Екатерина Мещерова
Конспект НОД по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе «Добрые дела спасут мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе
Пояснительная записка:
Цель: продолжать формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека.
Задачи:
Закреплять умение оценивать свои поступки и поступки сверстников
Продолжать формировать у детей мотивации на совершение добрых дел, которые могут порадовать близких людей
Продолжать обогащать словарь детей понятиями «доброта», «полезное дело»
Темочки:
Формировать умение грамматически правильно высказывать свои мысли, быть внимательным с ответами своих товарищей
Упражнять в подборе антонимов
Развивать связную речь, слуховое внимание, память
Воспитывать дружелюбное отношение детей к взрослому, друг к другу.
Состав группы : 6 девочек и 11 мальчиков. Моя группа любит помогать взрослым, помогать ровесникам и малышам, воспитателю.
Актуальность моей темы обусловлена тем, что подрастающее поколение растёт и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности.
Методы:
Наглядные: демонстрация иллюстраций.
Словесные: беседа, творческие задания, рассказывание стихотворений.
Формы: вариативно-информационная,использование игровых ситуаций на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми и партнерской деятельности взрослого с детьми.
Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Всё это говорит о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Дидактическое оснащение и Оборудование:мягкая игрушка, разноцветные карточки зеленые и красные по количеству детей, картины с изображением отрицательных и положительных сказочных героев, книга, грязная чашка, сломанная машина, музыкальный центр, шкатулка, письмо, карандаш, шаблоны с геометрическими фигурами по количеству детей, пазлы (герои сказок, Картонные планшеты с заданиями (по количеству детей).
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:чтение «Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсен, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, чтение произведений В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», русская народная сказка «Лиса и кувшин», разучивание стихотворений.
Планируемые результаты:
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым;
- способны к деятельной доброте и непримиримы ко всем проявлениям зла.
- развитие понимания о том, что доброта – это основа взаимоотношений между людьми;
- формирование общей культуры поведения;
Занятия-путешествия:
Ход занятия:
1. Организационный момент
Приветствие:
Воспитатель: Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить улыбки. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному.
Дети: Улыбка!
Воспитатель: Небу ясному.
Дети: Улыбка!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши.
Дети: Вам улыбка от души!
Игра «Добрые дела».
- А теперь поиграем.
Воспитатель предлагает детям образовать круг.
- Как вы думаете, ребята, вас можно назвать добрыми?
- В чем проявляется ваша доброта? Какие добрые дела вы совершаете?
Передавая друг другу сердечко (мягкую игрушку, дети говорят о своих добрых поступках.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо от Чебурашки, в котором он просит нас помочь ему. Сейчас я его зачитаю.
«Добрый день,ребятишки,девчёнки и мальчишки! Пишет вам Чебурашка. Ребята, я хотел приехать к вам в гости. Но злая ведьма заколдовала дорогу. Только вы мне сможете помочь, потому что вы самые добрые, отзывчивые и воспитанные люди. Поэтому я решил вас проверить и приготовил для вас задания, если вы справитесь с ними, то я найду дорогу к вам.»
Воспитатель: Вы хотите помочь Чебурашке? Для того чтобы понять, сможем ли мы помочь расколдовать дорогу, нам сегодня нужно выполнить все задания Чебурашки. Я хочу поговорить с вами о том, как наши поступки могут радовать и огорчать окружающих людей, и подумать, какие поступки можно назвать хорошими, а какие – плохими. А поможет нам в нашем путешествии современный гаджет, планшет.
Отправимся в путешествие на паровозе. (дети согибают рукии надувают щеки…дыхательная гимнастика.)
Садимся на стульчики:
Воспитатель:
1. На планшете нарисована книга…Где можно отыскать книгу?
Дети… в библиотеки…
Воспитатель: А сейчас давайтепревратим «плохие поступки» в «хорошие».
Разорвать книгу – склеить книгу.
Намусорить – убрать.
Поломать – починить.
Промолчать при встрече – поздороваться.
Испачкать одежду – постирать одежду.
Оторвать пуговицу – пришить пуговицу.
Разбросать игрушки – собрать игрушки.
Оставить грязной посуду – вымыть посуду.
Поссориться с другом – помириться с другом.
Похвастаться игрушкой – поделиться игрушкой.
Жадничать – делиться.
Обижать младших – защищать младших.
2. Карандаш. Из чего сделан карандаш?
Дети…из дерева…
Воспитатель: Где деревья можно найти?
Дети…в лесу.
Идем в лес по тропинке, чтобы найти карандаш надо пройти тихо по лесу,
Чтобы не распугать животных, убрать мусор. (совершить добрые поступки)
Нашли карандаш…сделали гимнастику для рук
Карандаш, карандаш любимый наш.
Вот возьму тебя я в руки и не будет больше скуки.
С помощью карандаша превратить геометрические фигуры в потерявшихся детенышей.
Овал-в котенка. Круг-в цыпленка. Треугольник в ребенка.
3. Знак вопроса… (Гимнастика для глаз)
Вот стоит осенний лес! (Выполняют круговые движения глазами)
В нем много сказок и чудес!
Слева — сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево-вправо)
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх-вниз)
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Определи поступок с помощь. Карточек. (дети видят на экране картинки, если там изображен хороший поступок-поднимают зеленую карточку, если плохой -красную.
4. Физкультминутка.
А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
5. Выполни задание с другом.
Дети разделяются на пары, по цвету планшетов, вдвоем собирают пазлы со сказочными героями.
Воспитатель: Дети, не только в нашем с вами мире, но и в сказочном, есть герои, которые совершают хорошие, добрые поступки их называют положительные герои. А есть сказочные персонажи, которые поступают неправильно – их называют отрицательными. Сейчас я буду показывать вам картинки, которые мне прислал Чебурашка, а вы мне скажете, какие они – положительные или отрицательные персонажи и хороший или плохой поступок совершают эти герои.
Например: «Лиса – отрицательный герой, потому что она поступает плохо, она хитрая и обманула колобка».
6. Игра с элементами релаксация «Пирамидка добрых дел»
Воспитатель: Каждый задумайте доброе дело, положите его на свою ладошку, построим из ладошек с добрыми делами пирамидку.
Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, положив одну на другую, называя доброе дело (уберу свои вещи, покормлю котёнка, подарю цветок, вымою посуду, помогу маме и т. д.)
Воспитатель: какая по высоте получилась пирамидка? Почему? (мы задумали много добрых дел). Предлагаю отпустить наши добрые дела по всей земле. Для этого разомкнём руки и дунем на ладошку. На земле станет всем лучше от ваших добрых дел.
Дети читают стихи:
1. Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил
Каждый скажет это.
2. Если подал ты при всех
Девочке пальтишко
Ты — культурный человек,
Мировой Мальчишка!
3. Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это — просто красота,
Только так и нужно!
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, что важное для себя вы сегодня узнали? Где вы это можете применить?
Дети: Надо быть добрым и вежливым. Быть веселым. Помогать людям. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта - это украшений нашей жизни.
Воспитатель: Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее и дружнее. Я вам предлагаю нарисовать, что такое дружба как вы это понимаете?
Входит Чебурашка поет с детьми песню (Улыбка)
Возвращение в группу на паровозе
Список рекомендованной литературы:
1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2.
2. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3.
3. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л. Д. Короткова. - М. : Перспектива, 2011.