Наталья Войтехович
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Как ты, рыбка, живёшь?»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
«КАК ТЫ, РЫБКА, ЖИВЁШЬ?»
Выполнила: воспитатель Войтехович Н. А.
Г. Санкт-Петербург
2019 год
Цель: развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
• расширить знания и представления детей о рыбах, их внешнем виде, способах защиты;
• продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Как ты, рыбка, живёшь?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
• развивать познавательную активность детей, интерес к экспериментальной деятельности;
• воспитывать интерес к природе, окружающему миру.
Предварительная работа: беседы на тему «Вода», «Кто живёт в воде», «Рыбы»; экспериментально-исследовательская деятельность по определению свойств воды; чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о Золотой рыбке».
Оборудование: иллюстрации различных видов рыб; для проведения опытов крупные чешуйки карпа, стаканчики с окрашенной и чистой водой, пинцеты, лупы, на каждого ребенка; золотой платочек-«плавничок» для ПИ «Золотая рыбка»; игрушка «Золотая рыбка»; наклейки с изображением рыб для подарков детям, небольшая ширма.
Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I часть. Вступление.
Дети сидят полукругом в центре группы. У воспитателя в руках игрушка Золотая рыбка.
Ребята, сегодня к нам в гости приплыла Золотая рыбка. Она узнала, что мы с вами изучаем воду и её обитателей, и захотела послушать, а может быть и чем-нибудь помочь. Поздоровайтесь с нашей гостьей. (Дети здороваются с Золотой рыбкой.)
Ребята, мы с вами много говорили о воде. Вспомните, какая бывает вода? (Пресная в реках и озёрах, солёная в морях и океанах.)
Вспомните наши опыты, что умеет вода? ( Растворять в себе разные вещества: соль, сахар, краски; превращаться в пар и в лёд; принимать форму сосуда, в который её налили.)
Ребята, а кто живёт в воде? (рыбы, морские животные)
А чем рыбы отличаются от других животных? (Рыбы живут в воде, у них вытянутая форма тела, есть плавники, покрыты чешуёй.)
Давайте рассмотрим форму тела рыб, какая она? (вытянутая, обтекаемая) Для чего рыбе такая форма тела? (Чтобы удобно было плавать в воде.) Пробовали вы идти в воде? Идти тяжело, приходится с силой «раздвигать» воду ногами, потому что вода плотнее воздуха. А рыба как будто протыкает воду своим острым «клювом»-носом, вода «обтекает» рыбу, и она может быстро в воде двигаться.
А какой у рыбы хвост? (плоский) Хвост у рыбы как руль, помогает изменять направление.
Посмотрите, какие у рыбы плавники на спине и животе: они расположены вертикально вдоль тела и помогают рыбке вертикально держаться в воде. Боковые плавники помогают рыбам плавать как весла у лодки.
Золотой рыбке хочется подвигаться, она приглашает вас немножко поплавать. Вставайте, представьте, что вы рыбки, давайте немножко
поплаваем по группе.
Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли» :
Дети двигаются по группе в разных направлениях, стараясь не сталкиваться.
Рыбки плавали, ныряли Волнообразные вертикальные движения ладонями.
И плескались на воде. Волнообразные горизонтальные движения ладонями.
То сойдутся, разойдутся, Горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения.
То зароются в песке. Приседают с круговыми движениями ладоней.
Молодцы! Вы очень аккуратные рыбки, ни разу не столкнулись.
А как рыбы дышат? (Ответы детей.) У рыб есть специальное приспособление для дыхания – жабры. Вода проходит через них, а жабры забирают из воды кислород и отдают углекислый газ. Также как лёгкие у животных и человека.
II часть. Исследование.
У рыб есть отличие от всех животных – тело рыб покрыто чешуей. Давайте рассмотрим её. Подойдите сюда, к доске. (Рассматриваем иллюстрации.) Чешуя состоит из отдельных чешуек. Их форма и размер могут быть разными. По цвету чешуя тоже разная. Бывает светлая, бывает тёмная, разных цветов.
1. Цвет чешуи.
Давайте рассмотрим цвет чешуи нашего обычного речного окуня. (Спинка зеленоватая, живот белый, на боках тёмные полосы.) А как вы думаете, почему у окуня спинка темная, зеленоватая, а живот белый? (Если смотреть сверху, цвет спинки такой же, как у дна, если смотреть снизу, цвет живота такой же, как у блестящей поверхности воды.) А зачем полоски на боках? (Чтобы прятаться в водорослях.)
Молодцы, ребята, вы правильно догадались.
ДИ «Угадай, где рыбка живёт».
Золотая рыбка принесла с собой фотографии своих подружек. И попросила вас отгадать, где её подружки живут. Помните, мы с вами по окраске животных угадывали, в какой местности они живут. Давайте попробуем также угадать по окраске рыб, где живут эти рыбки.
Показ фотографий рыб: щуки, селедки, скумбрии, ёрша, рыбы-клоуна, рыбы-бабочки, рыбы-ангела, акулы. Дети по окраске отгадывают, где живут рыбы (камыши, водоросли, открытое море, коралловые рифы). Если возникают затруднения, воспитатель помогает наводящими вопросами.
