Любовь Кузина
НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Машенька» г. о. Тольятти
Конспект ОД по художественно – эстетическому развитию на тему : «Хохлома» в подготовительной группе «Незабудки»
Подготовила :
воспитатель,
Кузина Любовь Васильевна
Тольятти, 2023
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Конспект организации НОД по рисованию в подготовительной группе по теме «Хохлома»
Тема: Хохлома
Вид продуктивной деятельности: рисование
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: создание расписной ложки и тарелки используя элементы хохломской росписи.
Задачи:
1. Образовательные:
Познавательные:
- уточнить представления об истории хохломской росписи;
- продолжать знакомиться с элементами хохломской росписи;
Изобразительные:
- формировать умения передавать элементы хохломской росписи;
- формировать умения подбирать соответствующие для хохломы цвета;
- формировать умения размещать изображение на листе в форме ложки;
Технические:
- формировать умение выполнять приё мы: работа всей кистью, работа всем ворсом, концом кисти;
2. Развивающие :
- отгадать загадки про посуду;
- развивать мелкую моторику;
- развивать внимание, воображение;
- развивать способности к изобразительной деятельности;
3. Воспитательные:
- проявлять самостоятельность при выполнении работы;
- проявлять аккуратность в работе при выполнении рисунка;
Планируемые результаты: проявили самостоятельность при выполнении работы; проявили аккуратность в работе при выполнении рисунка; развили способности к изобразительной деятельности; развили внимание, воображение; развили мелкую моторику; сформировали умение выполнять приё мы: работа всей кистью, работа всем ворсом, концом кисти; сформировали умения подбирать соответствующие для хохломы цвета; сформировали умения размещать изображение на листе в форме ложки; сформировали умения передавать элементы хохломской росписи; продолжили знакомиться с элементами хохломской росписи; уточнили представления об истории хохломской росписи, отгадали загадки про посуду.
Материалы и оборудования: методическое пособие ручной работы на тему хохломы, ложки из белой бумаги, гуашь, кисти, вода, картинки посуды и элементы данной росписи для игры.
Ход занятия
1. Организационно-мотивационный этап:
Задачи этапа:
- заинтересовать к предстоящей работе;
- отгадать загадку про посуду
ХОД:
- Ребята, садимся на места. Сейчас у нас с вами рисование. Для начала отгадайте загадки:
«Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду» (ложка)
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая, В печи обожжённая,
От кувшина – низка Глиняная … (Миска).
- Как можно назвать одним словом предметы, которые вы назвали?
(посуда)
- Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. А знаете ли вы как появилась посуда?
- Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.
И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой. А кто мне скажет, как называется роспись, где красные, черные цвета и бывает она даже золотая?
(хохломская роспись)
- Верно! Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
(это трава, цветы, ягоды)
– Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Словесный (беседа, игровой (загадки)
2. Основной этап
2. 1 Этап постановки проблемы:
Задачи этапа:
- задать проблемный вопрос в доступной для детей форме;
ХОД:
Сегодня мы узнаем, где родилась Хохломская роспись, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают. Поэтому смотрим и слушаем внимательно, чтобы мы с вами смогли расписать ложку в хохломском стиле.
2. 2 Этап ознакомления с материалом:
Задачи этапа:
- уточнить представления об истории хохломской росписи;
- продолжать знакомиться с элементами хохломской росписи;
ХОД:
- Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
- Скажите, какие цвета встречаются в узорах?
( четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)
- Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор?
- Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.
- Какое главное правило при составлении узора?
(элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно)
Давайте с вами поиграем в игру «Найди узор»
Я раздам различную посуду, а ваша задача узнать элемент, используемый для росписи вашей посуды и положить на пустой квадратик, а потом мы проверим, правильно или нет вы нашли необходимый элемент.
- Молодцы, ребята, вы справились!
Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
- Давайте вместе с вами скажем волшебные слова и сделаем волшебные движения, и тогда мы превратимся в мастеров Хохломы.
Физкультминутка
«Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала (Наклоны головы)
Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала.» (Руки к сердцу, руки вперед.)
- Ну вот мы и мастера и мастерицы.
2. 3 Этап практического решения проблемы:
Задачи этапа:
- формировать умения передавать элементы хохломской росписи;
- формировать умения подбирать соответствующие для хохломы цвета;
- формировать умения размещать изображение на листе в форме ложки;
- развивать мелкую моторику;
- развивать внимание, воображение;
- развивать способности к изобразительной деятельности;
- проявлять самостоятельность при выполнении работы;
- проявлять аккуратность в работе при выполнении рисунка;
- формировать умение выполнять приё мы: работа всей кистью, работа всем ворсом, концом кисти;
ХОД:
- Давайте ребята сядем на свои места и постараемся красиво нарисовать узоры хохломы.
Для этого нам понадобятся:
- вода;
- кисти № 5 и 6;
- лист бумаги;
- краски: чёрная, красная, желтая, зеленая
Сейчас будем делать вместе. Но сначала посмотрите на пример.
1. Сначала мы карандашом намечаем где у нас будут какие узоры. У ложки на ручке есть элементы хохломы.
2. Намечем каёмочку, за неё наш узор не выходит.
3. На самой ложке мы рисуем травные элементы, это у нас ягодки, завитки, усики и листики.
4. Теперь, когда мы нарисовали всё, что хотели карандашом, мы берём кисточку. Набираем водичку, лишнюю о край банчки убираем, потом набираем краску на кончик кисточки и начинаем рисовать. Смотрим на примеры узоров и аккуратно кончиком кисти вырисовываем усики и завитки. Ягодки у нас красного цвета. Полностью ложку закрашивать в один цвет закрашивать не надо!
3. Заключительный этап:
Задачи этапа:
- Подведение итогов деятельности
ХОД:
- Ребята, посмотрите, какие у нас красивые ложки получились. Как вы думаете, тяжело быть мастером?
Почему вы так думаете?
Из каких элементов состоит хохломская роспись?
Какие цвета используются?
Где впервые зародилась данная роспись?
Хорошо. А сейчас убираем свои рабочие места, занятие закончилось.