Зуева Лариса
НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Скоро зима» в форме беседы о жизни диких животных зимой
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с окружающим.
Тема: «Скоро зима!»
Программное содержание: дать детям представление о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Материал: панорама осеннего леса. Игрушки: дикие животные (зайчик, ёжик, белка, сорока), маски животных (ежик, белка, массажные мячики по количеству детей, костюм мамы-зайчихи для взрослого, круг Луллия "Кто что ест?", мяч для игры "Кто какой?", музыкальная колонка, флешка с записью плача и стрекотом сороки. Ветка рябины с ягодами. муляж гнезда ежика, муляж гнезда белки, презентация "Дикие животные зимой" (лиса, волк, медведь).
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Скоро зима“ в форме беседы о жизни диких животных зимой» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Ход НОД.
Орг. момент
Воспитатель:
- Доброе утро, ребята! Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
- Здравствуйте! Мы поздоровались, а значит, пожелали друг другу доброго здоровья.
- Посмотрите, какой сегодня хороший, солнечный день.
Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
-Давайте подарим, друг другу наши красивые улыбки, повернемся друг к другу и улыбнемся.
-У всех хорошее настроение? (ответы детей). У меня тоже. Ой, ребята, а у кого -то оно совсем плохое (слышен плачь).
Воспитатель. Ребята, слышите, кто тихо плачет.
-Смотрите, это Зайчонок!
Зайчонок. Здравствуйте, ребята. Я заблудился и очень хочу вернуться домой к маме Зайчихе, а как найти дорогу домой не знаю, помогите, мне, пожалуйста.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Зайчику. Как вы думаете, где может жить Зайчик? (ответы детей). Конечно, он живет в лесу.
Воспитатель. Скажите, кто еще живет в лесу?
Дети: В лесу живут медведь, волк, лиса, заяц, белка, ежик.
Воспитатель. Как назвать этих животных, одним словом?
Дети: дикие.
Воспитатель. А почему их называют дикими?
Дети: потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду. Все правильно, молодцы!
Ребята, я предлагаю нам отправиться в лес и помочь зайчишке найти его дом. Согласны? (ответы детей)
-А чтобы попасть в лес, нужно произнести волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы считать.
Отправляемся мы в лес,
Где нас ждет полно чудес!
Осн. часть
Но вот мы и попали в лес.
Слайд 1 (лес) или картинка
Давайте вспомним правила поведения в лесу (дети называют, которые не знают, добавляет воспитатель) :
- Не ломать ветки деревьев и кустарников.
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не разорять муравейники.
- Не забирать из леса животных.
- Не рвать цветы.
- Не шуметь.
- Не разжигать костер.
- Не оставлять мусор.
Воспитатель. В лесу ещё есть несъедобные грибы, их нельзя есть, и портить не надо. Ими питаются животные.
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). Осень бывает ранняя, золотая и поздняя (картинки).
Сейчас у нас поздняя осень.
Что происходит с листьями осенью (стали оранжевыми, красными, коричневыми и опадают) .
Ребята, осень очень красивое время года, многие писатели пишут картины красивые, а поэты – стихи. Послушайте стихотворение, которое написал А. Твардовский
«Лес осенью». Слайд 2 или картинка
Меж редеющих верхушек
показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко- желтая листва.
Птиц неслышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучек,
И, хвостом мелькает белка.
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней-
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Вот как красиво пишет А. Твардовский об осени. Сейчас на деревьях листва почти опала, но на рябине остались ягоды (показать ветку рябины). Этими ягодками питаются животные. Они очень полезны. В них много витаминов.
Под ногами шелестят опавшие листья.
Воспитатель. Ой, кто же это шевелится в листве?
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно.
Дети: ежик! (Ребенок в маске ежика)
Зайчонок. Здравствуй, ежик, ты не видел мою маму-Зайчиху?
Ежик: Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу - червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.
Воспитатель: ребята, давайте поиграем с ежиком (массажные мячики).
Гладь мои ладошки еж.