Рыбы обладают способностью изменять окраску в зависимости от цвета дна. У окуня и щуки, живущих в прозрачной воде, в неглубоких местах, где дно золотисто-желтое, песчаное, окраска спины и боков светлая, со слабыми полосами и пятнышками. В торфяных мутных водах с темным дном эти рыбы темные, а среди водорослей – зеленоватые.
Золотая рыбка принесла с собой рыбьи чешуйки. (Воспитатель показывает и раздает чешуйки каждому ребенку.) Рассмотрите их хорошенько, какого они цвета.
Давайте подойдё м к столам и проведем такой опыт: у нас на столах есть стаканчики с окрашенной водой. Положите чешуйку в этот стаканчик, и посмотрим, что произойдёт с чешуйкой.
А пока немножко отдохнём. Золотая рыбка хочет поиграть с вами в свою игру:
ПИ «Золотая рыбка».
Дети встают в круг. Ведущий (воспитатель) держит в руках Золотую рыбку.
1. Дети проговаривают слова: «Рыбка, рыбка золотая, в море ты не уплывай, нам желанье загадай!» Рыбка предлагает выполнить задания: подпрыгнуть, присесть, сделать пружинку и т. д.
2. «Рыбка, рыбка золотая, в море ты не уплывай, рыбье слово передай!» Дети по кругу называют какое-нибудь слово, связанное с рыбами, передавая друг другу золотой платочек – «плавничок» Золотой рыбки.
3. «Рыбка, рыбка золотая, в море ты не уплывай, плавничок мой догоняй!» Золотая рыбка (воспитатель с игрушкой в руках) встаёт между двумя детьми с золотым платочком. Дети должны в противоположные стороны оббежать круг и достать платочек. Выигрывает, кто первый добежал до платочка.
Ну вот, мы с вами отдохнули, подвигались, а теперь давайте посмотрим, что стало с чешуйками. Выньте пинцетом чешуйки из стаканчиков, прополощите в чистой воде. Что-нибудь изменилось? (Чешуйки поменяли цвет.)
2. Твёрдость и гладкость.
Для чего ещё служит рыбке чешуя? Потрогайте их, какие они? (Твёрдые и гладкие.) Если хищная рыба попытается схватить рыбу зубами, такая твёрдая чешуя как броня защитит рыбку, а по скользкому боку зубы просто соскользнут, и рыбка сможет уплыть от врага.
3. Возраст рыбы.
А вы знаете, что по чешуе можно определить возраст рыбы? Давайте рассмотрим наши чешуйки в лупу. (Дети берут лупы.) Если чешуйку рассмотреть в лупу, можно увидеть круги как на пне срезанного дерева. Чешуя растёт вместе с рыбкой. Летом рыбы растут быстрее, чем зимой, и на чешуйках образуются отчетливые годовые кольца. Нужно считать за один год два кольца – широкое и узкое. Посчитайте, пожалуйста, сколько лет вашей рыбке, чью чешуйку вы рассматриваете. (Дети рассматривают чешуйки, считают кольца, делятся своими наблюдениями.)
III часть. Заключение.
Мы с вами рассмотрели чешуйки рыб. Какие выводы можно сделать из наших исследований? Для чего рыбе чешуя? (Чешуя помогает рыбам прятаться, быть незаметными, благодаря своей окраске. Чешуя, как панцирь, защищает рыб от хищников и повреждений. Чешуя растёт вместе с рыбой, по ней можно определить возраст рыбы.)
А что ещё мы с вами сегодня узнали о рыбах? Как рыбы дышат? (Рыбы дышат жабрами, добывая из воды кислород.)
Для чего рыбе такая форма тела? (Рыбы имеют обтекаемую форму тела, чтобы быстро двигаться в воде.)
Для чего рыбе такие хвост и плавники? (Плавники и хвост у рыб помогают им держаться вертикально, двигаться и менять направление.)
Молодцы, вы всё хорошо запомнили. Золотой рыбке тоже очень понравилось, как вы внимательно слушали, старательно отвечали на вопросы и изучали её подружек-рыб.
А теперь давайте попрощаемся с Золотой рыбкой. Золотая рыбка волшебная, она долго может находиться на суше, но ей нужно возвращаться в море.
Воспитатель медленно проговаривает слова, делает движения с помощью игрушки Золотой рыбки. Дети плавно повторяют движения за воспитателем:
Рыбка, рыбка Золотая, помаши нам плавничком. Дети плавно машут руками над головой.
Рыбка, рыбка Золотая, повернись-ка к нам бочком. Поворачиваются то одним боком, то другим.
А теперь на дно присядем Медленно приседают, помахивая «плавниками»-руками.
И к поверхности всплывём, Медленно встают, помахивая «плавниками»-руками.
И с водичкой поиграем, Имитируют разбрызгивание воды.
И по кругу поплывём, Медленно кружатся вокруг себя.
Длинным хвостиком взмахнём, Ладони сзади сложить вместе в «хвостик», махать их из стороны в сторону.
В море тихо уплывём. Продолжая махать «хвостиком», двигаются по группе.
Золотая рыбка «уплывает» за ширму.
Ну вот, Золотая рыбка уплыла, но на прощание она приготовила вам небольшие подарки за то, что вы так хорошо сегодня потрудились. Выберете себе наклейку с рыбкой.
Дети выбирают наклейку.