Татьяна Тепловская
НОД по ИЗО для средней группы «Украшение фартука мордовским орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский Сад №127 комбинированного вида»
Конспект НОД по ИЗО для средней группы на тему :
«Украшение фартука мордовским орнаментом»
Подготовила воспитатель:
Тепловская Т. В.
Саранск 2016
Интеграция образовательных областей: художественно — эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Публикация «НОД по ИЗО для средней группы „Украшение фартука мордовским орнаментом“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Орнамент и узоры
- Средняя группа
- Фартук
- Фартук. Украшаем, рисуем, клеим
- Темочки
Программное содержание: продолжать знакомить с особенностями национального мордовского орнамента, учить выделять основные элементы и составлять из них орнамент, соблюдая ритмичность и цветовые сочетания; закреплять навыки работы с картофельными печатками, кистью и гуашью; развивать творческие способности и эстетическое восприятие; приобщать к национальной культуре, воспитывать уважение к традициям родного края
Методические приё мы: наглядные, словесные, игровые
Словарная работа: пулай (фартук, подол (нижняя часть фартука)
Музыкальное сопровождение: мордовские народные песни на эрзянском языке
Оборудование: кукла в национальном костюме, алгоритм «Особенности мордовского национального орнамента», д/и «Найди мордовский орнамент», д/и «Украсим пулай», фартуки с мордовским орнаментом, картофельные печатки, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой
Предварительная работа: экскурсия в мини – музей национальной культуры МДОУ, рассматривание национальной одежды и предметов быта, разучивание стихов, хороводной игры, пальчиковой гимнастики, рассматривание иллюстраций в альбомах «Национальные костюмы мордвы»
Реквизиты: мордовский сундучок
Ход занятия:
-Сегодня к нам в гости пришла кукла – мордовочка в национальном костюме. Посмотрите, какой он нарядный и необычный. Раньше одежду украшали себе сами, поэтому каждый наряд был неповторим.
- Кукла с просьбой к нам явилась,
В костюм мордовский нарядилась,
Полюбуйтесь, присмотритесь,
На узоры подивитесь.
На ней фартук, примечай,
Называется пулай.
-Дети, Алдуня — мамина помощница. Чтобы помогать маме по дому ей нужны новые фартучки — пулаи. Давайте поможем Алдуне и украсим для неё новые фартуки — пулаи мордовским орнаментом. Поможем? (Поможем). Поиграем в игру «Основные элементы мордовского орнамента». В этом нам помогут маски.
В мордовском орнаменте есть основные элементы:
1. Мы – элементы в мордовском орнаменте,
Запомнить получше вы нас не желаете?
Рисуйте, старайтесь, запоминайте,
И фартук старательно вы украшайте.
2. Я – «ромбик», очень простой элемент,
Распишите фартук со мною без бед.
3. Я – «галочка», очень похожа на птичку,
На птичку совсем ещё невеличку.
4. Я – «ёлочка», тоже простой элемент,
Красивее, лучше меня просто нет.
5. А вот основные цвета, посмотри,
Их чаще всего только три:
Красный, чёрный и белый, что ж,
Орнамент такой ни на что не похож.
Его средь других ты, попробуй, найди
И по элементам определи.
Д/и «Найди мордовский орнамент среди других». (По вызову выходят по одному).
-Поиграли, поучились
И на стулья опустились.
-Украшать будем поясок и подол — нижнюю часть фартука сначала в игре «Украсим пулай».
Д/и «Украсим пулай».
-А теперь в хоровод
Всех Алдунюшка зовёт!
Физкультминутка
Пулай, пулай, наших деток выбирай,
Пулай, пулай ярок, выбирай ребяток.
В хороводе покружились
И друг другу поклонились.
А теперь, прошу, садитесь,
Меж собою не рядитесь,
Спинки держим прямо, ровно,
Чтоб сидеть было удобно.
Пальчиковая гимнастика.
Вейке, кавто, колмо, ниле, вете – на мордовском знают дети,
На другой руке, заметьте – вейке, кавто, колмо, ниле, вете,
Посчитали все по пять,
Чтобы фартук украшать.
-А теперь поиграем в игру «Волшебная дорожка». Если мы пройдём по ней и всё правильно ответим — сможем украсить фартучки — пулаи для Алдуни.
Д/и «Волшебная дорожка».
-Засучили рукава. Рисовать нам сегодня помогут картофельные печатки, дополнить узор можно кистью. Украшать будем подол — нижнюю часть фартука и поясок. Взяли в руки кисточки. (В воздухе рисуют основные элементы мордовского орнамента. На доске показано несколько вариантов фартучков). В другую руку взяли печатку, кистью набрали гуашь и густо покрыли гуашью выпуклую часть картофельной печатки. Прикладывать печатку будем к нижней части фартука — подолу. Дополняем узор кистью плашмя или кончиком кисти.
-Рисуйте, старайтесь, не унывайте
И фартук Алдуне теперь украшайте.
Самостоятельное творчество детей под музыкальное сопровождение. В конце занятия оформляется выставка детских работ. Дети сидят на паласе на стульях.
- Кукле Алдуне очень понравились ваши фартуки – пулаи. Теперь она сможет каждый день помогать маме в новом фартуке — пулае. Алдуня приготовила вам сюрприз:
- Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок,
Все ребятки рисовали и пулаи украшали,
Ты теперь нам удружи и подарки покажи.
Литература:
1. Мы в Мордовии живём : региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева [ и др. ]; Мордов. гос. пед. ин – т. - Саранск, 2015.-