Ульянова Татьяна Васильевна
НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с камнями»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с камнями
Образовательная область: социализация, познание, коммуникация.
Цель и задачи
1. Закрепить знания детей о разнообразии мира камней
2. Расширить знания о разнообразии камней;
3. Познакомить детей со свойствами и особенностями камней, использованием их человеком;
4. Совершенствовать умение детей в составлении описательных рассказов;
5. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение;
6. Способствовать развитию умения обследовать предметы;
Публикация «НОД по опытно-экспериментальной деятельности „Знакомство с камнями“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
7. Воспитывать уважительное и бережное отношение к неживой природе, эстетические чувства, желание помочь кому-либо в трудную минуту.
Материалы
Сундучок ощущений, набор камней, схемы для описания камня, материал для исследовательской работы (таз с водой).
Ход занятия
Этап 1. Организационный
Приветствие «Игра делай как я»
«Давайте начнём наше занятие вот с чего. Пусть каждый из вас назовёт себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову своё имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то ещё, но так, чтобы все сидящие в круге смогли повторить ваши действия. Итак, я называю своё имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной. Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня» и т. д.
Этап 2. Мотивационный
1. «Сундучок ощущений»
На столе лежит коробка, внутри которой лежит один большой камень. Рядом с коробкой конверт с названием группы.
- Ребята, как вы думаете от кого это письмо и посылка? Это письмо прислали нам гномы, т. к. на конверте их изображение. Давайте прочитаем, что пишут нам гномы. (читает). «За глубокими морями, за тёмными лесами стоит одинокая гора. В этой горе в бескрайних пещерах живут гномы. День и ночь добывают они золото и драгоценные камни. День и ночь стучат их молотки. А царствует над нами злой жадный Горный король. Он очень рассердился, увидев наш дом ярким, нарядным, весёлым. Помогите нам сделать эскиз пещеры короля. А чтобы это сделать, вам надо провести опыты. Отгадайте, что лежит внутри коробки?
В серёжках у мамы огнём он горит,
В пыли на дороге, ненужным лежит,
Меняет он фору, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадает?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
- Правильно ли мы отгадали загадку, давайте проверим. Что это? (Открывает шкатулку, в ней разные камни).
- Ребята мы сегодня с вами побудем немножко учёными. Мы будем делать опыты с камнями, но для начало поиграем в игру.
2. Игра «Горный король»
Дети под музыку, выкладывают вилкой солнышко из камней.
Этап 3. Практический
3. Опыт №1 «Форма и цвет камней»
- Вам нужно повнимательней рассмотреть камни и определить их цвет.
- Покажите мне, пожалуйста у кого есть белый камень, у кого коричневый, у кого серый и т. д.
- Какой же цвет у камней может быть? (разноцветные).
- Какой следует вывод? (камни по цвету бывают разноцветные).
- А сейчас давайте посмотрим на форму камней, что мы можем сказать. Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.
- Какая же форма у камней? (разная)
- Какой следует вывод? (камни имею разную форму).
4. Опыт № 2 Определение размера
- Все камни одинакового размера? – Нет.
- Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький,
- Какие бывают камни?
Вывод: камни бывают разных размеров.
5. Опыт № 3 Определение характера поверхности
- Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? (разная)
- Покажите гладкие камушки
- Теперь покажите шершавые камни
- Какими бывают камни?
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
6. Опыт № 5 Определение веса
- Какой камень самый тяжёлый?
- Какой камень и самый лёгкий?
- Какими бывают камни по весу?
Вывод: камни по весу бывают разные: лёгкие, тяжёлые.
7. Опыт №6 Плавучесть
- Как вы думаете, камень будет плавать на воде или утонет? (утонет)
- Почему? (он тяжёлый)
- Даже самый маленький (да)
- Возьмите каждый свой камень и по очереди опускайте его в ёмкость с водой.
Вывод: все камни тонут и маленькие и большие
- Обратите внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
8. Физминутка «Гора и камешки»
Стоит гора старушка, до небес макушка, (поднимаются на носки)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора страдает, камешки теряет, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь катятся, катятся камешки прочь (дети разбегаются и присаживаются на корточки).
Этап 4. Рефлексивный