Ольга Король
Занятие по изодеятельности в подготовительной группе «Поэтический образ русской природы в детской аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Составлять коллективную аппликацию «Осенний лес» используя разнообразные природные материалы, бумагу.
Задачи:
Обучающие: учить детей создавать образы разных деревьев, кустов. Сочетать приемы вырезывания ножницами с приемами обрывной аппликации (в зависимости от характера образа). Учить соотносить поэтический образ с изобразительным, используя средства аппликации.
Публикация «Занятие по изодеятельности в подготовительной группе „Поэтический образ русской природы в детской аппликации“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие: продолжать развивать эстетическое восприятие, образное видение, эмоциональную отзывчивость, творческие способности. Развивать умение последовательно работать над композицией начиная с заднего плана. Закреплять умение детей создавать симметричный образ из бумаги сложенной вдвое. Упражнять детей в видении цветовой гаммы, подборе красок к картине. Обогащать образную речь детей.
Воспитывающие: воспитывать умение выполнять композиции небольшими группами согласовывать свои действия с действиями других детей-радоваться результатам коллективной деятельности.
Методы и приемы: наглядный-репродукции картин, словестный-беседа. Использование художественного словестного образа (стихи, игровой, практический, музицирование, эвристический.
Материал и оборудование:
Костюмы для взрослых, оборудование для оформления мастерской художника, проектор, слайды;
Музыкальные инструменты: маракасы, целлофан, металлофон, барабан, трещотки, ложки; палитра с красками;
Основа для аппликации-2шт; клей, кисточки, салфетки, ножницы, цв. бумага;
Природный материал : листья, песок, вата, крупа, семемна.
Репродукции : пейзажи И. И. Левитана (презентация)
Поэтический ряд : И. Бунин «Листопад», Е. Успенская «Подарило солнце», В. Авдиенко «Осень», З. Федоровская «Осень»;
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Осеняя песнь» из цикла «Времена года», А. Вивальди «Времена года» осень.
Ход занятия : Входят художник, поэт, композитор - спорят.
Художник: - Не люблю я осень, ну что это за время года? То-ли дело летом-солнышко яркое светит, поля и луга так и пестрят яркими цветами, а в небе можно еще и радугу разноцветную увидеть! Так и хочется поскорее всю эту красоту нарисовать. А осенью что: небо все серыми тучами затянуто, солнца не увидишь, дождь постоянно идет и под ногами сплошные лужи да слякоть. Даже ни какого настроения нет, такую картину рисовать. Вот посмотрите у меня работа не законченная стоит.
Композитор: -Я полностью согласен с тобой. Осенью не услышишь ни трелей соловья, ни журчанья ручьев. Хотел я на днях песню об осени написать, но у меня ни чего не вышло.
Поэт : - Думаю, друзья вы правы. Я столько стихов сочинил о зиме, о лете, о весне, а об осени не могу. Ну просто не знаю о чем тут можно написать-трава сухая, деревья голые, погода пасмурная, птицы и те улетают в теплые края. В общем, не веселое это время года – осень…
(замечают детей)
Художник: - Посмотрите, оказывается в моей мастерской гости, а мы их сразу и не заметили. Давайте у них спросим, нравится ли им осень, и что о ни о ней знают?
Поэт, композитор: интересно послушать.
Дети:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Подарило солнце лесу свой подарок: Пробежал по кронам лучик не простой- Лес преобразился, праздничен и ярок Засверкал осенней, жаркой красотой. Зашумел. красуясь, многоцветный лес, Засветился в кронах теплых красок глянец. Осень золотая-чудо из чудес!
Улетели птицы разные, Смолк их звонкий перепев, А рябина осень празднует, Бусы красные надев.
Берёзы косы расплели.
Руками клёны хлопали.
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы,
огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела.
Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди И нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто-розовый - Кленовый.
Поэт : - Как замечательно вы рассказываете об осени, в ваших стихах она совсем не скучная …
Художник: – И вовсе даже не серая и бесцветная…
Композитор: -Ребята, а может вы и нам поможете?
Поэт : - Давайте, вместе придумаем слова, которыми можно описать осень.
