Елена Бакши
НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказку» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познавательная область развития:
-упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 5, правильно выкладывать предметы на наборное полотно, формировать умение соотносить количество предметов с числом, отвечать на вопросы «сколько всего?», «какой по счету?»;
-формировать умение выделять одновременно несколько свойств геометрических фигур (цвет, форма, размер);
Публикация «НОД по формированию элементарных математических представлений „Путешествие в сказку“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
-развивать умение ориентироваться относительно себя и в пространстве группы, двигаться в заданном направлении по словесной инструкции;
- уточнить знания о признаках зимы;
- развивать восприятие, ощущения, произвольное внимание, логические мышление.
Речевая область развития:
- продолжать прививать интерес к устному народному творчеству через обыгрывание сюжета знакомой сказки «Теремок»;
- активизировать словарь детей математическими терминами (больше, меньше, поровну, одинаково);
-побуждать детей отвечать на вопросы в виде коротких предложений.
Социально-коммуникативная развития:
- воспитывать у ребят сдержанность, усидчивость на занятии, доброжелательное отношение ко взрослым и детям, поощрять желание прийти на помощь другому, уважительное отношение к отвечающему товарищу;
-заинтересовывать дошкольников художественной литературой через
игровые задания на занятии.
Физическая область развития:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
-продолжать формировать знания о необходимости сохранять правильную осанку в положении стоя, сидя, в движении.
Художественно-эстетическая область развития:
-развитие фантазии и творческого воображения посредством вхождения в игровую ситуацию.
Демонстрациооный материал : магнитная доска, наборное полотно в виде «теремка», силуэты персонажей сказки «Теремок», картинка медведя в берлоге, игрушки из перчаточного театра «Теремок», «чудесный мешочек» с блоками Дьенеша.
Раздаточный материал : наборное полотно в виде «теремка», изображение ключей большого и маленького размера синего, желтого и зеленого цвета, наборное полотно, счетный материал (персонажи сказки «Теремок», пирожки).
Интеграция образовательных областей:
Ход занятия:
Коммуникативная игра «Здравствуй друг».
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!
Воспитатель:
- Вы любите сказки? Сегодня мы с вами отправимся сказочное путешествие. Предлагаю вам совершить его с помощью волшебства.
Воспитатель накрывает себя и детей яркой тканью и говорит «волшебные слова» :
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся, глаза закроем, скажем: Ах! и окажемся в гостях».
Воспитатель:
-Послушайте загадку и угадаете в какой сказке мы оказались :
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нем
Самым разным жителям.
Но висит на нем замок.
Это домик – …. ТЕРЕМОК. (Показ объемного теремка)
Воспитатель:
- В какую сказку мы попали?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Присаживайтесь на свои места.
- Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок.
Вот по полю лягушка бежит,
У теремка остановилась и стучит.
-Нет там никого. Тишина.
Воспитатель:
-Для того, чтобы наша мышка попала в теремок, ей нужно помочь найти правильный ключ.
Дид. игра «Подбери ключик».
Цель: формировать умение выделять одновременно несколько свойств геометрических фигур (цвет, форма, размер).
Воспитатель:
- Ребята, рассмотрим все ключи, которые лежат перед вами. Они все одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? (цветом, размером). Теперь предлагаю помочь мышке. Оставьте, пожалуйста, из них только все не большие. Какого размера остались ключи? (все маленькие) Теперь только все не синие и не зеленые. Какие сейчас остались? (все желтые) Теперь из оставьте не круглый и не квадратный. Какой ключ остался? (маленький, желтый и треугольный) Это и будет нужный «ключ».
Воспитатель вместе с детьми проделывает все те же действия, что и дети. Затем, проходя между столами детей, сравнивает свой ключ с их ключом.
Таким образом все удостоверяются, что это нужный ключ.
Ключик отдается мышке. Мышка отмыкает замок и заходит в теремок.
