Дорогина Ирина
НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Задачи:
• Формировать представления о свойствах магнита;
• Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
• Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
• Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Планируемые результаты:
Проявляет любознательность, активно участвует в экспериментальной деятельности, способен устанавливать причинно – следственные связи, стремится к
самостоятельному познанию и размышлению, умеет конструировать игрушки своими руками.
Материалы и оборудование:
• Конверт с письмом;
• Варежка, с вшитым внутрь магнитом;
• Стакан с водой, скрепка с ниткой;
• Компасы;
• Сюрпризная коробка, в ней: пластмассовая ложка, резиновый шарик, деревянная пирамидка, стеклянная баночка, железная ложка, гайка, гвоздь;
• Картинки для составления схемы «Умный магнит»;
• Удочки по количеству детей;
• Для конструирования: две половинки рыбок, металлическая скрепка, клей – карандаш;
• Листы бумаги формата А-4;
Методы и приемы активизации познавательной деятельности :
• Проблемное общение;
• Экспериментирование;
• Метод алгоритма;
• Интригующее начало;
• Изготовление игры.
Содержание организованной образовательной деятельности 1. Организационный момент, эмоциональный настрой.
Проблемная ситуация:
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны?
-К нам из волшебной сказочной страны пришло письмо от сказочных героев. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой. (Беру письмо).
- Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите, что такое магнит? (ответы детей)
Воспитатель: Такие предметы называются магнетическими. Предметы, из каких материалов магнит не притягивает? (ответы детей)
Воспитатель: это не магнетические предметы. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.
Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки. Согласны? (ответы детей)
Проходим за столы.
Воспитатель: Результаты занесите в лист наблюдений, проведите стрелки красным цветом от магнита к тем предметам, которые он притягивает.
2. Экспериментальная деятельность детей
Воспитатель: Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем магнит, железную пластину в конверте).
- Пора узнать содержимое письма. Просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»
(Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде
(в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем).
Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде. Пошлем Иванушке посылку с магнитом.
А выводы не забудем занести в лист наблюдений.
3. Физкультминутка:
Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево - вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять. Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
4. Воспитатель: Снова заглянем в письмо, а следующая просьба от Василисы Премудрой
«Маленькие мои друзья, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающий металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень. Очень интересует ее вопрос как он появился и для чего нужен?» Беседа об использовании магнита человеком
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.
Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.
Воспитатель: Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит?
У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т. д.) Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
- Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
- Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки? (ответы детей) Воспитатель: Вот сколько полезных свойств у магнита. Ну что, вы запомнили, откуда появился магнит? Значит, отправим наш ответ Василисе Премудрой по адресу
«Дремучий лес, в Избушку на курьих ножках».
Воспитатель: Посмотрим, что же написано дальше в письме.
«Здравствуйте, ребята, я заблудилась. Отправила меня мама к бабушке отнести ей пирожки и горшочек с маслом, велела никуда не сворачивать, а идти только на юг, но я сбилась с пути. Помогите мне, пожалуйста, найти направление на юг и добраться до бабушки?»
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, чем мы можем помочь Красной Шапочке? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, молодцы, ей поможет компас. Для чего его изобрели люди?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно. А давайте мы не только поможем Красной Шапочке найти дорогу, но и сами узнаем о том, как устроен компас.
5. Экспериментирование с компасом
Воспитатель: Самая важная часть компаса, это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета: синяя стрелка показывает на север, а красная - на юг.
Воспитатель: Отправим компас Красной Шапочке?
Дети: Да, обязательно надо отправить.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Помогли всем сказочным героям.
6. Динамическая пауза под музыку - «Красная Шапочка».
7. Конструирование игры «Рыболов»
Воспитатель: А ведь мы с вами своими умелыми ручками можем самостоятельно для себя изготовить игру-забаву с применением магнита. И порадовать себя, своих друзей или младших братишек и сестренок. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их сможем использовать для изготовления игры, и какое название придумать?
Конструирование (дети высказывают свои версии, закрепляем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры: с помощью клея – карандаша склеивают две половинки рыбок, между ними металлическая скрепка)
8. Рефлексия
Воспитатель: Кто закончил работу, может поместить их на морское дно (в обруч) и половить удочкой (вместо крючка магнит).
Давайте полюбуемся на наших рыбок. Какие они? (Яркие, красивые). Почему они у нас такими получились?
Потому, что вы договорились между собой, распределили обязанности, работали аккуратно и дружно.
- Я приглашаю вас встать в круг. Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая. И, скажу, вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья, Добрые руки погладят собаку. Умные руки умеют творить.
Чуткие руки умеют дружить.
Воспитатель: Ощутите тепло рук ваших друзей. Пусть наши рыбки будут такими же дружными как мы.
Вам понравилось проводить опыты с магнитом? А что особенно понравилось?
Что показалось самым сложным?