ЕЛЕНА СУХАРЕВА
НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Голубая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели, обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, обучать составлять узор на разных формах.
Учить самостоятельно составлять узор по мотивам гжельской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения и опыт, полученные на предыдущих занятиях; заполнить узором большую часть поверхности силуэта.
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Голубая сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развивающие задачи :
Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий. Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Развивать умение сравнивать и делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Воспитательные задачи:
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам. Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувства уважения к мастерам народного творчества.
Материал и оборудование:
Изделия народных мастеров посуда: самовар, чашка, блюдце (расписанные гжельскими узорами). У детей силуэты для росписи. Краска синего, белого цвета, 2 кисти.
Словарная работа:
Роспись, силуэт, бордюрчик.
Предварительная работа:
Беседа о народном творчестве. Знакомство с промыслом Гжели. Рассматривание народных изделий. Рисование в свободное от занятий время.
Ход занятия.
Вношу в группу гжельскую тарелочку и чайную чашку.
В: Ребята, отгадайте загадку:
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
голубыми, синими, нежными, красивыми.
В: Что это?
Д: Гжельская роспись.
В: А почему вы так решили?
Д: Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры.
В: Кто расписывает такими узорами?
Д: Гжельские мастера.
В: А где живут и работают такие мастера вы знаете?
Д: В подмосковном местечке Гжель.
В: Все правильно. В подмосковном местечке Раменского района есть городок Гжель где и изготавливают гжельские изделия. Это искусство уходит своими корнями в глубокую древность.
В народе даже существуют легенды о зарождении Гжельского промысла. Одну из них я вам сейчас прочитаю.
Легенда.
Толи сказка это, то ли быль, но есть легенда в которой говорится о том, что несколько сотен лет тому назад не далеко от старинного города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на берегу реки стояла деревня.
Жил в той деревне бедный крестьянин. Он был настолько беден, что даже еду купить ему было не на что.
Пошел крестьянин к реке, сел на берегу и стал горевать. Вдруг случайно в земле, он увидел что-то белое, разглядев получше, он понял, что это белая глина. Набрав необходимое количество глины, старик отправился домой, Вылепил он из глины посуду, обжог ее в печи и продал на базаре. Так и жил крестьянин, лепил посуду и продавал ее. Его даже в округе стали называть Гжельским мастером, гжельским от слова «жечь».
Через некоторое время белая посуда наскучила людям и ее перестали покупать. Опять старик остался без денег. Пошел он снова к реке, сел на берег и стал горевать. И тут он увидел, как в синей реке отражаются белые облака, и в отражении они приобретают голубой цвет, а если присмотреться можно увидеть в каждом облаке свой сине – голубой узор.
Вот и задумал он перенести эту синеву на белый фарфор.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». Даже деревню стали Гжелью называть, в честь Гжельского мастера. На весь мир прославил гжельский мастер свой любимый край.
Деревня со временем переросла в городок, а название сохранилось.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитого мастера, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
В: - Понравилась вам, ребята, легенда о Гжели?
Д: - Да.
В: - А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений гжельских народных умельцев. Я приглашаю вас на выставку гжельских изделий.
Дети проходят к выставке. Воспитатель открывает ширму.
В: Посмотрите, какое разнообразие гжельской посуды! Мастера изготавливают изделия и для торжественных случаев и на каждый день. Вещи получаются на радость людям – красивые и веселые.
Ребята, а кто же из вас, глядя на нашу выставку сможет назвать основные элементы гжельской росписи?
Д: Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки. бордюры.
В: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?
Д: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют синие и голубые цвета.
В: Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».
Есть авторы которые глядя на гжельские узоры, пишут стихи. Послушайте пожалуйста одно из них:
В старом халате художник
Кисточку с краской берет,
По белоснежному фону
Нежно он ею ведет.
Вдруг появляется птица,
Синяя птица мечты,
Синяя сетка узоров -
Синие листья, цветы.
Смотришь на гжельское чудо-
Даже не веришь глазам!
Смело бери в руки кисти-
Станешь художником сам!
Мне бы очень хотелось, чтобы и вы сейчас на некоторое время тоже превратились в художников.
Присаживайтесь пожалуйста за столы на свои места. Перед вами лежат за ранее выбранные вами силуэты тарелочки, которые надо расписать гжельскими узорами. Вы посмотрите на них, определитесь с узором и приступайте к работе.
А я вам включу музыку которая вам поможет в работе. Эта музыкальная композиция так и называется «Гжель».
Самостоятельная работа детей.
Подведение итогов:
В: Ребята наше занятие подходит к концу.
Законченные работы оставляйте пока на столе, мы подождем пока они подсохнут, а после этого повесим их на нашу доску посмотрим и полюбуемся тем, какая гжельская красота у нас получилась.