Татьяна Жданова
НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами ОЭД «Космическое путешествие» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Татьяна Жданова
Тема: Космическое путешествие.
Цель: Расширение представлений старших дошкольников о космическом пространстве посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Способствовать расширению представлений детей о многообразии космоса, о планете Земля.
- способствовать формированию представлений о чередовании частей суток, времен года на планете Земля, солнечном затмении;
-Развивать навыки экспериментирования, способность целенаправленно исследовать, наблюдать, делать выводы
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами ОЭД „Космическое путешествие“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
-Развивать познавательную активность, интерес к экспериментированию, любознательность, коммуникативные способности;
-Развивать мыслительную деятельность, восприятие, воображение;
-Обогащать словарный запас словами (планета, орбита, фазы луны);
-Воспитывать активность, инициативность, умение работать в коллективе.
-Воспитывать любовь к своей планете, стремление изучать окружающий мир.
Материалы и оборудование: Презентация на тему «Космос. Земля», апельсин, деревянная палочка, фонарик, свеча, подсвечник, большой мяч, бусина, глобус, спички, наклейка человечек, игрушка Лунтик
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришел необычный гость!
Угадайте кто это!
Загадка:
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты –
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
Он пушистенький такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Очень добрый, знаем мы.
(Лунтик)
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно это Лунтик! Он родился в Космосе, а потом оказался на Земле.
Ребята, Лунтик сказал мне по секрету, что он очень скучает по Космосу, по своей родине и хотел бы побывать там.
Давайте поможем Лунтику осуществить его мечту, а за одно совершим увлекательное путешествие в Космос.
Слайд №1 «Лунтик»
На чем же мы туда полетим?
Ответы детей - на ракете, звездолете, космическом корабле
Садимся в звездолет и начинаем обратный отсчет все вместе: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 пуск!
Слайд №2 «Ракета»
Воспитатель: Ребята, мы вылетели в космос и можем увидеть нашу планету со стороны!
Слайд №3 «Земля»
Посмотрите какая она красивая!
-Какой она формы? На что похожа?
Ответы детей –круглая, похожа на шар, мяч
Воспитатель: правильно наша планета круглая
А какого цвета больше всего на земле? Почему?
Голубого, потому что на Земле много воды много воды
Воспитатель: Мы должны любить и беречь нашу родную планету!
- Как мы можем это сделать?
Ответы детей: защищать животных и птиц, не мусорить, экономить воду…и др.
Воспитатель: Правильно, а теперь летим дальше!
Слайд №4 «Земная ось»
Ребята, наша Земля вертится вокруг своей оси. Один оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа, то есть одни сутки.
Чтобы это проверить, я предлагаю вам пройти в нашу космическую лабораторию и провести эксперимент.
Эксперимент №1 «Апельсиновая планета»
Цель:
- объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, апельсин, палочка, наклейка человечек
1. Берем апельсин, он будет исполнять роль нашей планеты. Приклеим на кожице апельсина человечка. Он будет условно обозначать место, где находится ребенок.
2. Выключаем свет и зажигаем фонарик – наше «Солнце».
3. Протыкаем длинной палочкой апельсин, стараясь не повредить дольки. Палочка – это воображаемая земная ось.
4. Посветим фонарем на апельсин. Свет фонаря освещает только одну половинку фрукта? Так и Солнце освещает одно полушарие. Можно слегка наклонить палочку – земная ось ведь тоже наклонена. На нарисованного человечка падает свет. А там, где темно, ночь.
5. А теперь поворачиваем палочку с апельсином, чтобы другая половина осветилась пламенем. Так и Земля поворачивается вокруг своей оси, и день сменяется ночью. А теперь пусть дети, если захотят, повторят опыт с начала до конца самостоятельно.
Вывод: Земля постоянно вертится вокруг своей оси (как мы поворачивали наш апельсин). Поэтому на планету либо падает солнечный свет, либо нет. апельсин поворачивался вокруг своей «оси», и свет от фонарика на него падал избирательно: сначала была освещена одна половинка, потом другая.