Воспитатель прячет мышку из кукольного театра за объемный теремок.
-Мы с вами молодцы - мы помогли мышке и поэтому она теперь может зайти в теремок.
Воспитатель прикрепляет плоскостное изображение мышки к наборному полотну на верхнюю строчку. Дети за столами проделывают то же самое. Воспитатель контролирует, чтобы дети выкладывали слева направо от красной линии.
Воспитатель:
- Сколько зверей сейчас живет в теремке?
Ответы детей.
- Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок.
Вот по полю лягушка бежит,
У теремка остановилась и стучит.
Воспитатель:
- Пустила ее мышка в теремок.
- Зашла лягушка и поселилась в домике.
На этих словах карточка с изображением лягушки выставляется на наборное полотно. У воспитателя на магнитной доске, у детей на их наборном полотне. Воспитатель проверяет правильность выкладывания детьми.
Воспитатель:
- Сколько зверей сейчас живет в теремке?
Воспитатель считает: «1, 2 – обобщающий жест – всего два зверя».
Ответы детей.
- Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок.
Вот по полю зайчик бежит,
У теремка остановился и стучит.
Воспитатель:
- Зайка замерз и просит с ним поиграть, чтобы он согрелся.
Физкультминутка «По дорожке, по дорожке»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Дети возвращаются за столы.
Воспитатель:
- Пустили мышка и лягушка зайчика в теремок.
Фигурка зайца из кукольного театра ставится за объемный теремок, а карточка с изображением зайчика выставляется на наборное полотно. У воспитателя на магнитной доске, у детей на их наборном полотне. Воспитатель проверяет правильность выкладывания детьми.
Воспитатель:
- Сколько зверей сейчас живет в теремке?
Ответы детей
Воспитатель считает: «1, 2 ,3 – обобщающий жест – всего три зверя»
- Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок.
Вот по полю лисичка бежит,
У теремка у теремка остановилась и стучит.
Воспитатель голосом лисички: «Пустите погреться пожалуйста».
Воспитатель:
- Пустили мышка, лягушка и зайчик лису в теремок.
Фигурка лисы из кукольного театра ставится за объемный теремок, а карточка с изображением лисы выставляется на наборное полотно. У воспитателя на магнитной доске, у детей на их наборном полотне. Воспитатель проверяет правильность выкладывания детьми.
Воспитатель:
- Сколько сейчас в теремке живет зверей? Посчитаем?
Ответы детей.
Воспитатель считает: «1, 2, 3, 4 – обобщающий жест – всего четыре зверя».
- Стоит в поле теремок,
Он ни низок, ни высок.
Вот по полю волчек бежит,
У теремка у теремка остановился и стучит.
Воспитатель голосом волка: «Здравствуйте. Холодно. Можно мне к вам?».
Воспитатель:
- Пустили мышка, лягушка, зайчик и лиса волка в теремок.
Фигурка волка из кукольного театра ставится за объемный теремок, а карточка с изображением волка выставляется на наборное полотно. У воспитателя на магнитной доске, у детей на их наборном полотне. Воспитатель проверяет правильность выкладывания детьми.
Воспитатель:
- Сколько зверей сейчас живет в теремке?
Ответы детей
Воспитатель считает: «1, 2 ,3, 4, 5 – обобщающий жест – всего пять жителей».
На доске на верхней линии и у детей на числовых карточках расположены 5 зверей – посчитали, обобщающий жест – всего 5 зверей. Здесь же порядковый счет – кто пришел первый и т. д.
Воспитатель:
- Познакомились все жители теремка друг с другом и решили по случаю такой радости пирожков напечь, да с чаем их горячим попить. Предлагаю испечь вместе с ними. Приготовьте ручки.
Пальчиковая гимнастика «Тесто замесили»
Муку в тесто замесили,
(сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили:
(прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки,
(поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи.
(обе ладошки разворачивают вверх)
Кушайте пожалуйста!
