Татьяна Валеева
Конспект урока технологии в 5 классе «Моделирование фартука»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Моделирование фартука».
5 класс
Цели:
познакомить учащихся с процессом создания новых моделей;
расширить представления учащихся о композиции в одежде.
Задачи:
Образовательная:
формирование у учащихся представлений о художественном и техническом моделировании, расширение знаний о гармоничном сочетании деталей по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки.
Развивающая:
Публикация «Конспект урока технологии в 5 классе „Моделирование фартука“» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Технология. Уроки технологии
- Фартук
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать, развитие умений учащихся применять полученные знания конкретно на практике, развивать инициативу учащихся.
Воспитательная:
воспитание у учащихся интереса к обучению, эстетический вкус, развитие культуры речи.
Тип урока : Комбинированный.
Методическое оснащение урока :
Материально-техническая база : Компьютер, проектор, экран, презентации темы.
Дидактическое обеспечение: Игра «Пазлы» - комплект для каждого учащегося (Приложение 1, набор эскизов моделей фартуков - 2 комплекта (Приложение 2, набор эскизов карманов - 2 комплекта (Приложение 3, карточки-задания (Приложение 4, цветовой круг, шаблоны основы чертежа фартука - для каждого ученика.
Методы: Беседа, рассказ, объяснение, средства наглядности, метод проблемного обучения, дидактическая игра, практическая работа, самостоятельная работа.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
План урока
1. Организационная часть.
2. Мотивация:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы.
3. Актуализация знаний:
- устный опрос;
- игровой элемент.
4. Изложение нового материала:
- теоретическая часть;
- практическая работа.
5. Физкультминутка.
Изложение нового материала:
- теоретическая часть;
- практическая работа.
6. Рефлексия.
7. Итоговая часть урока.
Ход урока:
1. Организационная часть. Время - 3 минуты.
Приветствие учителя и учащихся. Проверка явки учащихся на урок.
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
2. Мотивация. Время проведения – 5 минут
А теперь я расскажу вам сказку. У бабушки одной моей знакомой девочки есть волшебный фартук. Он очень старый, но его все любят, потому что он вечером рассказывает интересные истории. Вот вчера он рассказал такую историю:
«Я родился очень – очень давно в далекой стране – Древнем Египте и меня носили только мальчики и мужчины. И я был очень популярным и знаменитым. Но спустя несколько столетий девочки и женщины тоже захотели со мной дружить и даже делали из меня юбочки. И тогда все захотели со мной дружить – меня надевали на праздник разные народы Мира.
Вот видите, насколько важной деталью одежды был фартук. А теперь посмотрите на нашу доску. Что вы видите?
- Это фартуки.
- Правильно. Что вы мне можете сказать об этих изделиях? Так как мы уже определили, что все эти изделия можно назвать фартуками, значит у них есть общие элементы. Как вы думаете какие?
Девочки отвечают, что у всех есть нагрудник, нижняя часть, карманы и т. д.
- Верно. И все таки, посмотрите внимательно, все они отличаются друг от друга. Подскажите мне, что в этих изделиях различно?
Ребята отвечают: «нижняя часть закруглена, нагрудник другой формы, цвета разные и т. д.»
- Снова правильно. А как добиться того, чтобы каждый из фартуков не был похож на другой?
- Шить фартуки из разных тканей, изменить форму его частей и т. п.
- Замечательно. Этот процесс называется моделирование, поэтому тема урока «Моделирование» - слова учителя.
Ученики записывают тему в тетрадь.
3. Актуализация знаний учащихся. Время - 5 минут.
Но прежде, чем мы начнем изучение новой темы. Давайте вспомним что мы проходили на прошлом уроке.
Устный опрос:
Напомните мне, пожалуйста, чем мы занимались на прошлом уроке?
Что такое конструирование одежды?
Почему чертеж фартука можно сделать наполовину фигуры?
Назовите детали фартука?
Сегодня я вам предлагаю проверить свои знания по теме «Построение чертежа фартука», сыграв в игру «Пазлы». Игра «Пазлы» произошло (от англ. Puzzle- загадка, задача). Принцип игры состоит в том, что картинку, наклеенную на картон, разрезают на части, смешивают их и предлагают играющему сложить из нее целое. Складывать картинки можно по образцу, т. е. имея перед собой второй ее экземпляр или без образца. Каждый из вас, наверняка, хоть раз собирал пазл, и думаю, что вы готовы проверить свои знания.
Инструктаж по выполнению практической работы во время игры «Пазлы». Каждая из вас получит чертеж фартука, разрезанный на части. Части перемешаны. Образца чертежа у вас не будет. Вспомните, как выглядит чертеж фартука, и соберите пазл.
Оценить работы, отметить лучшее время сборки.
4. Изучение нового материала. Время – 20 минут.
Итак, тема урока «Моделирование фартука».
Что такое «Моделирование»?
Термин «Моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами. Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Моделирование – это процесс изменения чертежа изделия в соответствии с выбранной моделью.
Создателя образцов одежды называют модельерами. Художник по моделированию одежды может придумывать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Зародившейся образ модели он воплощает графически - в эскизе, который может быть исполнен как в черно-белом, так и в цветном варианте.
Эскиз – это предварительный набросок, не разработанный в деталях. Определения терминов «моделирование» и «эскиз» необходимо записать в тетрадь.