Художник: - Ребята, а мне помогите пожалуйста, подобрать краски для осенней картины.
Композитор: - А мы вместе с ребятами попробуем создать осеннюю мелодию и сыграем ее для всех.
Подбирают краски, музыку, слова.
Послушайте, какая красивая мелодия дождя получилась у нас! (в сопровождении музыкальных инструментов)
Тише-тише, что я слышу?
Ветер к нам сюда летит,
Завывает и шумит.
Вот и дождик застучал…
Капля капнула из тучки,
Дождь осенний, дождь колючий.
Капельки не понарошку
Застучали по дорожке.
Мелко-мелко моросит
Все намочить вокруг спешит.
Дождь, дождь целый день
Барабанит в стекла,
Вся земля, вся земля от воды размокла.
Осень, осень холодища!
С неба дождик так и льет!
Ветер воет, в сучьях свищет
Листья кружит и несет.
Ветры, ветры - дуйте, дуйте
Что есть мочи раздувайте!
В небе тучи, тучи, тучи
Разгоняйте, разгоняйте!
Дождик, дождик подожди,
Убери свои дожди…
Вот и дождик перестал,
Ветер тучи разогнал!
Поэт : - Какая замечательная мелодия у вас получилась. Мне ребята тоже здорово помогли. Они такие слова об осени знают (дождливая, золотая, яркая, солнечная, радостная, милая, ласковая,задумчивая спокойная, размеренная, удивительная, бурная, шумная, расписная, багряная пестрая). У меня сразу стих родился, послушайте:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Как красиво и проникновенно об осени сказал поэт.
Художник:- А мне, не терпится, показать вам какие краски подобрали ребята для моей картины. Поможете мне? Называйте цвета… (желтая, багряная, оранжевая, коричневая, зеленая, синяя, серая). Показ слайдов.
Желтым я позолочу солнце и березки.
А зеленым нарисую вышки-елочки вдали.
Пусть багряным, вспыхнут клены, с листьями ладошками.
И еще сюда добавлю я, оранжевой немножко.
Я коричневым раскрашу, вдаль бегущую дорожку.
Всюду листья разбросаю - пестро пусть они сверкают.
Серым, нарисую небо.
Тучи синии плывут.
Вот такое время года люди осенью зовут!
Вот какая картина получилась у меня!
- Ребята не только я нарисовал осень, эти краски использовали и другие художники в своих картинах. Посмотрите, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Просмотр презентации «Пейзажи И. И. Левитана».
Художник: - Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. Но сначала давайте подготовимся к нему.
Пальчиковая гимнастика: «Осень» в музыкальном сопровождении А. Вивальди «Времена года» осень.
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Приходи! зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Погляди! ладони на щеки
Листья желтые кружатся, плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее, синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы, «птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони
Шапки, куртки надеваем имитируем
И ботинки обуваем топаем ногами
Знаем месяцы: ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. кулак, ребро, ладонь
Художник: -Есть в мастерской у меня чемоданчик. Посмотрим, что - же в нем. Тут листья, крупа, песок, бумага цветная. Предлагаю вам с помощью всего этого самим создать осенние картины.
Поделить детей на две группы, рассаживаются за столы.
Композитор: - Я тоже хочу отблагодарить детей и преподнести им сюрприз – предлагаю им прослушать музыкальное произведение великого композитора П. И. Чайковского «Осенняя песнь», пока они будут создавать свои картины. Это произведение тоже об осени, в нем вы услышите нежность, радость, светлую грусть! Да природа ликует, но и немного грустит об ушедшем лете…
Дети создают две коллективные аппликации : одна из бумаги, вторая из природного материала.
Вывешиваем работы детей…
Художник: - Ребята, подойдите, полюбуйтесь своим творчеством.
Композитор: - Посмотрите, как помогли вам стихи и музыка создать ваши картины!
Поэт :- Действительно, глядя на ваши картины так и хочется сказать, что
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Художник: - Спасибо вам ребята, вы помогли нам понять, что осень прекрасное время года.
А теперь нам пора прощаться.
До свидания!