Османова Ольга Сайгидовна
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Мышки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений о жизни мышек в природе.
Задачи: Познакомить детей с мышками (обитание, питание).Учить описывать внешний вид мышки. Упражнять детей в правильном и четком произношении звука П, звукоподражаний и слов с этим звуком. Развивать артикуляционный аппарат, мышление, память, речь. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Материал: Игрушки мышки, картинки с изображением мышки.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Мышки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мышь. Все о мышках для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Предварительная работа: Чтение художественной литературы - «Теремок», «Дюймовочка», «Глупый мышонок», «Курочка Ряба», рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, чтение стихов.
Ход занятия
Воспитатель- Ребята, отгадайте загадку:
Серые крошки,
боятся кошки.
Под полом живут,
Все туда несут:
Хлеб, сыр, сало и даже ватку
Деткам на кроватку.
Дети- Мышка. (Показ иллюстрации)
Воспитатель- Правильно, ребята, мы сегодня поговорим о мышке.
Мышка очень любит играть в разные игры. А вы, ребята, любите играть?
Дети- Да.
Артикуляционная гимнастика.
Представьте, что ваш язычок, это мышонок. Спрячьте его в норке-ротике. Вот наш мышонок-язычок чуть-чуть выглянул из норки. Смелее, мышонок, выглядывай! Посмотрел мышонок вверх, нет ли тучек на небе. Посмотрел вниз – нет ли луж на земле. И от радости забегал туда-сюда. А потом вокруг норки (вокруг губ). Ай да мышонок! А какие песенки он умеет петь! Был у мышонка игрушечный пистолет и стрелял он так:
«п-п-п» (произнесение изолированного звука).
Воспитатель- А как пищат мышки?
Дети- Пи-пи-пи!
Воспитатель- Где живут мышки?
Дети- В норке.
Воспитатель- Кого боится мышка?
Дети- Кошку.
Воспитатель- Да, ребята, сначала кошка с мышкой играет, а потом «ам» и съела. Послушайте стихотворение:
Поселилась в доме мышка,
Рада, бедная глупышка,
Что не будет голодна.
Но не знает ведь она,
Что в квартире этой, кот,
Уж который год живёт! (Бахрушина С.)
Воспитатель- Ребята в каких сказках встречается мышка?
Дети- «Курочка Ряба»; «Теремок»; «Глупый мышонок», «Том и Джерри», «Рукавичка», «Золушка»
Воспитатель- Молодцы, как много сказок вы знаете. Послушайте рассказ о мышках.
Рассказ о мышках.
Мыши - маленькие, изящные и весёлые зверьки. Существует несколько видов мышей: домовая, полевая, лесная. Все они держатся вблизи человека - в амбарах, погребах и конюшнях, но ни одна из них не связана исключительно с тем местом, от которого получила своё название. Лесная мышь часто селится и в лесу, и в поле.
Мышка быстро бегает, превосходно лазает и отлично прыгает. Мыши - грызуны, и потому главное «орудие их труда» - зубы. Они очень острые и крепкие. Такими зубами мышь может без труда прогрызть отверстие в дубовой доске. Если долгое время нет твёрдой пищи, зубы вырастают очень длинными и мешают нормально есть.
Домовые мыши, посаженные в клетку, через несколько дней становятся ручными. Мыши любят музыку: приятные звуки заставляют их забывать всякий страх и выходить из нор. Домовые мыши едят всё : хлеб, молоко, сыр,
сладости. При этом они выбирают самые хорошие и свежие продукты. Мышка очень любит сыр
И мороженное - пломбир.
Она с кухни тащит все,
В норку свою несет.
Так что, если потеряешь
Что-то вкусненькое ты,
То, малыш, не сомневаясь,
К мышке в гости загляни. (Анна Павлова).
У лесной мыши хвост длиннее, чем у домовой, и двухцветная окраска: спина и бока серовато-бурые, а грудь, брюхо и ноги совсем белые. Все эти породы мышей не только по внешнему виду, но и по образу жизни, по поведению мало отличаются друг от друга.
Поедая съестные припасы, домовые мыши не приносят особого вреда. Гораздо больше они вредят тем, что грызут и портят ценные предметы. В доме портят книги и картины.
Говорила мышка мышке :
До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть. (Маршак С).
Домовая мышь размножается очень быстро. Пять-шесть раз в год самка рождает от четырёх до восьми голых слепых детёнышей, так что за год одна мышь может дать потомство в 30-40 мышей. Лесные и полевые мыши плодятся так же быстро. Мыши очень заботливы к детёнышам. При опасности мать не покидает мышат и часто гибнет с ними.
Злейший враг мышей - кошка. На мышей охотятся хорьки, ласки, ежи, совы и другие хищные птицы.
В природе продолжительность жизни мыши обычно не превышает 1 года. В неволе, однако, они живут по 2-3 года. Рекорд продолжительности жизни лабораторной мыши составил почти 5 лет.
Особое место среди мышей занимает крошечная мышь- малютка. Длина её - всего б см. Её тоненький хвостик такой же длины. Хвост помогает малютке лазать по стеблям трав и хлебных злаков. Размеры её легче всего представить, сравнив с пшеничным колосом, из которого она выбирает зёрна. Колос почти в два раза больше мыши.
Этот маленький зверёк отличается подвижностью, живостью и весёлым нравом. Летом зверька можно видеть вместе с лесными и полевыми мышами на хлебных полях, зимой - в амбарах, куда она попадает вместе с зерном. Если мышь-малютка зимует в открытом поле, она проводит часть холодного времени в спячке, но никогда не впадает в полное оцепенение и часто просыпается. Поэтому она в своих норках делает значительные запасы пищи на зиму.
Своё гнездо малютка вьёт с большим мастерством, не уступая в искусстве лучшим пернатым строителям. Гнездо она строит по-разному, в зависимости от местности.
Домовые мыши являются разносчиками опасных болезней, например, холеры. Но там, где есть кошки, мышам места нет.
Воспитатель- Как много мы узнали о мышках. А теперь давайте опишем мышку. Что есть у мышки?
Дети- Туловище, нос, глаза, уши, хвост, лапки.
Пальчиковая гимнастика «Мышонок»
А мизинцы, как мышата
Тоже вздумали играть.
Что за ловкие ребята!
Как же можно их ругать! (Дети сцепляют мизинцы и тянут руки в разные стороны влево-вправо, меняя руки местами).
Наш мышонок хочет спать,
Ищет он себе кровать.
Ну и соня, что за соня,
Он улегся на ладони. (Дети растопыривают пальцы, а затем сгибают большой палец, прижимая его к ладони. Остальные пальцы соединяют и сгибают их, как бы «укрывая» одеялом).
Дидактическая игра «Спрячь мышку в домик»
Цель: развивать представления детей об основных цветах и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Игра состоит из четырёх карточек, посередине которых нарисована мышка в разных геометрических фигурах и фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник)
Ход игры: перед ребенком раскладываются карточки с изображением мышки в домике и геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Ребенок должен соотнести предложенные геометрические фигуры с формой "норки" каждого домика и положить их на соответствующий домик, тем самым «спрятать мышку».
Рефлексия. Что вы узнали нового о мышках? Какие виды мышей бывают? Домовая мышка кого боится?