Объяснить учащимся, что модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой. То чем одна модель отличается от другой, называется фасоном. При разработке модели одежды важная роль отводится деталям. Например, придумывая форму нагрудника или карманов, нужно подумать о предназначении фартука или, придумывая расположение кармана, нужно позаботиться о том, чтобы им было удобно пользоваться. Фартук – предназначен для предохранения одежды, отсюда форма и материал фартука будут зависеть от вида выполняемой работы. Для сварщика и рабочего завода фартук должен быть прочным и более закрытой формы, шьют такие фартуки из кожи или брезента.
Для того, чтобы правильно смоделировать фартук, учитывая назначение, тенденции моды, форму и т. д. необходимо знать способы моделирования.
Способы моделирования :
- изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука. Самый простой способ моделирования, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой - либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука;
Сейчас мы это рассмотрим на практике: Рассмотрите эскизы трех моделей фартука и эскизы карманов (Приложение 2). Подберите и прикрепите каждой из них свой карман и определите, где он должен располагаться. Обоснуйте свое решение. Время выполнения – 3 минут.
5. Физкульминутка. Прежде чем мы рассмотрим следующий способ, моделирования проведем физкультминутку для наших глаз.
.- применение художественной отделки. Отделкой для фартука могут быть готовые рюши, кружево, аппликация, вышивка, тесьма. Важно, чтобы виды отделок и украшений составляли единое целое с основным изделием.
- моделирование цветом. Необходимое условие красоты одежды, в том числе и фартуков - это гармония цвета, то есть согласованность в сочетании цветов. Как же подобрать гармоничный цвет отделки?
Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех основных цветах: красный - зеленый, желтый - синий. Они в круге расположены напротив друг друга и называются контрастными
Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани.
Третий способ моделирования основывается не только на знании цветового круга, но и надо соблюдать правила моделирования.
Правила моделирования :
• Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной,
причем она должна совпадать с одной из красок ткани.
• Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть
отделочной.
• Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее ярким, белым, черным или
серым цветом.
• Бледные бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.
Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу
несколько способов моделирования.
Практическая работа. Время выполнения - 10 минут.
Сейчас на практике вы попробуете себя в качестве художников-модельеров. Каждый ученик получает карточки. На них нужно дорисовать нагрудник, карманы. Подобрать из предложенных образцов ткань, подходящую своей модели. Продумать, какой могла бы быть отделка у каждого из этих фартуков.
Практическая работа «Моделирование фартука». Время – 40 минут.
Итак, мы с вами рассмотрели все этапы создания модели фартука. пора вносить изменения в базовую основу. Основой для изготовления модели одежды является чертеж. Чтобы выполнить новую модель, надо перенести на основу чертежа особенности фасона, отраженные в эскизе. Занимается этим модельер конструктор. После построения чертежа изготавливают выкройки (лекала) новой модели. Далее учащиеся выполняют практическую работу.
В тетради в левом верхнем углу укажите: «Модель №1»
Вам нужно разработать эскиз модели фартука (можно воспользоваться эскизом, к которому подобран карман. Приклеить его в тетрадь). Справа от эскиза обведите шаблон основы чертежа и нанесите фасонные линии.
На листе цветной бумаги обведите шаблон основы чертежа и нанесите фасонные
линии. Разрежьте полученный чертеж на отдельные детали и приклейте
рядом с основой чертежа.
Прежде чем приступить к выполнению практической работы.
Повторим правила по технике безопасности при работе с ножницами.
Учащиеся рассказывают правила безопасной работы.
В тетради самостоятельно заканчивают выполнение моделирования модели № 1.
Во время выполнения практической работы проводится физкультминутка.
После этого девочки выполняют моделирование модели №2. В зависимости от уровня подготовленности обучающиеся выполняют моделирование модели №2 по аналогии с первой моделью, выбрав в качестве эскиза модель фартука, к которой подбирали карманы. Для более сложного уровня - раздаются карточки, с которой нужно перерисовать эскиз в тетрадь самим, а не приклеивать готовый. Придумывают отделку, подбирают её по цвету.
Для тех, кто раньше всех справиться с заданием, учитель раздает карточки с дополнительным заданием: черно-белые эскизы фартуков, которые нужно описать и раскрасить цветными карандашами.
Расхода ткани.
Сколько ткани необходимо купить на фартук и косынку. Для этого познакомимся с материалом учебника соответствующего параграфа на странице, которую вы найдете по оглавлению.
Если ширина ткани 80 см, то формула подсчета: Днч+Дгр+4см, если ширина ткани 140 см, то формула подсчета:Днч+4см.
На косынку необходимо к длине прямой стороны (40-50 см) прибавить 5 см. Эту величину сложить с расходом ткани на фартук.
6. рефлексия. время - 2 минуты
Что нового вы узнали на уроке?
Что такое моделирование?
В чем заключается работа художника по моделированию одежды?
Какого цвета отделку можно выбрать для фартука из белой ткани в синий горошек?
7. Итоговая часть урока. Время - 5 минут.
На завершающем этапе урока демонстрация наиболее удачных работ учащихся.
Сообщение оценки работ каждого учащегося.
Домашнее задание.
Дома с родителями выберите фасон фартука, определите, из какой он будет ткани, и какая у него будет отделка, зарисуйте модель фартука в тетрадь.
Уборка рабочих мест.