Надежда Чехнева
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Посылка из музея»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Посылка из музея»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Посылка из музея“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Образовательные: Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол. Научить изготавливать куклу «Пеленашку». Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь, активизировать в речи прилагательные.
Развивающие : Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, согласованность действий, чувство пропорции, умение подбирать цвета, ловкость.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
Методы и приемы:
Практические: изготовление куклы.
Наглядные: просмотр презентации «Народные куклы», рассматривание кукол, материала для изготовления кукол.
Словесные: рассказ, беседа.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, куклы, коробочка-посылка.
Раздаточный материал: подносы с лоскутками (плотная светлая для куклы, цветная для платочка и одеяла, полоски, ленты, нити для завязывания.
Предварительная работа: Беседа «Откуда берутся игрушки?», чтение сказки «Василиса Премудрая».
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Дети вместе с воспитателем занимаются уборкой в кукольном уголке, в группу заходит заведующая.
Заведущая - Здравствуйте! Сейчас позвонили в дверь и просили передать для вашей группы вот эту корзину, надеюсь, вы разберетесь, что с ней делать.
В. - Ребята, давайте посмотрим, что находится внутри. (мяч резиновый, машина пластмассовая, шумелка деревянная, игрушка оригами бумажная)
- Что это? А из какого материала они сделаны?
Д. - Мяч из резины.
В. - Он какой?
Д. - Резиновый.
Д. - машина из пластмассы, пластмассовая, шумелка из дерева, деревянная, лягушка из бумаги, бумажная.
В. - Посмотрите, здесь еще какая-то коробочка. Хотите посмотреть, что лежит внутри?
Д. - В коробочке есть игрушки из ткани и конверт, внутри флешка.
В. - Наверно там что-то интересное. Давайте посмотрим.
-Давайте-ка сядем рядком, да поговорим ладком.
Пусть наши глазки все видят.
Ушки все слышат.
Голова запоминает,
А ротик ей не мешает.
II. Просмотр презентации «Народные куклы».
В. - (1 слайд) Снова конверт, что бы это значило? (2 слайд) Посмотрите-ка – приглашение. (3 слайд) Так это же Музей народного творчества в г. Пенза, где много красивых вещей.
А зачем ходят в музей?
Д. - В музей ходят, чтобы посмотреть на старинные вещи.
В. - Что именно вы хотели бы посмотреть в музее?
Д. - Посуду, оружие, игрушки.
В. – (4 слайд) Посмотрите, что изображено на фотографии?
Д. - Это куклы из ткани.
В. - Это действительно куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?
Д. - Их делали сами.
В. - Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала (тряпочек, травы, соломы, бересты). - Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?
Д. - Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.
- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. С ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. С некоторыми из них играли, а какие-то оберегали своего хозяина. Куклы делились на 3 группы : обрядовые, игровые, куклы – обереги.
В. - Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег? (Ответы детей).
Д. - Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.
В. - Сейчас дети играют с такими куклами?
Д. - Нет, с такими куклами играли очень давно.
В. - А что необычное есть во всех этих куклах?
Д. - У них не нарисовано лицо.
В. - Как вы думаете, как называлась такая кукла без лица?
Д. - (Ответы детей).
В. - Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие». В старину считали, что в такую куклу не может вселиться нечистая сила и она будет безопасна для ребенка. По народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды, и сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.
Каждая куколка обладала собственным характером, она была многоликой, могла плакать и смеяться.
(5 слайд) – Как только в семье появлялся маленький ребенок, к нему в люльку подкладывали маленькую куколку-оберег «Пеленашку». Когда малыши подрастали, они играли с этой куколкой.
(6 слайд) – А у этих полненьких куколок внутри зерно, они так и назывались – «Зернушки». Такую куколку делали после сбора урожая для того, чтобы в доме был достаток, Зернушка оберегала дом.
(7 слайд) – А это кукла - колокольчик. Считалось, что эта куколка оберегает хорошее настроение, если она есть в доме, значит, здесь всегда будут радость и веселье.
(8 слайд) - А вот и Утешница, чтобы она помогла горе пережить ей «дарили» конфеты, денежки, маленькие бублики.
(9 слайд) – Посмотрите, какая интересная куколка. Как вы думаете, как ее называли?
Д. - Многоручка.
В. - Это Десятиручка. Эту Многорукую куклу "Десятиручку" дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводила много времени в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах, в частности в рукоделии.
(10 слайд) ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела
два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»
(11 слайд) Кукла-Ангелочек охраняет своего хозяина от любой напасти, приносит удачу и отгоняет злых духов.
(12 слайд) Кукла-Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Приносит в дом благополучие.
(13 слайд) Зайчик на пальчик Куклу «Зайчик на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
(14 слайд) Неразлучники. Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
Физкультминутка «Мы устали, засиделись».
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх- вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись.
И в последний раз присели,
А теперь на стульчик сели.
В. - А в корзинке ещё какая-то коробочка. Что же здесь может быть?
Д. - Подарки, сюрприз, куклы.
В. - А это куклы, которые нам прислали из музея. Возьмите по кукле и давайте назовём этих кукол.
- А какой-то куколки не хватает.
Д. - Нет пеленашки.
В. - Наверное, в музее её не оказалось. А чем мы можем помочь?
Д. - Можем сами сделать.
В. - Конечно, мы можем сами сделать куклу-пеленашку.
- Сегодня мы с вами станем мастерами – искусниками из древнего русского села и изготовим с вами куколку-пеленашку. Работа эта не так проста, поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Пройдем к столу, там нам будет удобнее работать. Для начала я вам предлагаю, размять свои ручки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Тень тень потетень».
Тень, тень, потетень, (удары обеими руками о колени по очереди и 2 хлопка)
В огороде-то плетень (ладони с растопыренными пальцами скрещиваются)
В избе печка топится (показать крышу двумя ладонями, а затем соединить большие пальцы обеих рук, изображая огонь)
Бабушка торопится (изображая указательными и средними пальцами, как идёт бабушка)
Она репу печёт (изображая, как лепят пироги)
По тарелочкам кладёт (поочерёдно кончиками пальцев ударять то об правую, то об левую ладонь)
Кот к тарелке – скок! (изобразить когти и хлопнуть 1 раз)
Себе нос обжёг! (закрыть нос руками).
III. Показ педагога.
В. - Берём лоскут белой ткани. Какой он формы?
Д. - Прямоугольной.
В. - Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем - получается головка.
- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?
- Что у нас получилось?
Д. - Голова, туловище куклы.
В. - Берём цветной лоскуток. Какой он формы?
Д. - Треугольной
В. - Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут?
Д. - Прямоугольной
В. - Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?
Д. - Завязать.
В. - У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.
-А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?
Д. - Скрутить лоскут ткани, перевязать головку и талию. Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать.
В. - Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу как оберег.
Самостоятельная работа детей
Подведение итогов.
Воспитатель: Какие красивые у вас получились куклы. Эти куколки будут вашими оберегами. Вы можете рассказывать им свои секреты и самые заветные желания. А свою куколку я отправлю в музей. Загадайте желания и тихонечко скажите своим игрушкам. А теперь, чтобы наши желания исполнились, нужно сказать волшебные слова:
Оберег нас охраняй.
Жить счастливо помогай!
Дети повторяют хором.
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем и нашим гостям «спасибо».