(делают приглашающий жест)
На столе у воспитателя стоят тарелочки с изображениями пирожков.
Воспитатель:
-Наши пирожки, вот они какие, румяные, аппетитные. Их надо раздать жителям теремка.
Воспитатель вместе с помощником воспитателя расставляет тарелочки с пирожками на столы детям (одна тарелочка на двоих).
Воспитатель:
- Сейчас, ребята, на нижнюю линию наборного полотна разложите пирожки так, чтобы у каждого жителя теремка было по одному. Выкладывайте так, чтобы звери видели свои пирожки.
Воспитатель выкладывает на магнитной доске. Дети выполняют задание на своих местах.
Воспитатель:
-Сколько пирожков вы выложили?
Ответы детей
Воспитатель считает на своем наборном и делает обобщающий жест.
Воспитатель:
- Всего 4 пирожка. Всем ли хватает пирожков? Сколько не хватает пирожков? Чего больше: пирожков или жителей? Что сделать, чтобы их было одинаковое количество?
Ответы детей.
Воспитатель раздает еще по одному пирожку.
Добавляют еще один – посчитали, сравнили. Сделали вывод: «Поровну».
Воспитатель:
-Кого еще не хватает в нашей сказке?
Дети:
-Медведя.
Воспитатель:
-Почему сейчас мишка не может прийти? Какое сейчас время года? Что медведь делает зимой?
Ответы детей.
Воспитатель выставляет на доску картинку с изображением медведя в берлоге.
Воспитатель:
-Лисичка сказала, что у нее для нас сюрприз, но его надо найти. Пойдем его искать?
Дети:
-Конечно.
Выходят из-за столов и подходят к воспитателю.
Гимнастика для глаз: «Снежинка»
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, на полянку падает первый снежок. Понаблюдаем за ним.
Воспитатель стоит со снежинкой в руках
Мы снежинку увидали, -
со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети смотрят вверх и
вниз.)
Все! На землю улеглись. (присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза)
Воспитатель:
-Подойдите, пожалуйста, ко мне. Лисичка запутала следы, но оставила нам карту. Карта поможет найти сюрприз. Я буду говорить направление куда надо идти, а вы будете двигаться в нужную сторону.
- Для того, чтобы отправиться в дорогу мы немного согреемся. Сколько я в ладоши хлопну – столько раз вы топнете. Сколько раз я бубном прозвеню- столько вы подпрыгнете.
- Вы готовы, и мы отправляемся в путь.
Воспитатель показывает карту, на которой обозначен путь: пройти вперед до пенька, от пенька повернуть налево и подойти к сугробу, от сугроба повернуть направо, дойти до ели и заглянуть за нее.
Нашли сюрприз – «чудесный мешочек».
Воспитатель:
- Ребята, в «чудесном мешочке», лежат «фонарики» разной геометрической формы. Ведь скоро Новый год и этими «фонариками» можно будет украсить теремок. Ваша задача угадать какой формы вы берете «фонарик».
Дети становятся полукругом и по очереди достают из «чудесного мешочка» «фонарики», не глядя в «мешочек» называют геометрическую форму «фонарика».
Воспитатель:
-Ну, что нам пора возвращаться из сказки обратно в д/с. Встанем в круг. Скажем волшебные слова: «Ножкой топнем, в ладоши хлопнем, вокруг себя повернемся, закроем глаза и в садик вернемся».
Рефлексия.
На ковре дети стоят в кружке.
Воспитатель:
-Сколько зверей пришло к теремку?
-Всем ли сначала зверям хватило пирожков?
- Помните какая хитрая была лисичка, как она спрятала сюрприз?
- Что мы делали, чтобы найти этот сюрприз?
- А что же за сюрприз нам приготовила Лисичка?
-Какой формы были фонарики?
- Что понравилось, что было трудно выполнить?
- Вы все отлично потрудились, вы -большие молодцы!
-Спасибо гостям за внимание! На этом наше путешествие окончено.