Мария Гутникова
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Удивительный мир магнитов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Центр образования №24»
НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Удивительный мир магнитов»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Разработала воспитатель высшей квалификационной категории
Гутникова М. П.
Тула 2017
Тема: «Удивительный мир магнитов»
Тип – интегрированная образовательная деятельность.
Приоритетная образовательная область – «Познавательное развитие»
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской НОД „Удивительный мир магнитов“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Возраст детей - подготовительная к школе группа
Цель
Создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению в процессе детского экспериментирования.
Задачи
Образовательные:
• Дать детям первоначальные представления о магните и его основных свойствах.
• Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
• Закреплять способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов путем проведение опытов.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
• Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
• Учить детей воспринимать и удерживать составную инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи.
• Учить детей использовать вариативные способы при решении проблемно – познавательной задачи.
Развивающие:
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать объект с точки зрения его практического использования и заданных условий, классифицировать и выделять существенные признаки его, делать обобщения.
• Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
• Способствовать развитию произвольного внимания, диалогической речи, способности самостоятельно задавать интересующий вопрос.
Воспитательные:
• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов; испытывать удовлетворение от достигнутых результатов в самостоятельной познавательной деятельности.
• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности, осуществлять планирование своей и коллективной работы.
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Словарная работа: магнитное поле, магнетизм, одноименные полюса, противоположные полюса, южный полюс, северный полюс, компас, железный винт, гайка, шуруп, лаборатория.
Материалы и оборудование: магнитная доска, магниты на каждого ребенка, большие магниты с двумя полюсами, контейнеры с различными предметами (деревянный карандаш, кусок меха, резиновый мячик, пластмассовый кубик, пуговица, ракушка, губка, железный винт, гайка, шуруп, пластина, ключ, тканевые платочки, глобус, измерительные линейки, стеклянные банки с водой, скрепки, удочка с магнитом, искусственный водоем, бабочки, листки наблюдений, картинки с магнитами, магнитные конструкторы, «волшебная палочка» для воспитателя, конверт с письмом.
Предварительная работа: игры с магнитными конструкторами; организация выставки (совместно с родителями)»Волшебный магнит»; беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка» «Из чего делают железо?» «Что внутри шахты?»; изготовление из бумаги «Летающей бабочки»; подбор загадок и стихов о магните; проведение дидактической игры «Рыболов»; просмотр презентации «Мощные магниты»
Методы и приемы
- наглядный (показ способа действия)
- словесный (беседа, пояснение, рассказы детей, диалог, чтение стихов)
- игровой (сюрпризный момент, включение и использование игры)
- практический (практико – игровое исследование, изготовление бабочек, изготовление из скрепок рисунков)
Ход
Звучит песня «На свете много есть того, что не знает ничего…». Дети входят под музыку и выстраиваются полукругом.
Воспитатель:
В мире много интересного
Нам с тобою неизвестного.
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело!
Постановка проблемной ситуации. «Почему палочка поднимает со стола предметы?» (слушаем предположения детей)
Я знаю, ребята, вы любите сказки. Я тоже люблю сказки. В них есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть, и что – то новое узнать. К нам из волшебной страны пришло письмо. Хотите узнать, что в нем? Дети (Да). Тогда нам поможет волшебная палочка (поднимаю волшебной палочкой письмо - оно поднимается, потому что палочка магнитная, пробую простой палочкой – не поднимается, снова магнитной - письмо поднимается вместе с палочкой). Как у меня это получилось? Вы разгадали волшебство? Дети (Да. В письме был кусок магнита). А сейчас посмотрим, что в нашем письме (зачитываю рассказ – легенду о происхождении магнита). В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку вверх наконечником и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил с собой несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель. Ребята, возьмите каждый из вас по куску магнита, и определите на ощупь, какой магнит. Дети отвечают (магнит твердый, холодный тяжелый, черного цвета).
Перед нами обычный магнит
Много секретов в себе он хранит.
Камня маленький кусок
Невзрачный серенький брусок.
