Марина Туголукова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей от 6 до 7 лет «Путешествие из прошлого в настоящее»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей от 6 до 7 лет
Тема: «Путешествие из прошлого в настоящее»
Цель и задачи: - сформировать представление о свойствах бумаги, её видах; - развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента; - познакомить детей с историей бумаги; - развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи; - формировать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.
Ход ООД
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей от 6 до 7 лет „Путешествие из прошлого в настоящее“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Слайд 1 - Здравствуйте ребята, я рада встрече с вами. Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей) Да, это увлекательное занятие. Каждый из вас когда – либо путешествовал, пусть не очень далеко.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие:
Чтобы тайны все узнать,
Все загадки разгадать,
Надо будет непременно всем надо в прошлое попасть.
- Ребята, а как попасть в прошлое, ведь у нас нет машины времени, ни другой спецтехники. Скажите, как мы узнаем о прошлом?
(Ответы детей).
- Где можно познакомиться с прошлым наших предков. …(Ответы детей) Правильно, в первую очередь, в музее.
Слайд 2 - Я приглашаю вас в музей, который создала специально для вас, где вы познакомитесь с экспонатами прошлого.
- Смотрите, какие у меня необычные камни.
- Ваши предположения. Что это может быть? (Ответы детей).
(Это древнее письмо)
Слайд 3 - Древние люди делали загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, базальтовых валунах, камнях.
Слайд 4 - В Древнем Египте широко использовался папирус. Папирус изготавливался из тростникового растения. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали чёрную и красную краски.
Слайд 5 - В городе Пергама начали изготовлять новый материал для письма – пергамент. Его делали из шкур домашних животных – коров, овец, телят.
Я вам покажу еще один экспонат. Как, вы думаете, что это такое? (Ответы детей). Кто знает, на чем писали наши предки на Руси? (Ответы детей).
Слайд 6 - В Древней Руси писали на берёзовой коре (бересте). Отсюда и их название – берестяные грамоты. Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой (писалом) на специально подготовленной бересте.
- Попробуем что – то изобразить на бересте металлической палочкой. Молодцы, продолжим наше путешествие.
Слайд 7 - А это глиняные таблички - самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии. На них заострённой палочкой наносились знаки клиновидной формы. Плитки сушили на солнце и обжигали в огне. Плитки письма пересылали из одного места в другое и даже отправляли в другие страны.
- У меня есть необычный сюрприз, на настоящей глиняной табличке предлагаю написать послание другу. Хотите попробовать?
- Молодцы, вы настоящие исследователи прошлого.
Наше путешествие продолжается. Смотрите, у меня есть удивительная коробочка. Достаньте содержимое и рассмотрите.
- Что это по вашему мнению? Это ткань называется шелк. Подумайте, могли ли люди писать на ткани.
(Ответы детей….
Слайд 8 - Древние китайцы, египтяне стали применять шелк для письма. Они писали на нем натуральными красками (например, золой) специальной кисточкой.
- У меня есть угольные карандаши. Давайте попробуем нарисовать на ткани.
- Мне кажется, неудобно. Да и шелк очень дорогой материал. Поэтому наши предки стали искать новые способы получения материала для письма. И поэтому…
- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел материал, которым мы пользуемся до сих пор. Отгадайте, о чем я говорю:
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами!
- Ответы детей (бумага).
- Молодцы!
Слайд 9 - Примерно в 105 году в Китае человек по имени Цай Лунь изобрёл бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло.
Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги.
Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу.
Слайд 10 - Посмотрите ребята, как отличалась древняя бумага от той, которую мы привыкли видеть, а старинные книги от современных книг.
Слайд 11 - В наше время бумагу из разных пород деревьев, делают машины. Производят бумагу на целлюлозно-бумажных заводах. Бумагу изготавливают нужного размера, цвета, толщины и пропитывают специальными веществами для более длительного хранения.
- В современном мире существует много видов бумаги. А какую вы знаете бумагу…. (Ответы детей).
Слайд 12 - Для письма и печати – книги, журналы, тетради, газеты.
Слайд 13 - Отделочный материал – обои.
Слайд 14 - Дизайнерская бумага – для оригами, папье-маше, рисовая.
Декоративная бумага – внешне похожая на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции.
Слайд 15 - Упаковочный материал – фантики, картон, мешки.
Слайд 16 - Чистящий материал – салфетки, туалетная бумага.
Слайд 17 - Бумага для производства денег.
Слайд 18 - Фотобумага.
Слайд 19 - Наждачная бумага.
- Итак, дорогие наши путешественники, смотрите, сколько различных видов бумаги мы с вами назвали. Я принесла вам много бумажных образцов. В нашем музее не хватает современного экспоната. Я предлагаю вам его создать и назвать «Коллекция «Мир бумаги»».
- Коллекция - это систематизированное собрание каких-нибудь предметов. В коллекционировании главное – порядок предметов, как предметы лежат, как они сочетаются друг с другом, это и есть система.
А вы, ребята, собираете свою коллекцию? Какую коллекцию вы собираете?
(Ответы детей)
- Молодцы!
Слайд 20 - А есть люди, которые коллекционируют необычные предметы….
- Давайте и мы сделаем коллекцию «Мир бумаги», каждый сделает свою. Может для кого-то это будет его первая коллекция, а кто – то дополнит уже имеющиеся.
Продуктивная деятельность. Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги в альбом.
- салфетка,
- газета,
- открытка,
- фотография,
- коробка,
- цветная,
- гофрированная бумага и картон,
- бархатная бумага и картон,
- обойная,
- тетрадная.
Вот какая замечательная коллекция у вас получилась! Молодцы, хорошо потрудились!
Подведение итогов занятия.
Ребята, что бы вы рассказали родителям о сегодняшнем занятии? Что вам понравилось, запомнилось?
Молодцы! Занятие наше окончено! Всем спасибо!