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что бы было, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси?
Как вы думаете, что бы произошло? Что бы стало с живыми существами? С природой?
Ответы детей.
Вывод: Если вдруг она остановилась бы, то жизнь на ней прекратилась бы: в одном полушарии станет невыносимо жарко, а в другом все заледенеет, поскольку Солнце останется только с одной стороны. В природе заложена спасительная закономерность – суточный 24-часовой цикл вращения вокруг своей оси. Ночью планета успевает немного остыть, а днем прогревается. Поэтому животные, растения и люди могут спокойно жить и радоваться.
Воспитатель: Молодцы ребята! Нам пора лететь дальше! Лунтик, говорит, что впереди нас ждет еще много интересного!
Слайд №5 «Солнце и Земля»
Давайте отлетим немного подальше в космос! Мы видим, что Земля Вращается не только вокруг своей оси, но и еще и вокруг Солнца!
Ребята, а что такое солнце? Кто знает? На что оно похоже
Ответы детей: похоже на шар, это большой жёлтый шар.
Да ребята, Солнце это большой раскаленный шар- звезда.
Эксперимент №2 «Солнце и Земля».
Цель:
Объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли
Оборудование: большой мяч и бусина.
Размеры Солнца по сравнению с другими звёздами невелики, есть космические тела в много раз больше Солнца. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров
Воспитатель: Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.
Вывод: Солнце гораздо больше Земли
Эксперимент№3 «Лето и зима».
Цель:
- объяснить детям, почему бывает зима и лето.
Оборудование: свеча, глобус.
Теперь будем двигать глобус вокруг «солнца» и наблюдать, что произойдет с освещением. Из-за того, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима.
Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми определить, какое время года будет в этой точке.
Вывод: Земля делает круг вокруг Солнца за 1 год. Происходит смена времен года.
Слайд №6 «Космос»
Ребята, Лунтик предлагает нам выйти в открытый космос и посмотреть, что там происходит! Надеваем скафандры!
Динамическая пауза: Звучит космическая музыка, дети медленно двигаются по группе.
Воспитатель: Что снами происходит, почему мы так двигаемся?
Ответ детей: потому что мы в невесомости
Воспитатель: А как вы думаете, что такое невесомость?
Ответ: это когда мы летаем, мы очень легкие
Воспитатель: Правильно! В открытом космосе у предметов нет веса! Мы стали легче пушинки!
Ребята, давайте сядем в наш звездолет и отправимся дальше!
Слайд №7 «Луна- спутник земли»
Ребята посмотрите-мы приближаемся к Земле! Возле нее мы видим какой –то космический объект!
Что это? Как вы думаете? Отгадайте загадку
То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.
Ответ: луна
Слайд №8 «Фазы луны»
Да, это Луна, родина нашего друга Лунтика! Луна движется вокруг Земли. Это спутник земли. Земля, вращаясь вокруг Солнца, иногда затеняет Луну, поэтому мы видим ее по- разному.
Слайд №9 «Солнечное затмение»
Воспитатель: Посмотрите на экран. Мы видим очень редкое явление в природе! Вы догадываетесь что это?
Ответ: это солнечное затмение
Воспитатель: Как вы думаете, почему так происходит?
Ответ: Луна закрывает Солнце
Что бы понять, как это происходит, давайте пройдем в космическую лабораторию.
Эксперимент №5 «Затмение солнца».
Цель:
- объяснить детям, почему бывает затмение солнца.
Оборудование: фонарик, глобус, апельсин
Возьмем апельсин (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот - раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать апельсин напротив источника света. На глобус падает тень от апельсина, в этом месте земли будет солнечное затмение.
Вывод: если Луна закроет Солнце, то на Земле будет солнечное затмение
Слайд № 10 «Лунтик на родине»
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу!
-Что вам больше всего понравилось?
-Что вам запомнилось?
-Мы много узнали сегодня про Космос! Вы захотели стать космонавтами?
-Лунтик очень благодарен вам, что вы помогли ему побывать на родине!
-До новых встреч!