Магнитным полем обладает
Сил у него на многое хватает
Воспитатель. Магнит - удивительный камень на земле. Сегодня мы познакомимся со свойствами этого необыкновенного камня; узнаем, какую пользу он приносит человеку. Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас в исследовательскую лабораторию. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы будем пользоваться разными приборами, предметами: острыми и стеклянными. И для этого необходимо соблюдать правила безопасности.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Дети называют и проходят в лабораторию)
1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.
2. Приступать к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.
3. Ничего не брать в рот.
4. Во время опыта быть аккуратными, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.
5. В конце опытов делать выводы.
6. Содержать свое рабочее место в чистоте.
Опыт №1 "Притягивается – не притягивается" (с различными предметами).
Постановка проблемной ситуации. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: «Притянется или не притянется предмет из корзинки?» (слушаем предположения детей).
Воспитатель. Выложите все предметы из корзинки. Поднесите к каждому из них магнит, и определите, притягивается он или нет. Предметы, которые притягиваются – отложите в правую сторону и карточку + да, а которые не притягиваются - нет, в левую сторону.
Оборудование на каждого ребенка: корзинка (в ней деревянный карандаш, кусок меха, резиновый мячик, пластмассовый кубик, пуговица, ракушка, губка, железный винт, гайка, шуруп, пластина, ключ).
Выводы детей: металлические предметы притянулись к магниту (железная гайка, винт, шуруп, ключ, а неметаллические - не притянулись (резиновый мячик, кусок меха, пластмассовый кубик, ракушка, карандаш, пуговица). Магниты притягивают только металлические предметы. Воспитатель добавляет: магнит притягивает не все металлы. А алюминий, никель и некоторые другие - нет.
А действует ли магнит через другие материалы, через преграды?
Постановка проблемной ситуации. Как ты проведешь машинку по дороге? (слушаем версии детей)
Опыт №2 «Проведи машинку по шоссейной дороге».
У детей деревянные и пластмассовые линейки – это «дорога», а скрепка - «машинки», под линейкой магнит. Дети ведут скрепку до конца линейки и обратно, не касаясь скрепки рукой, и делают вывод: магнит действует через деревянные и пластмассовые предметы, притягивая их.
Постановка проблемной ситуации. Как же поднять платок? (звучат предположения детей)
Опыт №3 «Подними платочек, не касаясь его рукой». На столах у детей разноцветные платочки, а под ними скрепки. Поднеся магнит к платочкам, дети легко поднимают их и делают вывод: магнитная сила действует через ткань.
Опыт №4 «Помоги бабочке». Действует ли магнит через картон? У каждого ребенка картонная карточка с цветочками и бумажной бабочкой со скрепкой. Дети водят магнитом под карточкой, бабочка передвигается, доставляя детям радость. Потом дети соединяют свои магниты, усиливая их, и водят под столом магнитом, делая вывод: магнит проходит через преграду – картон, притягивает железную скрепку.
Постановка проблемной ситуации. Как же достать скрепку из банки, не замочив рук? (звучат версии детей).
Опыт №5 «Достань скрепку из банки с водой». Давайте возьмём обычную банку с водой и опустим скрепку в нее. (Дети выполняют) Что же двигало скрепку? (Дети отвечают). Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают).
Вывод: магнитная сила преодолела две преграды (воду и стеклянную банку). Потом они фиксируют результат собственного эксперимента (рисуют в карточках - банка с водой и кусок магнита над банкой нарисованы. Дети рисуют скрепку - предмет, с которым взаимодействовал магнит; показывают направление движения скрепки, и то, как скрепка, притягивается к магниту).
Воспитатель. Может ли магнит передавать свои свойства обычному железу?
Опыт №6 «Построй цепочку из нескольких скрепок». Магнит передает свои свойства железным предметам, которые впоследствии сами становятся магнитами на определенное время. Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно - цепочка не разорвалась! (дети проводят опыт)
Постановка проблемной ситуации. Как же достать клад? (звучат версии детей)
Опыт №7 «Поищем клад в пустыне». В тарелках с манной крупой монеты. Дети магнитом достают все монеты. А также выбирают железные предметы из мисок с фасолью.
