Виктория Гусева
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 6–7 лет «Знакомство с солью»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательно – исследовательской деятельности
с детьми 6-7 лет
Тема: Знакомство с солью.
Задачи: формировать представления детей о соли; исследовать свойства соли опытным путем; выяснить откуда берется соль. Воспитывать любознательность.
Материал: соль, листы черной бумаги, увеличительные стекла, емкость с теплой водой, нитки, два карандаша, две пустые банки, крупа, ложки чайные на каждого ребенка, марля.
1 часть.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 6–7 лет „Знакомство с солью“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Загадка о соли: «Без нее, ребята, повар как без рук,
И становится вся пища не съедобной вдруг!
Если в ранку попадет - испытаешь боль
Вы, конечно, догадались. Что же это?
-Правильно, это соль.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о соли. Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Поваренная соль-это пищевой продукт.
- Давайте рассмотрим поваренную соль (лежит горкой на черных листиках перед каждым ребенком).
- Скажите. Какого цвета соль?
- Имеет ли соль запах?
- А какого она вкуса?
- Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?
- С виду соль похожа порошок. Но если внимательно рассмотреть соль, то видно, что это маленькие кристаллики. Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст.
-Про соль говорят : «В воде родиться, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, мы сейчас проверим. Но сначала я вам напомню правила безопасности при проведении опытов.
Опыт 1. «Соль растворяется в воде» (в сравнении с крупой).
Вывод: соль белая, имеет еле ощутимый запах, на вкус соленая, сыпучая, растворяется в воде.
- Я прочитала, что соль можно получить из соленого раствора. Хотите узнать как?
Опыт 2. «Получение кристаллов соли из соленого раствора».
Этапы работы:
1. Наливаю в ведро горячую воду, насыпаю соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.
2. Полученному раствору нужно немного остыть.
3. Раствор процеживаем через марлю, чтобы не осталось соринок.
4. Процеженный раствор разольем в три баночки.
5. В первую баночку поместим вот такое приспособление (на карандаше нитка со скрепкой, так, чтобы скрепка не доставала дна.
6. Во вторую баночку добавим немного цветной гуаши и тоже поместим туда нитку со скрепкой. Будем выращивать цветные кристаллы.
7. В третью баночку поставим еловую веточку.
8. Все три баночки поставим на подоконник,
9. Каждый день будем наблюдать, как же будут расти наши кристаллы.
10. Все свои наблюдения будем отмечать в дневнике.
Физкультминутка: «Мы капусту рубим, рубим».
2 часть.
-Ребята, а вы слышали, что когда просыпают соль, говорят: «Поссорюсь с кем-то».
- Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Бывали случаи, что воинам- дружинникам вместо денег выдавали соль. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия.
В России издавна хлебом- солью встречали дорогих гостей. По старинной традиции хлебом с солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства.
В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы.
Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Но выпаривание соли - это очень долгий и дорогой процесс. Поэтому люди продолжали искать другие способы добычи соли и нашли их.
На территории России для получения поваренной (пищевой соли) используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания.
Я расскажу вам о добыче соли в глубоких рудниках (шахтах).
- Как туда попала соль?- спросите вы. Все очень просто. Местонахождения соли находят высоко в горах. Миллионы лет тому назад на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль превратилась в кристаллы, которые нарастали друг на друга и достигли многометровых высот (выше пятиэтажного дома). В таких горах роют глубокие шахты и с помощью специальной техники добывают соль. Для добычи используют солекомбайны, которые перемалывают большие глыбы соли. Там где поработал солекомбайн, вырастают огромные горы перемолотой соли. Эти горы соли похожи на горы снега. Затем эту соль грузят в большие грузовые машины или в вагоны и везут на солезавод, где эту соль перерабатывают. А с солезавода соль поступает на прилавки магазинов, где мы ее с вами и покупаем.
-А об озерном способе добычи соли мы посмотрим небольшой фильм.
-С каким веществом мы познакомились сегодня? Какие свойства соли вы запомнили? Какие существуют способы добычи соли?
-Что вам понравилось? Запомнилось? Хотели бы продолжить разговор о соли?
-Я хочу еще много интересного рассказать вам о соли, но это будет в следующий раз.
Анализ.
- О чем мы сегодня беседовали? Какие свойства соли вы запомнили? Что нового узнали о соли? Что бы еще хотели узнать?