Наталья Еремеева
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы
Тема: «Маленькие грамотеи».
Программное содержание : обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова; совершенствовать умение детей производить звуковой анализ слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового состава слова); закрепить знание гласных и согласных звуков. Упражнять в составлении графической схемы предложений, в определении количества слов в предложении.
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы „Маленькие грамотеи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Развивать умение отвечать на вопросы, интонационную выразительность, фонема-тический слух, воображение, творческое мышление, познавательную активность, любо-знательность, мелкую моторику.
Воспитывать культуру речевого общения, умение внимательно слушать и понимать поставленную задачу, усидчивость.
Оборудование: письмо, картинка-схема слова «дом», карточки трехзвуковых слов и конверты с фишками по количеству детей, азбука, тетради, простые карандаши.
Ход НОД:
Дети свободно располагаются на коврике, чтобы все видели воспитателя и друг друга.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (Дети здороваются).
- А как еще можно поздороваться? (Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер).
- Сегодня на столе я обнаружила конверт. На нем надпись - «Маленьким грамоте-ям» старшей группы «Фантазеры». Внутри письмо, хотите узнать от кого письмо, прочитаем?
Письмо
«До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок, но чтобы его получить, надо выполнить мои задания».
Дед Грамотей из страны АБВГДейка
- Ребята, кто прислал письмо? Готовы выполнять задания? Тогда начнем.
1 задание. «Доскажи словечко!».
Дел у меня немало
-Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня. (зима).
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, Белые. (снежинки).
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан. (иней).
Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки.
Руки - сучки.
Холодная, большая.
Кто я такая?. (Снежная баба.)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы. (санки).
Ног от радости не чуя
С горки снежной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом?. (Лыжи.)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня?. (Коньки.)
На маленькой площадке крик :
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!».
Веселая игра. (хоккей).
- Молодцы, ребята! Готовы дальше выполнять задания? Для выполнения следую-щего задания нам будет нужно сесть за столы. Мы будем садится по одному. Сядет тот чьё имя начинается на звук "М" и тд.
2 задание. Звуковой анализ слова «дом».
На доске - картинка-схема с изображением дома. У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и конверты с фишками (кружочками синего и красного цветов).
Дети, что нарисовано на этой картинке? (Дом.)
Под домом нарисованы клеточки с кружочками.
Что это обозначает?
(Эти клеточки с кружочками обозначают, сколько звуков в слове «дом».)
Сколько звуков в слове «дом»? (Три.)
- Какой звук первый? ("д") Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получа-ется? А что нам мешает? (Зубы.) Если мы не можем его пропеть, то это какой звук? (Со-гласный.)
- Какой второй звук в слове дом? ("о") Давайте попробуем пропеть этот звук. О-о-о. Звук «о» можно пропеть? Ему ничего не мешает. Какой это звук? (Гласный.)
- Какой третий звук в слове дом? ("м") Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает? (Губы.) Если мы не можем его пропеть, то это какой звук? (Согласный.)
- Ребята, теперь вложим схему слова «дом». Согласные звуки мы выкладываем фишками какого цвета? Гласные?
Дети выкладывают схему слова «дом», затем произносят слово в соответствии с движением указки (прочитывают).
Дети произносят слово (индивидуальная работа) : Дом - д-ооо-м - дом. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).
-Ребята, сколько в слове "дом" слогов? Давайте проверим (делим слово на слоги при помощи хлопков в ладоши)
- Слово "дом" длинное или короткое? Проверяем (произносим слово разводя ла-дошки в стороны)
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
Игра со словом «дом» :
а) Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками [д], [о], [м]. Вызвать к себе не по порядку: [о], [м], [д]. -дети должны встать правильно так, чтобы по-лучилось слово.
б) Вызвать наиболее активных детей. Назвать их по номерам звуков: 1, 2, 3. Вы-звать к себе по звукам: [д], [м], [о]. Дети должны встать, чтобы получилось слово «дым».
3 задание. Подели слова на слоги. Дети делят слова на слоги при помощи хлопков в ладоши (индивидуальная работа с детьми).
Ель / ел-ка /, снег / сне-жок, сне-жин-ка /, мо-роз, зи-ма / зи-муш-ка /.
4 задание. Работа в тетрадях. Графическое изображение предложений на доске и в тетрадях.
Дети..
Дети играют. ___.
Дети играют дружно. ___ ___.
Мяч..
Мяч упал. ___.
Нина подняла мяч. ___ ___.
Воспитатель: Все задания выполнили, молодцы. А где же подарок, который нам прислал Дед Грамотей? Может в конверте ещё что-то лежит, а мы не заметили?
(Воспитатель заглядывает в конверт).
- Ребята, здесь подсказка, где найти подарок. Отгадаете загадку, найдёте, где спря-тан подарок:
В нем много деталей,
Их ты собираешь,
Сложить вертолет из него мечтаешь.
Но пока лишь забор получается,
Как игра эта называется? (Конструктор)
Воспитатель: Ребята, может подарок там, где конструктор у нас лежит. Давайте посмотрим. (Находят азбуку)
Дети: Это Азбука!
Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем её изучать и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?