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Воспитатель. До свидания, Ежик, мы не будем тебе мешать.
Дети прощаются с ежиком.
Воспитатель. Ребята, смотрите, кто это, там, среди веток? (белочка).
Рыжий маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле
Воспитатель. Кто это? (ответы детей)
Зайчонок: здравствуй, белочка, а ты не видела мою маму – Зайчиху?
Белочка: Не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима, и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.
Воспитатель: белочка, тебе зимой в лесу холодно?
Белочка: Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым, и из рыжего превратится в серый. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.
Зайчонок: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Мне нужно торопиться и найти маму. Прощай, белочка!
Воспитатель. Ребята, какие звери живут в лесу? (Лиса, волк, медведь) .
Зайка: Ой! Я боюсь волка. Он меня съест
Воспитатель. Не бойся, мы не дадим тебя в обиду, правда, ребята?
Пальчиковая игра «Зайчики».
Жил был зайчик (хлопают в ладоши)
Длинные ушки (показать ушки)
Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)
Носик на опушке (трем носик)
Отморозил хвостик (трем копчик)
И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим изображая руль)
Там тепло и тихо (разводят руки)
Волка нет (грозят пальцем)
И дают морковку на обед (гладят живот)
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру "Кто что ест?" (круг Луллия)
Зайчонок: А вон и мама моя! Мама!
Зайчиха: Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.
Зайчонок: Я заблудился, а ребята мне помогли. Я очень боялся встретить лису или волка.
Зайчиха: Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.
Воспитатель: Зайчиха, а вы готовитесь к зиме?
Зайчиха: Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так будем заметны на снегу.
Воспитатель: пока мы гуляли по лесу, немного замёрзли, поиграйте с нами.
Физкультминутка
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так!
Он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, топ, топ!
Надо лапочки погреть!
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и ускакал
Воспитатель. Ну, что ж, ребята, зайчику мы помогли и нам пора домой. Но кажется мы заблудились. Смотрите, вон, сорока сидит на дереве. давайте у нее спросим дорогу домой.
На ветвях дерева стрекочет сорока (игрушка). (звук - стрекот сороки)
Воспитатель: здравствуй, Сорока! Как нам выбраться из леса?
Сорока: не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к зимней спячке.
Воспитатель: дети, а вы знаете как медведь готовится к зиме (ответ детей)
Давайте, тихонько пройдем и присядем на пенечки (стульчики) и посмотрим как медведь зимует. Слайд 3 (презентация)
Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест, запасается пищей до весны, наращивает жир. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать. Да и лиса с волком тоже готовятся к зиме.
Воспитатель: ребята, Сорока спрашивает, вы знает, как зимуют волк и лиса? (ответы детей) Слайд 4
Сорока: «Эти животные не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов»
Воспитатель: Спасибо, сорока. Мы теперь знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, мы не будем мешать. Сорока, зимой, когда будет холодно, прилетай к нам в детский сад. Мы с ребятами сделаем кормушку и угостим тебя и твоих друзей.
Сорока: спасибо, ребята! Я обязательно к вам прилечу.
Дидактическое упражнение «Кто какой?»
Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение начатое воспитателем.
Злой, как… волк
Трусливый, как… заяц
Косолапый, как…. медведь
Хитрая, как… лиса
Зубастый, как…. волк
Прыгучая, как…. белка
Ну, что ж ребята, нам пора домой. Давайте произнесем волшебные слова:
1, 2, 3, 4, 5
Начинаем мы считать.
Нам пора уж в детский сад
Там игрушки ждут ребят.
Рефлексия
-Ребята, вам понравилось в лесу?
Дети. Да!
- Кого мы встретили в лесу? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, животные хорошо подготовились к зиме?
Дети: Да.
Воспитатель: Верно. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью. Медведь спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спит ежик в своей норке. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, волки, лисы, ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. А лиса норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Молодцы, теперь вы знаете, чем заняты звери осенью.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим обещанье:
Будем с лесом мы дружить,
Охранять его, любить!