Ольга Писковская
Интегрированная ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказка в музыке М. И. Глинки «Марш Черномора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки
«Руслан и Людмила».
Формировать у детей творческую фантазию, устойчивый интерес к произведениям искусства, эстетический потенциал.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение целостно воспринимать мир.
Публикация «Интегрированная ОД по художественно-эстетическому развитию „Сказка в музыке М, И, Глинки „Марш Черномора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Формировать умение воплощать свои впечатления об услышанной музыки в рисунке.
Развивающие:
Развивать у детей память образами из музыкальных и литературных произведений.
Развивать активность слухового восприятия.
Развивать воображение, увлечённость и активное музыкальное восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к способу выполнения изобразительных работ, посредством прослушивания музыкальных произведений.
Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
Воспитывать патриотические чувства к музыкальным произведениям М. И. Глинки.
Предварительная работа:
Чтение фрагментов поэмы сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Обсуждение отрицательных и положительных героев.
Беседа: «Каким вы представляете героя…».
Рассматривание иллюстраций к поэме сказке А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Просмотр отдельных эпизодов сказки.
Поэтапный план ОД:
1. Педагог знакомит детей с творчеством русского композитора М. И. Глинки.
2. Прослушивание музыки М. И. Глинки «Марш Черномора».
Выделение следующих музыкальных моментов: грозное звучание марша (появление Черномора, звучание колокольчиков (изображают сказочное царство Черномора).
3. Сделать рисунок (набросок).
4. Рассматривание изображённых эпизодов.
5. Итог ОД.
Материал:
а/л А4, цветные карандаши, фломастеры, ретушные мелки, музыкальный центр, диск с записью музыки М. И. Глинки «Марш Черномора».
ОД.
Педагог: Ребята, мы с вами познакомились с поэмой сказкой А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Понравилась вам сказка?
Дети: Да
Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русского композитора М. И. Глинки. Вы знаете, ребята, композитор, прочитав поэму, влюбился в эту красивую, очаровательную сказку. Он вдохновился этой поэмой и написал к ней музыку. Музыку к опере
М. И. Глинки «Марш Черномора». Композитор работал творчески и музыку написал быстро.
Ребята, а давайте мы с вами сейчас, вспомним, как описал А. С. Пушкин одного из главных героев волшебника Черномора.
Дети: Он был карликом. Он был описан поэтом, как злой и коварный волшебник.
Педагог:
В образе Черномора есть все черты, характерные для злого колдуна. Во-первых, его имя — Черномор — словно разделяется на две части: «черный» и «морить». Во-вторых, это карлик, который только хитростью смог одолеть своего большого брата. В-третьих, у него есть борода, делающая его непобедимым.
Сей благодатной бородой
Недаром Черномор украшен.
Доколь власов ее седых
Враждебный меч не перерубит,
Никто из витязей лихих,
Никто из смертных не погубит
Малейших замыслов моих.
Педагог: Да, ребята, вот и в музыке, написанной М. И. Глинка
«Марш Черномора» -это тоже отрицательный герой. Появляется он под марш. С начало его бороду выносят рабы, а потом появляется сам карлик-волшебник Черномор
Вспомним, как выглядит у А. С. Пушкина волшебник Черномор:
Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рождённый Карлой, с бородою,
Умён,как бес,и зол ужасно,
Притом же, знай, к моей беде
В его чудесной бороде
Таится сила роковая…
Отдельного рассмотрения заслуживает вступление, которое А. С. Пушкин написал немного позже основного текста. Кажется, что в нем каждое слово взято из какой-то сказки. Подобное описание с первых же строк поэмы погружает нас в волшебный мир народно-сказочного описания.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Чудеса в поэме Пушкина начинаются с первых слов.
Сейчас мы прослушаем музыку М. И. Глинка «Марш Черномора». Здесь марш исполняется духовым и симфоническим оркестром.
В первой части музыка звучит грозно, что производит устрашающее настроение.
Во второй части музыка звучит в исполнении колокольчиков. Звучание колокольчиков изображают сказочное, волшебное царство Черномора. И эта часть музыки, как бы насмехается над злым волшебником, показывая, что он не страшный и злой волшебник, а всего лишь маленький карлик.
Дети выбирают изобразительный материал и приступают к выполнению рисунков. Звучит музыка М. И. Глинки «Марш Черномора». (повторно).
Возникнувшие под музыку чувства и эмоции дети отображают в своих рисунках.
По завершению работы над рисунками дети все вместе рассматривают свои работы. Вспоминают эпизоды сказки А. С. Пушкина.
Спасибо за внимание!