лиана купчакова
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Волшебная Юрта»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Знакомство с ногайскими обычаями и традициями. «Волшебная юрта»
Цель:
Приобщение детей к истокам культуры КЧР ; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством ногайского народа, приобщение традициям и обычаям; уточнение представления детей о разных формах фольклора (загадки, народная игра); развитие психологических процессов: внимание, память, мышление; обогащение словарного запаса существительными: орнамент, юрта, казан; создание благоприятной среды для детского творчества.
Интегрированные образовательные области:
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию „Волшебная Юрта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Юрта - жилище бурят
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
«Познавательное развитие» : расширять представления детей о ногайских традициях.
«Речевое развитие» : обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари развивать умение поддерживать беседу.
«Социально-коммуникативное развитие» : расширять представления детей о ногайских традициях и обычаях; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.
«Художественно-эстетическое развитие» : продолжить знакомство с элементами ногайской росписи (орнамент, музыкальным фольклором.
«Физическое развитие» : обогащать представление о народных играх.
Предварительная работа:
разучивание песни, поговорок; знакомство с ногайским прикладным искусством; разучивание фольклорных игр, песен; путешествие в пространстве «Волшебная Юрта».
Ход занятия
Вход под музыку на экране проекция слайды (горы, табун, эдельвейс, пейзажи Домбая, Архыза мелодия национальная)
-Здравствуйте ребята!
- Меня зовут Асият Аджимурзаевна, сегодня я с вами проведу занятие. И очень надеюсь, что оно пройдет интересно и познавательно для вас.
-А вы заметили, что мы с вами не одни, давайте поздороваемся с нашими гостями.
-Ребятки, я думаю что вы все услышали прекрасную музыку под которую вы вошли. Может кто-нибудь из вас догадался какого она жанра: классическая, современная, национальная.
Дети: национальная
Музыкальный руководитель: А, кто мне скажет как называется наша страна?
-А, наша малая Родина? (КЧР)
Наша республика многонациональная в дружбе и согласии проживают (перечисляют русские, карачаевцы, черкесы, ногайцы, абазины показ макета национальностей)
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами познакомимся поближе с культурой ногайского народа. И для этого мы с вами переместится на машине времени в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.
(сели в машину времени, грохот, выключается свет, включается светомузыка)
Музыкальный руководитель: Ну как ребятки, вы не испугались? Вот мы с вами телепортировались, все дружно выходим.
Выходим попадаем в степи, стоят парень и девушка в национальной одежде (слай на экране юрта, степи)
Музыкальный руководитель: Ребятки, посмотрите здесь стоят мужчина и женщина видимо они замерли во времени, пока наш портал работает. Обратите внимание на эти красочные костюмы. У каждого из них своя отри бутика.
(Описание мужского костюма)
Мужская одежда ногайца включала в себя нательную рубаху (ишки коьйлек, которая заправлялась в штаны с широким шагом, иногда носилась и навыпуск. Из более грубой и плотной ткани шили верхнюю рубаху (Каптал) Разнообразны были головные уборы изготовленная из овчины (элтир боьрк, корпе боьрк).
(Описание женского костюма)
Музыкальный руководитель: Ребята, обратите внимание на этот ногайский сундучок по - ногайский сандык, в нем они хранили нарядную одежду. (открываем сундук головные уборы) Хотите примерить эти шапки? (звучит ногайская мелодия)
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какой у меня красивый платок. (достает из сундука казбалы) Я вам предлагаю поиграть старинную ногайскую, детскую игру «Подними платок» («Коьтер явлык»)
Музыкальный руководитель: Ребятки, обратите внимание, перед вами жилище ногайцев. Ногайцы кочевой из одного места в другое, потому что основным занятием было скотоводство. Они пасли скот в хороших пастбищах. Поэтому они не строили дома, как сейчас строят. Они жили в юртах-терме. Вот в таких юртах (показывает). Украшали свою юрту красивыми орнаментами. Вот такими (показывает). Орнаменты состояли из разных элементов. Например, вот этот орнамент назывался «бараний рог»
Музыкальный руководитель: Ногайцы очень гостеприимный народ. Давайте пройдем в юрту.
Музыкальный руководитель: Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая - мужская. В женской половине находилась посуда, одежда, сундук, люлька, вещи, которые нужны женщине. А в мужской половине - орудия труда, охоты. Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали?
Дети: Потому что в женской половине находится –посуда, одежда, сундук, люлька.
Музыкальный руководитель: Что вы еще заметили в юрте?-(огонь-тандыр). Зачем нужен огонь?
Дети: огонь нужен чтобы приготовить обед, обогреть жилище.
Музыкальный руководитель: Огонь, дети, у ногайского народа особо почитался, он являлся оберегом семьи и дома. (загадка)
А кто из вас знает что это? (Казан) все вместе произнесем.
К низу узок, вверх широк
Не кострюля ….(чугунок)
Выходим из юрты Физминутка
Юрта, юрта -круглый дом, (сделать круг с детьми)
Побывайте в доме том.
Трудятся отец и мать,
Что мне делать? Отдыхать.
Быть без дела не люблю,
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей.
Музыкальный руководитель: Ногайцы из давнее славились своими мастерами (показ на столе разной нац. утвари)
Столик - (Сыпыра описание)
Посуда (описание) везде присут. орн
Муз. ног. инс. (описание)
Это домбра древний ногайский инструмент, который дошел и до сегодняшних наших дней. Я предлагаю Вам посмотреть легенду о Домбре.
(Видеоролик о домбре)
Вечерами после трудового дня собиралась семья пили кумыс и слушали песни акынов
(слушание песни Домбра А. А. Султанбекова)
Плач ребенка
Ой, а вы слышите плачет малыш. Давайте ему поможем.
У ногайцев есть очень старинный обряд «Укладывание реб. в люльку»
Под колыбельную ногайскую и баюкаем реб.
Закрепление
А теперь пока время не истекло и не закрылся наш портал мы должны потихонечку вернутся и полететь в 21 век в 2019 год в родной садик.
Садимся в машину времени (свет не выкл. грохот и т. д стоит коробочка с письмом и заданием)
Задание (но для этого надо вспомнить все то что мы с вами сег. видели)
Муз. рук.
Понравилось ли Вам путешествие?
Кто запомнил как называется жилище ногайцев?
С какими муз. инст. мы с вами познакомились?
В какую мы игру с вами поиграли?
Собрать юрту с детьми?
При выполнении задания портал открывается и возвращ. обратно в сад
Муз. рук.
У каждого народа есть свои традиции,обычаи, надо ребятки с уважением относится к
Песня «Дружба народов»
Спасибо, Вам за сегодняшнее занятие. Я приготовила для Вас угощение это нац. Ног. «Коьз боьрк» его всегда преподносят почетным гостям!
Под музыку уходят в группу