Тайнова Ольга
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Какие народы живут в России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение знаний детей о Родине.
Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
Словарная работа: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, калфак, куйлак, чапан, малица, ягушка, чак-чак, строганина.
Публикация «Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию „Какие народы живут в России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Оборудование: Карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, мольберт, предметы национальных промыслов народов России, аудиозапись песни о Родине.
Предварительная работа: чтение сказок народов России, знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов, прослушивание песен разных народов, разгадывание загадок. Прослушивание песен разных народов. Мини-концерт с родителями где были представлены национальности группы: татары, русские, узбеки, ханты.
Ход НОД: Звучит в аудиозаписи песня о Родине.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
Воспитатель : Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
(читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
Воспитатель : Ребята, а как называется наша страна?
Дети: Россия
Рассматривание карты России.
Воспитатель : Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна многонациональна, сильна дружбой разных народов. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?
Дети: это праздники, игры
Воспитатель : Правильно, это народные праздники, свадебные традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
Воспитатель : Ребята, на прошлой неделе в нашей группе прошел «Фестиваль национальных культур» Давайте вспомним, люди каких национальностей приходили к нам в гости.
Дети: Русские, татары, узбеки, ханты
Воспитатель : Какие русские народные праздники вы знаете?
Дети: Масленица, Рождество, Пасха
Воспитатель : А у татарского народа есть праздник посвященный окончанию посевных работ. Как он называется?
Дети: Сабантуй
Воспитатель : А у хантов самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник?
Дети: Посвящён медведю.
Воспитатель : А чем славится узбекский народ?
Дети: Гостепреимством, чаепитием (чайхана) восточными базарами.
Воспитатель : У каждого народа свои народные традиции, сказки и игры. И сейчас мы поиграем в татарскую национальную игру «Продаем горшки»
Физминутка: Звучит татарская музыка, дети играют в игру.
Воспитатель : У каждого народа свои песни, сказки, игры, национальные костюмы.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
Воспитатель : Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?
Дети: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.
Воспитатель : Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?
Дети: На голове у мужчины тюбетейка, у женщины калфак. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает растительный орнамент.
Воспитатель : А вот национальная одежда узбеков. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха - куйлак, Другой принадлежностью мужского костюма были штаны -иштон. Дополнял мужской костюм халат - чапан. Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. Еще один элемент мужского костюма - головной убор тюбетейка - дуппи. Традиционная одежда женщин живущих в Узбекистане - это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть.
Воспитатель : Вы уже знаете где мы с вами живем?
Дети: ХМАО-ЮГРА
Воспитатель : А какие коренные жители населяют наш округ?
Дети: ханты и манси
Воспитатель : Ребята, а как называется мужская верхняя одежда?
Дети: Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур.
Воспитатель : А женская?
Дети: Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур
Воспитатель : Ребята, а чем расшита одежда хант?
Дети: орнаментом, узором.
Воспитатель : У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России.
Ребёнок читает стихотворение.
В день солнечный июльский –
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык наш русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Воспитатель : Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Какие русские народные промыслы вы знаете?
Дети:Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда
Воспитатель : Другие народы России тоже занимаются народными промыслами : резьбой по кости, шитьём одежды из меха, бисером, делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы.
Рассматривание изделий народных промыслов
Воспитатель : У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?
Дети: блины
Воспитатель : У хантов и манси блюдо из замороженной рыбы или оленины.
Дети: страганина
Воспитатель : Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. А любимое блюдо узбеков –это плов.
Воспитатель : Что сегодня вы узнали на занятии?
Дети: что в нашей стране – России живут люди разных национальностей.
Воспитатель : Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!