Карлова Надежда Викторовна
Конспект НОД «Путешествие в страну математики» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по математике в старшей группе.
«Путешествие в страну математики».
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Используемые технологии: ИКТ, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРИЗ.
Программное содержание:
Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формирование умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну математики“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
- закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.
- закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между, в); развивать ловкость, быстроту реакции.
- закрепить обратный счет в пределах 10;
- умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
- уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве;
- закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
- упражнять в порядковом счете.
-развивать логическое мышление, внимание, память.
Речевое развитие:
- Развивать речевую активность детей.
- Активизировать словарный запас.
Социально-комуникативное развитие:
- Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
- Способствовать развитию саморегуляции поведения, умению выполнять задания согласно инструкции, четко следовать правилам.
- Воспитывать умения обдумывать и планировать свои действия.
Материалы и оборудование :
• воздушный шар,
• конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника,
• корзина с кубиками (на каждом кубике цифры от 1 до 5,
• шкатулка с призами,
• кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;
• палочки Кюизенера,
• блоки Дьенеша;
• слово «ПОБЕДА» на ключах.
• Дидактическая игра «Живая неделя»
• мяч
Предварительная работа:
- игры с блоками Дьенеша,
- игры с палочками Кюизенера,
- игры на ориентировку в пространстве.
Планируемые результаты:
- владеет порядковым счетом в пределах 10;
- воспринимает задание на слух, считает в уме, развивает сообразительность и быстроту реакции.
- различает геометрические фигуры по форме, цвету, размеру;
- знает названия дней недели, их последовательность.
- умеет ориентироваться в пространстве.
Ход НОД:
Группа разделена на зоны : столы. На каждом столе цифры от 1 до 5, и задания:
1. пустой – на нём дети будут собирать картинку.
2. Блоки Дьенеша на подносе, четыре прозрачные коробки, карточки – обозначения свойств блоков Дьенеша.
3. Палочки Кюизенера (индивидуально на каждого).
4. Д/ И: «Живая неделя» - части лежат хаотично, цветной стороной вниз.
5. Резиновый мяч.
Дети играют в группе. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».
Воспитатель: Ребята, вы так замечательно играете, а посмотрите вокруг, ничего не обычного не заметили? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры. Что же нам с этим делать?
Дети: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили.
(открываю конверт - в нем разрезная картинка и видиописьмо).
Воспитатель: Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это видиописьмо пришло к нам.
Дети: Собрать картинку. (Дети собирают картинку).
Воспитатель: Все ясно! Это видиописьмо написал нам Профессор-математик! (Слайд 1).
На экране появляется Профессор – Математик.
Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное! (Слайд 2)
Воспитатель читает видео письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились за этот год. И я хотел бы вас поздравить с вашими успехами. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. За которое вы получите ключи, которыми сможете открыть сундук с сокровищами. Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными.
Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями вместе. Вы готовы к путешествию? (ответы детей). Тогда удачи!
Даю вам подсказку:
«Кубики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка».
(Дети находят корзину с кубами у окна. На каждом кубике цифры, и соответствующие цифры, заранее расположены по всей группе. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.
Воспитатель: Ну что, ребята, прежде, чем начать наше путешествие давайте выложим кубики из корзины и разложим их по порядку. (Дети достают кубики из корзины и раскладывают их по порядку). Давайте их посчитаем. Ребята, как называется первая цифра на кубике? Правильно, эта цифра – 1. Нам цифра подсказывает, что нужно найти конверт с цифрой «1» здесь наше первое испытание. Дети ищут конверт (Воспитатель открывает конверт).
Воспитатель: Профессор – математик предлагает вам поиграть в математическую разминку».
Математическая разминка.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход:
1. Сколько ушей у двух собак? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух котов? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10?
(После выполнения задания дети получают первый ключ).
Воспитатель: Молодцы! Мы добыли с вами уже один ключ, вперед за следующим! Чтобы его не потерять давайте прикрепим его на доску. Наше путешествие продолжается.
Воспитатель: Какая у нас следующая цифра назови ее?
Дети: Два. (Показывают кубик с числом «2» и находят соответствующую цифру и конверт).
Воспитатель: И теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур. (Слайд 3). Вот какой красивый замок у Профессора – Математики. Какие геометрические фигуры вы видите, назовите? (Слайд 4).
Дети: Прямоугольники, квадраты, круги, треугольники, ромб, трапеция, многоугольники.
Воспитатель: А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат наши геометрические фигуры (на столе стоят четыре коробки (контейнера) и разные геометрические фигуры (блоки Дьенеша).
Воспитатель: Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить фигуры?
