку снежков.
Выше, выше - - встать на носки и подняться.
Вот и крыша -«Домик» руками над головой.
Мы польем его водой… - Наклон вперед, плавные движения руками.
Дом наш станет - плавно поднять руки вверх.
Ледяной! - резко бросить руки вниз.
В: Ребята, а скажите, как можно догадаться о том, что лед – сын Матушки-Водицы? (выслушиваются ответы детей). Посмотрите на блюдце, что вы там видите?
Д: Ответы детей (Воду.)
В: А что произошло со льдом?
Д: Ответы детей (Лед растаял.)
В: Почему растаял лед?
Д: Ответы детей 9Лед занесли в тепло.)
В: Правильно, когда лед попадает в тепло, то что с ним происходит?
Д: Ответы детей (Он начинает таять и превращаться в воду.)
В: Ребята, как вы думаете, где быстрее растает лед – в миске с холодной водой или в миске с горячей водой? (Выслушиваются ответы детей). Давайте проверим.
Итак, мы с вами сделали еще одно открытие.
В: Ребята, а скажите, если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед?
Д: Ответы детей
В: Что для этого нужно сделать?
Д: Ответы детей (Воду нужно заморозить.)
( Внести две баночки: со льдом и с водой).
В: Посмотрите, вот вода, а здесь вода, но замороженная. Ребята, мы установили, что лед прозрачный. А как вы думаете, он прозрачнее воды?
Чтобы ответить на этот вопрос, поставим за обе баночки картинки, сравните.
Д: Лед менее прозрачен, чем вода.
В: Ребята, Снежная Королева, приготовила для вас угощение – ледяные конфеты. Она предлагает съесть хотя бы по одной льдинке. Как вы поступите? Станете вы есть лед?
Д: Ответы детей (Нет.)
В: Почему?
Д: Ответы детей (Он грязный, холодный и можно заболеть.)
В: Хорошо. Раз вы отказываетесь есть ледяные конфеты, то Снежная Королева предлагает поиграть в льдинки, она будет кидать льдом в вас, а вы в неё и друг в друга. Чем может закончиться эта игра? Почему нельзя кидаться льдом?
Д: Ответы детей (Можно пораниться.)
В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а красивый, цветной. Ребята, а почему он цветной?
Д: Ответы детей
В: Как его таким можно сделать? (версии детей).
- Возьмите кисточку, обмакните в краску и покрасьте воду в формочке. Теперь я вынесу формочки на улицу, а потом мы посмотрим, что произойдет.
Итог: Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории. Молодцы. Вы многое узнали. Давайте вспомним, какими качествами обладает лед?
Д: Ответы детей (Лед твердый, холодный, менее прозрачен, чем вода.)
В: Ачто ещё вы узнали о льде?
Д: Ответы детей (Лед тает быстрее в горячей воде, чем в холодной, лед тает от тепла.)
В: похвалить