Ольга Наумова
Конспект занятия по рисованию средней группе «Украсим салфеточку мордовским орнаментом»
▼ Скачать + Заказать документы
в средней группе
на тему: «Украсим салфеточку мордовским орнаментом».
Задачи:
-учить украшать изделия мордовским орнаментом;
-учить детей симметрично располагать элементы;
-развивать творческие способности у детей;
-развивать у детей чувство цвета, ритма, формы;
Публикация «Конспект занятия по рисованию средней группе „Украсим салфеточку мордовским орнаментом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
-познавательный интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства и к родному краю;
-воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Предварительная работа: беседы о обычаях и традициях мордовского народа; чтение колыбельных песен, сказок, легенд, пословиц, поговорок, загадок; рассматривание предметов быта, украшенных мордовским орнаментом.
Материалы и оборудование: кукла в мордовском национальном костюме, поднос с хлебом, солью, стол сервированный для чаепития, скатерть и салфетка с мордовским орнаментом, грамзапись с мордовскими песнями, образцы салфеток, краски, кисти, салфетки, стаканы непроливайки с водой
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласила в гости кукла Алдуня. Хотите пойти?
Воспитатель от имени куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Шумбратадо!
Воспитатель: Кукла Алдуня - мордовочка и поздоровалась она с нами на мордовском языке. У нее в руках поднос с хлебом и солью, что говорит о гостеприимстве и о том, что она очень рада нас видеть.
Посмотрите, она одета в мордовский национальный костюм! Это рубаха – панар (мокш., покай (эрз.).Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах. Где мы видим узоры? (ответы детей). Да, узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – сапоня (мокш, рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс (мокш. иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.
Нагрудное украшение –сюлгам (мокш., сюлгамо (эрз.).Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панга (мокш.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками,бисером.
Воспитатель: Какие цвета присутствуют в вышивке?
В вышивке очень много красного цвета разных оттенков с вкраплениями черного, зеленого, желтого и синего цветов.
Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, желтый – тепло и ласку, синий – радость, черный – богатство.
Давным-давно все так одевались, а сейчас в наше время люди одевают национальный костюм только по праздникам. Вот и Алдуня так одета не спроста- оказывается у нее сегодня день рождения и к ней придет много гостей. Придет и мама, и папа и бабушки с дедушками. Для всех Алдуня приготовила угощенье.
Воспитатель: А сейчас Вика прочитает стихотворение В. Шипуновой «Чаепитие»
Как у нашей Дунечки
Чашечки и блюдечки Милости просим –
Приходите в гости
Приходите на печенье,
На чаек и на варенье.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что у куклы на столе? Дети: Чашки и блюдца.
Воспитатель: Для чего нужны чашки и блюдца?
Дети: Чтобы пить чай.
Воспитатель: Обратите внимание, на что Алдуня поставила свои чашки и блюдца. Дети: Салфетки, скатерть.
Воспитатель: Правильно, сначала на стол кладем скатерть, потом салфетки, да не простые, а украшенные разными узорами. Смотреть на них будет приятно и еда будет вкуснее, а чай - сладким и ароматным. А теперь давайте отдохнем с вами и немного поиграем.
Физкультминутка. Нашей кукле в день рожденья, Испекли мы каравай, Вот такой вышины, вот такой нижины, Вот такой ширины, вот такой ужины. Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! (выполняем движения в соответствии с текстом). Алдуня: Я вас очень ВСЕХ люблю и за все благодарю!
Воспитатель: Ребята, у нашей Алдуни большая просьба к вам. Вы видите, чашек у куклы много, а вот салфеток не хватает. Давайте подарим Алдуне салфетки, чтобы хватило для всех гостей. (дети садятся за столы)
Воспитатель: Посмотрите, что у вас лежит на столах?
Дети: Квадраты.
Воспитатель: На что они похожи?
Дети: На салфетки.
Воспитатель: Посмотрите они у нас белые, скучные, а что можно сделать, чтобы они были красивыми и яркими?
Дети: Украсить, раскрасить.
Воспитатель: Перед вами салфетки с элементами мордовского узора. Давайте рассмотрим их.
Дети рассматривают образцы мордовских узоров на салфетках
- Назовите элементы мордовских узоров, которые вы видите. (крест, галочка, ромб) Давайте посмотрим, как можно украсить наши салфетки. Сначала мы украсим уголки нашей салфетки. Нарисуем черной краской в уголках элемент мордовского узора «галочки». Затем мы украсим края салфетки узором «крестики». Затем мы украсим середину салфетки красивым красным ромбом. (Все элементы должны быть крупными)
Воспитатель: Перед тем как приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика: «Идем в гости»
Дети в гости прибежали. (пальчики “бегут” по столу)
Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий)
Здравствуй, Лиза! (указательные пальцы соединяются подушечками)
Здравствуй, Даша! (соединяются подушечки средних пальцев)
Рад и Саша (соединяем в приветствии безымянные пальчики) И Наташа! (приветствуют друг друга пальчики и мизинчики)
Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)
Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)
Кренделек? (соединим большие и указательные пальцы на обеих руках)
С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)
И захлопали в ладошки…
Воспитатель: Ну а сейчас мы дружно возьмемся за работу.
Дети под музыку приступают к рисованию узора на салфетке, воспитатель по мере надобности помогает
Воспитатель :Давайте покажем свои работы Алдуне. Посмотрите, ей очень понравились ваши салфетки. Ребята, а вам понравилось рисовать для куклы Алдуни? (ответы детей)
Какая работа вам понравилась больше всех? Почему?
- Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского)
Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)
Наша встреча с Алдуней подходит к концу, ей пора уходить встречать гостей. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Вастомазонок!
Литература:
1.«Мы в Мордовии живем» О. В. Бурляевой, Л. П. Карпушкиной.
2.«Фольклор народов среднего Поволжья» А. Ю. Тихонова.
3.«Мордовские народные игры» А. И. Исайкина.
4. Детские журналы «Якстерь тяштеня», «Чилисемя»
5. Материал хрестоматии к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «мы в Мордовии живем»
6. Валдоня (Светлячок) Программа и методические рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия. – Саранск, 2001.