Воспитатель. Давайте ответим на вопрос: «А что находится вокруг магнита?». Для этого попробуйте подвести магнит к скрепке на определенном расстоянии друг от друга. Что произошло? Дети (скрепка подпрыгнула мгновенно к магниту). Вокруг магнита находится магнитное поле – то пространство, на которое распространяются магнитные силы. А место, где сильнее всего притягивает магнит, называется магнитным полюсом.
Любой магнит имеет два полюса (показываю на большом магните). Красным цветом отмечен южный полюс, синим – северный полюс. Они обозначаются «+» и «-». А что еще имеет два полюса? Дети (наша планета Земля). Правильно (показываю на глобусе). Наша планета Земля - это огромный магнит. Мы с вами имеем возможность ходить по земле, потому что она нас притягивает. Но что будет, если мы попытаемся соединить два одинаковых полюса? (Дети проделывают опыт и делают вывод: приблизить магниты с одноименными полюсами - отталкиваются, а с противоположными – притягиваются).
Подвижная игра «Мы магниты» (У каждого ребенка по два круга на тесьме – красный и синий. Дети стоят по парам и под музыку двигаются. По окончанию музыки дети строятся в две шеренги и встречаются в парах: с двумя красными или синими отталкивают друг друга руками, а с красным и синим – соединяются, обнявшись).
Сюрпризный момент. Поступает звонок на мобильный телефон воспитателя. Предлагаю детям (звучит отрывок песни черепахи Тортилы) узнать голос того, кто звонил. (Дети называют). Сообщаю детям о том, что черепаха просила помочь очистить водоем от металлического мусора, так как лягушата поломали ножки. (Передаю детям удочки с магнитом, и они вылавливают железные банки, ножницы, гвоздь, гайки).
Воспитатель. Человек придумал использовать полезные качества магнита. Намагниченные ножницы, как вы думаете, для чего? Дети (Чтобы найти маленькие предметы, которые потерялись). А какую пользу еще приносят магниты? Люди придумали очень полезный предмет - компас. Кто знает, зачем человеку компас? Дети (Компас помогает людям ориентироваться на местности) Правильно. В наше время есть компьютерная навигация, а раньше людям компас был просто необходим. Люди в открытом море, таежники, спасатели в горах очень нуждались в определении сторон света. И здесь на помощь им приходил компас. Стрелка компаса всегда показывает на север. Зная, где находятся стороны света, люди легко могли определить, куда им дальше направляться. Но знаете ли вы, что магнит может и навредить? Если к компасу приблизить магнит, стрелка начинает беспорядочно скакать по всему компасу. В итоге, стрелка размагнитится, и весь прибор будет испорчен. Также вреден магнит вблизи телевизоров, компьютеров и сотовых телефонов.
Поэтому, когда вы будете проводить дома опыты с магнитом, не приближайте его к этим предметам, иначе приборы испортятся.
А как вы думаете, где используется магнит?
Дети показывают на картинках (в водяных и электрических счетчиках, наушниках, утюгах, компьютерах, в телефонных трубках, на банковских картах, магнитных замках, в автомобилях, в вентиляторах).
Ребята, оглянитесь вокруг и скажите, где в нашей группе можно увидеть магниты? Дети называют (магниты на доске для удержания картинок; буквы и цифры на магнитах, картинки с магнитами в календаре природы, магнитный театр)
Рефлексия
Воспитатель. Наше занятие близится к завершению. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились? Начинайте ответы со слов «Сегодня я узнал …», «Сегодня я научилась.»
Дети (Магниты воздействуют на предметы из нескольких металлов. Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Магнит оказывает свое действие даже на расстоянии. Разные полюса магнитов притягиваются, а одинаковые отталкиваются и т. д.).
Что вам больше всего понравилось?
Дети (сложный эксперимент со скрепками, чистить водоем удочками от железного мусора, игра «Мы магниты», играть с бабочкой).