котелевская
Итоговая НОД по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «Колдовство Карабаса-Барабаса»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению детей грамоте (итоговое)
В подготовительной к школе группе
На тему: «Колдовство Карабаса-Барабаса».
Программное содержание :
Речевое развитие:
Публикация «Итоговая НОД по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе „Колдовство Карабаса-Барабаса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
-Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Определять ударные и безударные гласные.
- Закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов, место ударения в слове, открытый и закрытый слоги.
- Развивать фонематический слух,способность рассказывать скороговорки в быстром темпе.
- Закрепить понятия: звук, слово, предложение; уметь составлять предложения и делить его на слова, называя их по порядку.
- Развивать связную речь, строить и составлять грамотно предложения, отвечать на вопросы воспитателя полным распространенным предложением.
Художественно-эстетическое развитие:
- Воспитывать умение выразительно рассказывать стихотворения наизусть о гласных и согласных звуках.
Познавательное развитие:
- развивать логическое мышление, воображение, память.
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику, мелкую мускулатуру руки при письме, производить действия совместно со словами текста в стихотворной форме.
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать мотивационную готовность ребенка к школе. Учить соблюдать правила поведения на занятии.
Методические приемы:
- метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, скороговорки, загадка).
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки).
- технологии управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем).
- здоровьесберегающие технологии (формирование правильного речевого дыхания, физминутка, пальчиковая игра).
- создание ситуации занимательности, познавательной игры.
- методы контроля и самоконтроля.
Материал:
Демонстрационный: указка, схема - книга, воздушный шарик, изображение 10 сказочных героев, письмо, набор игрушек в чудесном мешочке: кукла, барабан, матрешка, мяч и другие.
Раздаточный: Пеналы с фишками, карточки с пятью кармашками, звуковые линейки, «звуковые» схемы, карандаши, рабочие тетради, счетные палочки и кружочек для составления схемы предложения.
Ход НОД
- Ребята, сегодня утром в наше окно залетел шар. Посмотрите, что то там внутри есть? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
- Давайте откроем конверт и посмотрим. (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежат портрет Буратино и письмо).
"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. Но и хочу обратиться к вам за помощью. Карабас-Барабас заколдовал героев из сказок и мультфильмов. Помогите их расколдовать, выполнив некоторые задания из Страны грамматики. Я знаю, что только вы мне поможете. С Уважением, Буратино».
-Поможем, ребята! (Да)
1 задание «Вопросы по граматике»
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений)
-Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов)
-Из чего состоят слова? (слова состоят из звуков)
-Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные)
2 задание «Стихотворения о гласных и согласных звуках»
Воспитатель открывает картинку с героем.
Задание 2 «Расскажите стихотворения о согласных и гласных звуках»
Гласные звуки
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
-Какими бывают гласные звуки в слове? (гласные звуки в словах бывают ударными и безударными)
Согласные звуки
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.
- На какие два вида делятся согласные? (на твердые и мягкие, парные и непарные, глухие и звонкие)
Воспитатель открывает картинку с героем.
3 задание «Скажи наоборот»
Воспитатель задает согласный мягкий, а дети называют согласный твердый и наоборот.
Воспитатель открывает картинку с героем.
4 задание «Назови пару»
Дети называют пару того звука, который назвал воспитатель (б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к)
Воспитатель открывает картинку с героем.
5 задание «Подели слова на слоги»
Воспитатель достает игрушки из чудесного мешочка. Дети делят слова, использую тыльную сторону ладони или хлопки. ( игрушки: мяч, матрешка, барабан, кукла и другие)
Воспитатель открывает картинку с героем.
6 задание «Составь из звуков слог»
-«Садим» на одну ладонь согласный звук, на вторую ладонь гласный звук и соединяя, читаем.
Воспитатель открывает картинку с героем.
Физминутка «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнём мы ножки.
Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнём левую ножку,
Раз, два, три.
Ногу высоко подняли (Подняли ногу вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе сели. (Сели.)
7 задание «Расскажи скороговорку в быстром темпе»
1. Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
2. Собирала Маргарита маргаритки на горе, Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
3. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок.
4. Над Жорой жук, кружа, жужжит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем нестрашно жук жужжит.
5. Лиза купила Зине корзину в магазине.
6. Коля колья колет, Поля поле полет.
Воспитатель открывает картинку с героем.
Задание 8 «Произведите звуковой анализ слова»
Загадка «Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Нужно грамоте учиться» (книга).
Звуковой анализ слова самостоятельно за столами, один ребенок у доски.
- Сколько звуков в слове «Книга». Какой первый звук? Второй? Третий?
- Из каких звуков состоит первый слог? (Звуки «к», «н», «и»).
- Из каких звуков состоит второй слог? (Звуки «г», «а»)
- На какой слог падает ударение (на первый слог).
- Эти слоги открытые или закрытые, объясните почему? (и первый и второй слог открытые, так как на конце слога гласный звук)
Воспитатель открывает картинку с героем.
Задание 9
«Составление предложения детьми из 2-х слов, 3-х слов, 4-х слов со словом «Книга»
- Сколько слов в предложении? (3 слова, 4 слова).
- Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют).
- Что ставиться в конце предложения? (В конце предложения ставиться точка)
- С какой буквы пишется начало предложения? (Начало предложения пишется с большой буквы).
- А теперь составим схему нашего предложения.
Воспитатель открывает картинку с героем.
Пальчиковая игра «Гости»
К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна (большой и средний)
Рад Серёжа (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Задание 10 «Работа в тетрадях – выполни задание»
Дети выполняют небольшое задание в рабочих тетрадях.
Воспитатель открывает картинку с героем.
- Вот какие мы с вами молодцы. Расколдовали наших сказочных героев. За это нас Буратино очень благодарит и дарит нам вот что. Что это? (Алфавит)
- А что такое Алфавит? (место, где живут буквы)
- А чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки мы произносим и слышим)
Подведение итогов. Рефлексия
Что понравилось на занятии? Что было сложное? (ответы детей).