Дети: По форме, по цвету, по размеру и по толщине. Я предлагаю разделиться на подгруппы и разложить эти фигуры по группам. (Дети за столом составляют группы).
Воспитатель: Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны.
Воспитатель: Чтобы получить ключ, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»
Дидактическая игра: «Да-нет-ка»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:
- она желтая (синяя, красная)
- у нее есть углы (Да)
- у нее 3 угла (4 угла)
- она маленькая (Нет)
- она толстая. (Да (На экране появляется угаданная фигура).(Слайд 5)
Воспитатель:Еще одну загадку попробуйте отгадать.
- она синяя (красная, желтая)
- у нее есть углы (Нет)
- это круг (Да)
- он маленький (Нет)
- он толстая. (Да) (Слайд 6).
Воспитатель: Молодцы ребята еще один ключ заработали. Загаданная фигура появляется на экране. (Ключ прикрепляем на доску).
Сейчас мы с вами поиграем.
Вышли мышки на зарядку,
Рассчитались по-порядку:
- Первый.
- Второй.
- Третий.
- Четвёртый.
- Пятый.
- Шестой.
- Седьмой.
Разошлись, перемешались
И запутались совсем.
Надо всех найти их снова
По-порядку посчитать.
Первый где?
А где второй?
Третий и четвёртый?
Пятый где?
А где шестой?
А теперь найдём седьмой?
Всех собрали, посчитали:
- Первый.
- Второй.
- Третий.
- Четвёртый.
- Пятый.
- Шестой.
- Седьмой.
До свиданья всем сказали!
Воспитатель: Вы так замечательно играли. Получите награду. Вот вам еще один ключ.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание!
Какая цифра у нас на следующим кубике?
Дети: Три.
Воспитатель: Где у нас конверт с цифрой три? Ребята, сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера. (Слайд 7).
Работа с палочками Кюизенера
Воспитатель: И задание такое: постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой.
На экране появляется лесенка.
Слайд 5.
Работа с палочками
Воспитатель: Какая палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует.
Дети: Голубая
Воспитатель: Какая палочка по цвету находиться между 3 и 5, какому числу она соответствует.
Дети: Красная, четыре.
Воспитатель: Какая по счету синяя палочка и т. д.
Дети: Девятая
Воспитатель: Какому числу соответствует жёлтая палочка?
Дети: Пять.
Воспитатель: Из каких палочек можно составить жёлтую палочку.
Дети: Из пяти белых;
- из 1 белой и 1 красной,
- из 1 розовой и 1 голубой.
- 2 белые и 1 голубая,
- 3 белые и 1 розовая.
Воспитатель: Вы такие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду! Давайте еще один ключ прикрепим на нашу доску. Нам пора отправляться дальше в путешествие. С какой цифрой у нас следующий кубик?
Дети: Четыре.
Воспитатель: А теперь мы с вами попадаем в город времени. (Слайд 8) Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.
Материал : На столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой части изображены соответствующие числа точками.
Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник – красный – 1точка,
вторник – оранжевый – 2 точки,
среда – желтый – 3 точки,
четверг – зеленый – 4 точки,
пятница – голубой – 5 точки,
суббота – синий – 6 точки,
воскресенье – фиолетовый – 7 точек.
Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»
Дети выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!»
Называют свой день недели.
Воспитатель: Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».
Воспитатель:Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете свой ключ.
Воспитатель: А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания. Какая цифра у нас на последнем кубике?
Дети: Пять.
Воспитатель: А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.
Игра «Что, где?»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между, в); развивать ловкость, быстроту реакции.
Материал : мяч.
Ход: игра проходит в кругу с мячом.
(Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос).
Воспитатель
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т. д. Игра проходит в быстром темпе.
Молодцы, ребята, за это задание вы получаете еще один ключ.
Воспитатель: Вот, мы и собрали все ключи. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили их. (Дети вспоминают все задания, которые они выполняли).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку наши ключи и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано на наших ключах - давайте его скорее прочитаем.
(дети составляют слово из ключей и получают слово «ПОБЕДА», воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук). (Слайд 9).
Рефлексия: - Ребята, вам было сегодня интересно? У меня есть еще одна интересная игра «Волшебные очки». Садитесь все по кругу. Мы будем друг другу передавать эти волшебные очки, а вы будите их примерять их и говорить то, что вам понравилось больше всего и во что бы вы хотели поиграть еще раз.
- Даша, какое из заданий тебе сегодня понравилось?
- Таня, какое задание было самое интересное для тебя?
- Вероника, какое задание для тебя сегодня было самое трудное?
- Арсен, кому бы ты хотел рассказать про наше путешествие?
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами продолжим играть в игровом уголке.